План урока химии Теория химического строения органических соединений

План
открытого урока по химии в рамках «месячника химии»

Группа ТЭ- 1, I-го курса по специальности
«Электрификация и механизация сельского хозяйства»

Тема
« Теория химического строения органических соединений»
Цели урока: 1.Выяснить предмет изучения органической химии, особенности
органических веществ, раскрыть причины возникновения
теории химического строения органических веществ.
2.Раскрыть сущность основных положений теории химического
строения; раскрыть первоначальные понятия о порядке соединения
атомов в молекуле, об их взаимном влиянии.
3.Сформулировать первоначальное понятие об изомерии, показать
значение теории химического строения органических веществ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: на столах обучающихся химический стакан;
парафиновая свеча;
предметное стекло;
известковая вода;
спички
на демонстрационном столе: фарфоровая чашка;
парафин
сухой спирт;
держатель;
спички
Литература: 1.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова «Химия» для профессий и
специальностей технического профиля, М. ИЦ. «Академия»-
2013г.
2.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия» -11 класс,
М. «Дрофа»- 2013г.
3. С.А. Балезин, С.Д.Бесков «Выдающиеся русские ученые-
химики.
4. Р.Г.Иванова, Г.Н.Осокина «Изучение химии в 9-10
классах.
Ход урока:
I.Организационный момент
(настрой ребят на урок, выявление отсутствующих.)
II. Основная часть.
Изучение нового материала.
Преподаватель: ребята, мы с вами закончили изучение раздела химии- это неорганическая химия и вопросы общей химии. На предыдущем уроке написали контрольную работу (преподаватель сообщает результаты контрольной работы), и сегодня приступаем к изучению второго раздела учебника - это органическая химия, на которую согласно учебного плана отводится 38 часов.
Вопрос: что такое органическая химия? (тема урока записана на доске, преподаватель озвучивает цели урока, которые направлены на решение проблемы урока)
Проблема урока: что заставило создать научную теорию химического строения органических веществ?
(Решение этой проблемы преподаватель ведет по такому плану.)
1.Многообразие органических веществ в отличии от неорганических.
( в1880году было известно больше 12000 органических соединений, которые были в основном образованы тремя элементами: углерод, водород, кислород, реже фосфор и сера, В то время, как неорганических веществ было известно в четыре раза меньше и образованы они множеством химических элементов, известных тогда около60.)
Пример: на доске написаны формулы и названия органических и неорганических веществ
Глюкоза (С6Н12О6) Н2СО3-угольная кислота;
Крахмал (С6Н10О5) Nа2СО3-карбонат натрия;
Сахароза (С12Н22О10) Са (НСО3)2-гидрокарбонат кальция;
Этанол (С2Н5ОН ) СО2-оксид углерода;
Уксусная кислота (СН3СООН) СаСО3-карбонат кальция

Преподаватель: Ребята, обратите внимание на состав органических веществ. Что общего в химических формулах органических веществ? (ответ). Чем органические вещества отличаются от неорганических?
Вывод: Органические вещества- это соединения углерода; органическая химия-это наука, которая изучает соединения углерода.
2.Валентность.
Преподаватель: ребята, ещё в школе вы узнали, что наивысшая валентность атома углерода равна 4.Теперь, давайте вместе с вами определим валентность углерода в соединениях, которые написаны на доске.
Вещества: СН4-метан;
С3Н8-пропан;
С3Н4-пропин
СО2-оксид углерода;
Nа2СО3-карбонат натрия;
(Ребята делают вывод, что валентность углерода в органических веществах не всегда равна четырём, а в неорганических веществах валентность углерода равна 4.Почему?)
3.Происхождение органических веществ.
Преподаватель: В конце 19 века химики все вещества в зависимости от источника их получения делили на две группы: неорганические (минеральные) и органические (животного и растительного происхождения). Но в то время существовали виталистическое течение, согласно которому органические вещества можно получить из живых организмов, а неорганические - из неживых.(сторонником таких взглядов был Берцелиус)
4. Почему одна и та же молекулярная формула соответствует названиям двух разных веществ? Например: этанол и диэтиловый эфир - (С2Н5ОН);

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужен был какой-то закон, которого ещё не было, но уже возникли важнейшие научные предпосылки теориихимического строения органических веществ. Это:
1853год-Франкланд ввёл понятие «валентность»
1857год-Кекуле и Купер выдвинули идею о соединении атомов углерода в цепи;
1858год- немецкий учёный Кекуле предложил понятие четырёхвалентности атома углерода;
1860год - проходил международный съезд
химиков в г. Карсруэ, где окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение; были приняты первые единые определения атома и молекулы, понятие «атомный вес».
Но это были только отдельные высказывания, которые не представляли собой единой системы теоретических взглядов. Большинство химиков 19 века отрицали возможность познания строения веществ. На этом фоне представлений о неопознаваемости молекул Бутлеров обобщает накопленный материал в органической химии и создаёт новую, революционную для того времени теорию. Бутлеров первым ввёл в науку понятие о химическом строении и дал новое определение природы вещества; доказал теоретически и показал на практике, как можно определить химическое строение молекулы и выразить его формулой.
И в 1861году А.М.Бутлеров выступил с докладом «О химическом строении веществ на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в городе Шлейер.
Преподаватель: ребята, чтобы поближе познакомиться с Александром Михайловичем Бутлеровым, узнать его биографию, давайте послушаем небольшое сообщение, которое нам подготовил Максим Комков.(выступление Максима о биографии Бутлерова 3-5 минут)
Преподаватель: А сейчас мы с вами разберём и запишем четыре положения теории Бутлерова.

Первое положение. Атомы в молекулах соединяются в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод во всех органических и в большинстве неорганических соединений четырехвалентен.


Н Н Н Н Н
Н C -C -C - C - C - Н
Н Н Н Н Н
(пентан)

Второе положение. Свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения их молекул.
Это положение объясняет явление изомерии.
Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое или пространственное строение, а, следовательно, и разные свойства, называют изомерами.

Третье положение: Атомы или группы атомов взаимно влияют друг на друга.
Например: в уксусной кислоте в реакцию со щелочью вступает только один из четырех атомов водорода. На основании этого можно предположить, что только один атом водорода связан с кислородом: с другой стороны, из структурной формулы уксусной кислоты можно сделать вывод о наличии в ней одного подвижного атома водорода, то есть, о её одноосновности.
Четвёртое положение: По свойствам вещества можно определить строение, а по строению свойства.
Преподаватель: ребята, мы сегодня с вами познакомились с величайшим открытием в органической химии, которое имеет важное значение. Об этом очень точно сказал русский учёный, академик Несмеянов:
«Врядли можно назвать другую отрасль науки, в которой единственная теория занимала бы такое доминирующее и определяющее курс положение, как теория строения А.М.Бутлерова в органической химии. Более ста лет она служит стержнем развития и расцвета этой науки»

III. Преподаватель: А теперь давайте кратко повторим основные моменты нашего урока:
1.Чтотакое органические вещества и что изучает органическая химия?
2. В чём заключается смысл виталистических взглядов?
3.Какие вы можете привести примеры в органической химии, на которые учёные не могли дать ответ?
4. Назовите основные предпосылки возникновения химической теории строения органических веществ.
5.Перечислите четыре положения теории Бутлерова.
IV. Подведение итогов урока.
V. Д/з: конспект урока; наизусть положения теории Бутлерова
6.2 О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля

15