Конспект урока по окружающему миру Вода. Значение воды в жизни человека и природе.

Тема урока: Вода. Значение воды в жизни природы и человека.
Цель: развить представление учащихся о значении воды в жизни природы и человека через актуализацию имеющихся знаний и получение новых.
Задачи:
расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
способствовать формированию культуры рационального водопотребления.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: понимать значимость воды для жизни.
Метапредметные:
осознают необходимость использования чистой воды для живых организмов.
Формирование УУД:
Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстраций.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные: 
Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Коммуникативные: 
Обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,  формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
Развивать интерес к предмету.
Развитие навыков сотрудничества в групповой деятельности.
Читать про себя тексты, отделять новое от известного.
Методы: Частично-поисковый, проблемный;
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная. Использование деятельностного обучения с применением ИКТ.
Оборудование для учителя:
1 литровая банка с водой, 4 ложки (3 пластмассовые разовые ложечки - 1мл, 1 столовая ложка – 5мл), емкость для льда, 1 пластмассовый пустой стакан, соль; карточки на доску: слабый напор, средний напор, сильный напор, выставка энциклопедий, вырезки которых использованы в текстах.
Оборудование для учеников:
листы с текстами (3 варианта по рядам), листочки с заданиями-исследованиями (3 варианта по рядам), фломастеры, ручки, возможны калькуляторы для подсчета «Сколько я трачу чистой воды»

Организационный этап.
- Здравствуйте. Меня зовут Любовь Васильевна. Я искренне надеюсь, что урок вам запомнится, что вы сумеете многое понять, вспомнить, задуматься о будущем.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Наш разговор пойдет об одном из самых уникальных веществ на планете.
1 слайд: высказывание Сент-Экзюпери.
Чтение со слайда учениками цитаты из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери на фоне звуков переливающейся воды.
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ТЫ – САМА ЖИЗНЬ».
– О каком веществе написал известный французский писатель?
- Сформулируйте тему урока.
– Почему он говорит о воде – ты сама жизнь?
- Как вы думаете, какие цели мы можем поставить на уроке?
(узнать значение воды в жизни природы и человека)
Актуализация знаний.
2 слайд: вода.
- А знаете ли вы, сколько всего воды на земле?
2 слайд: диаграмма воды и суши.
- Только одна четвертая часть нашей планеты занята сушей, все остальное – вода.
- А где в природе может находиться вода?
3 слайд: пустой.
Демонстрационный опыт. «Распределение водных ресурсов на планете».
- Перед вами литровая банка с водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
Учитель вызывает ученика.
- Набери 2 ложки (2 мл) воды из этой банки, вылей ее в горшок с цветком.
- Как вы думаете, где на планете находится такое количество воды?
(Это вода находится внутри земной поверхности).
Учитель вызывает ученика.
- Набери 1 ложку (1 мл) воды и вылей её в воздух.
- Как вы думаете, где на планете может находиться такое количество воды?
(Это вода находится в атмосфере: облака, влажность).
Учитель вызывает ученика.
- Набери из этой банки 2 столовые ложки (21 мл) воды, перелей ее в форму для льда.
- В каком состоянии будет находиться эта часть воды?
(замороженное состояние: ледники, снежники и полярные льды).
Учитель вызывает ученика.
- Набери 2 ложки (2 мл), вылей в стакан. Пока этот стакан отставим в сторону, мы еще вернемся к нему.
- В оставшуюся воду я добавлю соль.
- Какая стала вода? (соленая)
- Где в природе встречается соленая вода?
(в морях и солёных озёрах).
Учитель показывает на отставленный ранее стакан.
- Как думаете, какая вода в этом стакане? (пресная)
- Где может находиться пресная вода?
(в реках и озёрах).
- Посмотрите на стакан с пресной водой и соленой. Какой можно сделать вывод? (пресной воды очень мало, ее надо беречь)
Первичное усвоение новых знаний. Расширение знаний детей о воде.
- Что вы уже знаете о воде? (ответы детей)
- Хотите еще больше узнать о воде?
- В каких источниках можно найти информацию о воде?
(в книгах, энциклопедиях, справочниках, в сети интернет)
- Перед вами выставка книг. В этих книгах можно найти интересные сведения о воде?
- У вас на партах лежат листочки с текстами. Поработайте в парах. Прочитайте тесты. По ходу чтения можете подчеркнуть новые для вас сведения.
Время для чтения. После чтения фронтальный опрос.
- Что нового вы узнали о воде? (ответы детей, в последнюю очередь опрос учеников 3 ряда)
Практический этап. Творческое применение знаний в новой ситуации.
Значение воды в жизни природы.
Работа в группах.
- Я приглашаю вас в маленькую лабораторию, где мы проведем экологические эксперименты. Работать будем в группах. Вспомните правила работы в группах (дружно, помогать, слушать друг друга, ценить мнение друг друга)
- Каждый ряд будет составлять одну группу.
4,5,6 слайды: задания в группах.
- Перед вами задания. Прочитайте их. Пройдите к последней парте. Согласуйте в группе, над каким заданием вы бы хотели поработать.
На слайдах текст, дети читают задание, выбирают свое задание, командиры групп берут карточки с заданиями и оборудование у учителя.
1 группа.
Перед вами 2 стакана с водой. По очереди понюхайте воду. Чем пахнет вода? (без запаха)
- Добавьте в один стакан каплю волшебной жидкости. (духи)
- В каком из стаканов вода имеет запах?
- Смогли бы животные обитать в воде с запахом? Почему?
2 группа.
Посмотрите на стаканы с водой и ответьте: имеет ли вода цвет? Добавите в стакан №1 кусочек краски. Посмотрите, как изменится ее цвет.
- Какого цвета стала вода? А если бы вода имела цвет, как бы это могло отразиться на живых организмах?
3 группа
В стакан №1с прозрачной водой добавьте растительное масло (оно заменит нам нефть). Встряхните стакан. Что заметили? Поставьте стакан на место. Что произошло с маслом, оно растворилось? (жидкости смешаются, но потом снова расслоятся). Как это отразится на живых организмах?
7 слайд: влияние нефти.
8 слайд: пустой.
После выполнения опытов, дети садятся на свои места.
Далее дети заново читают задание с карточки, отвечают на вопросы.
- Кто из других групп дополнит?
- Какая вода необходима для существования живых организмов?
(чистая вода, без примесей)
- А кто думает по-другому?
Вывод: для существования живых организмов необходима чистая вода.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Значение воды в жизни человека.
Значение воды в жизни человека.
- У меня на столе стоит два стакана с водой (один с чистой водой, другой с мутной).
Если бы вы хотели пить, какой бы стакан взяли? Почему?
- Сделайте вывод, какая вода пригодна для питья?
- Какими свойствами обладает чистая вода? (прозрачная, без цвета, запаха).
- Можно пить воду из крана? Почему? Кто знает, как можно очистить воду в домашних условиях? (бытовые фильтры, кипячение)
Прочитайте текст на слайде.
9 слайд: госпрограммы.
2005-2015 г. объявлены Международным десятилетием воды для жизни.
В 2010 году в России вступила в силу государственная программа «Чистая
вода». Основная задача – сохранять, преумножать и разумно распоряжаться природными богатствами.
- Что значит разумно распоряжаться природными богатствами?
- Для чего еще человек использует чистую воду? (питье, приготовление пищи, уборка, стирка, используется на заводах и т.д.)
- Знаете ли вы, сколько воды расходуете в день?
- Предлагаю провести исследование и посчитать, сколько воды вы используете за один день.
10 слайд: исследование.
(у каждого ученика на парте лежит карточка-исследование)
- Посмотрите на слайд, я объясню как надо работать.
- Мы посчитаем только то количество воды, которое вы тратите на мытье рук, умывание, мытье посуды.
Но условия будут разные. Первый ряд будет считать количество потраченной воды при слабом напоре, 2 ряд – при среднем напоре, 3 ряд – при сильном.
На доске переворачиваются карточки: слабый напор, средний напор, сильный напор.
"Сколько я трачу чистой воды?"
1
2
3
4
5

Твои дела
Количество

Сколько времени потрачено
за один раз
(в минутах)
Всего литров потрачено?




Перемножь записанные числа

Результат из 4-ого столбика умножь на 2, 7 или 10. Можешь пользоваться калькулятором.

Мою руки





Умываюсь





Мою посуду





Сложи полученные результаты четвертого столбика


Запиши ответ в рамку (фломастером)




11 слайд: пустой
После работы дети показывают друг другу полученные результаты. Учитель выбирает наименьшие результаты каждого столбика, прикрепляет на доску под надписями – слабый напор, средний напор, сильный напор.
- О чем заставляют задуматься ваши вычисления? (Много трат)
- Почему у 1-го ряда результаты оказались наименьшими?
- Как вы думаете, почему у ребят первого ряда получился меньший результат? (меньший напор воды)
- Как можно экономно использовать чистую воду в быту? (слабый напор, )
12 слайд: разумное потребление воды
Дети рассматривают картинки и называют условия экономии.
- Может человек жить без воды? Сколько литров ему необходимо пить каждый день? (1- 2 литра в день).
13 слайд: это интересно
Дети читают текст
Стакан чистой воды взбодрит и освежит Вас, снимет усталость, тревожность, улучшит Ваше внимание.
От чистой воды зависит наша с Вами продолжительность жизни. При постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8-10 лет.
- Так почему воду называют уникальным веществом?
Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
- О чем расскажете родителям?
14 слайд: это интересно
- У каждого из вас на столе лежит рисунок капельки Капитошки. Поделитесь своим настроением: если вы уходите с урока в хорошем настроении, дорисуйте улыбку, если остались равнодушными – прямую линию, если недовольны, дорисуйте грустное выражение лица.
Дети дорисовывают ротик.
- Покажите мне свое настроение.
15 слайд: это интересно
- А это мое послание к вам. (Берегите воду! Спасибо за работу)





15