Разработка мероприятия Недели русского языка Лингвистический КВН


Лингвистический КВН в дни Недели русского языка для учащихся 8 класса.
Подготовила: Нитченко Валентина Егоровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Волошинская ООШ Острогожского района Воронежской области
Цель: Выявление знатоков русского языка. Закрепление орфографических и пунктуационных правил за курс 5-8 классов.
Задачи:
1.Воспитание любви и интереса к родному языку.
2.Развитие логического мышления.
3.Расширять кругозор учащихся.
4.Способствовать углублению знаний о русском языке.
Наглядный материал:
Раздаточный материал с практическими заданиями для обеих команд; на плакатах высказывания о русском языке известных людей, портреты прекрасных стилистов русского языка: Бунина И., Толстого Л., Тургенева И., Чехова А., Пушкина А.
Составные части (станции) лингвистического КВН:
1. Теоретическая.
2. Сообразительная.
3. Фонетическая.
4. Практическая.
5.Выразительная.
Ход мероприятия.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей.
Н. В. Гоголь
Наш сегодняшний КВН поможет погрузиться в некоторые тайны русского языка и поможет определить тех, кто лучше знает его тайны. Кто же сегодня отправляется в путешествие за лингвистическими тайнами? Представляются участники. Озвучиваются названия команд, объясняется участниками мотивация названий.
Озвучивается начало КВН, его станции, жюри. Даётся старт КВН.
Теоретическая станция. (Отвечают команды по очереди)
1.Какие словообразовательные морфемы вы знаете?
2.Какая морфема образует формы слова?
3. Что такое приставка?
4.Что такое суффикс?
5.Дать определение причастию.
6.Дать определение деепричастию.
7. Какие гласные буквы могут давать два звука?
8. В каких случаях это бывает?
9.В чём сходство деепричастия и наречия?
10. В чём сходство прилагательного и причастия?
Жюри: За каждый правильный ответ 1 балл.
Сообразительная станция. (Отвечают команды в зависимости от скорости подготовки)
1.Дана пропорция Б:П=Д:?
Что должно стоять на месте вопроса? (Ответ: Т)
2.Задача-шутка.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
- Здравствуй, отец! – говорит боец. А старик ему отвечает:
- Здорово! Только зовут меня не отец, а по-другому: читай с любого конца – одинаковое значение будет. И жилище моё можно прочитать с любого конца и имя бабки моей тоже с тем же свойством.
Задумался боец. Помогите ему разгадать эти три слова.
(Ответ: Дед, шалаш, Анна или Алла).
3. Почему по-разному пишутся одинаково звучащие слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил?
4. Назовите слова, начинающие с 4-х согласных.
(Встреча, всплеск, взгляд).
5. Как большой дом превратить в маленький?
(Добавить суффикс –ик).
6. Что это за трава, которую слепые знают? (Крапива)
7. Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)
8. В землю — крошки, из земли — лепешки. (Репа)
9. В лавке пятак, а не вытащить никак. (Сучок)
10.Что вверх корнем растет? (Сосулька)
11.Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней, не называя дни недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Фонетическая станция. (Отвечают команды по очереди).
Сколько букв, звуков в слове-отгадке
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык – 4 б., 5 зв.)
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу-жужжу, жужжу-кружу.
(Юла – 3 б., 4 зв.)
3.Реши пример: Кабан – ан + лук = ?
(каблук)
4. Реши пример: Корь – ь + идол – л + р = ?
(коридор)
5. Реши пример: Кот + ёлка – ка =?
(котёл)
6. Реши пример: Лесник – ник + тница=?
(лестница
Выразительная станция. (Отвечают команды по очереди).
1. Продолжи пословицы, дай толкование:
1. На словах и так и сяк… (а на деле никак).
2. Не храбрись словом… (покажи делом).
3. На словах города берёт… (а на деле ни шагу вперёд).
4. Щедра на слова… (да скупа на дела).
2. Вспомни синонимичные пословицы к словосочетаниям:
1.Учись всю жизнь
2.Береги время на дела
3.Не торопись, делай всё аккуратно
4.Нехорошо заглядываться на чужое
Век живи – век учись.
Делу время, а потехе час.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Берут завидки на чужие пожитки. На чужой каравай рот не раззевай.
3. Прочитать наизусть высказывания известных людей о русском языке.
Практическая станция. (Выполняют отдельно команды одинаковые письменные задания. За скорость и правильность выполнения получают баллы).
1. Закончите предложения, использовав подходящие обобщающее слово и ряд однородных членов:
Мои одноклассники держат разных
(Мои одноклассники держат разных домашних животных: кошек, собак, хомяков, морских свинок).
2. Подбери к фразеологизмам синонимичные слова:
зарубить на носу- (запомнить)
зуб на зуб не попадает- (замёрз)
на краю света- (далеко)
намылить шею- (проучить)
3. Перечислить основные способы образования слов в русском языке:
Приставочный.
Суффиксальный.
Приставочно-суффиксальный.
Бессуффиксный.
Сложение.
Переход одной части речи в другую.
4. Чем заменить диалектные слова в отрывке стихотворения С.Есенина «В хате». (Они выделены).
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к мохотке крадётся
На парное молоко.
ДЛЯ СПРАВОК: «зола, пепел», «выемка в русской печи для просушки чего-либо», «кушанье из запечённой смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля», «железная крышка, прикрывающая устье русской печи», «кринка», «квашня, кадушка для замешивания теста».
5. Объяснить значение выделенных диалектных слов отрывков из произведений Н.А.Некрасова.
- Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…
…Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы»
В избушке – телёнок в подклети.
Кто ловит пиявок
На лаве, где мамка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глажку,
Кто тащит на пожню ведёрку кваску.
ДЛЯ СПРАВОК: «пешеходный мостик через речку, топкое место», «стая», «луг во время сенокоса», «огороженное в избе место для скота».
6.Произвести разные виды разбора слова «разговор».
(Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический)
По окончании все сдают выполненное задание. Жюри проверяет, а членам команды и болельщикам предлагается презентация «О лингвистах русского языка».
Затем оглашаются итоги.
Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За азарт соревнованья, Обеспечивших успех!
Использованные материалы:
1. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова «Русский язык 8 класс», Москва: Просвещение, 2012 г..
2. Г. А. Богданова Методическое пособие «Уроки русского языка в 8 классе», Москва: «Просвещение», 2000 г.
3. Львова С.И. «Русский язык в кроссвордах», Москва: Дрофа, 2007.
2.Петрановская Л. «Игры на уроках русского языка», Москва :МИРОС, 2000 г.