Урок: познание мира Тема урока: «Вода. Круговорот воды в природе.»


Класс: 4 Урок: познание мира Тема урока: «Вода. Круговорот воды в природе.» Цель:- Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе; -развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы; -воспитывать любовь к природе . Ход урока 1. Психологический настрой: А)Проверка домашнего задания Но прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я проверю ваше понимание пройденного материала. А для этого выполните тесты. Тест 1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются ____________________________________________ 2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки называются ____________________ 3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, называются ___________________________ 4. Отделение металла от пустой породы называется _____________________ 5.В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся ___________________ 6. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся глубоко в земле ____________________________ 7. Что добывают в Экибастузе и Караганде _________________ 8. Чем заполняют пустоты в земле, образуемые после добычи нефти и газа __________________________ 9. Особое свойство свинца А). прочность Б). легкость В). задерживает радиоактивные вещества 10.Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь - А). антрацит Б). бурый В). обыкновенный каменный 11.Полезные ископаемые нерудного происхождения. А). газ Б). известняк В). соль 3. Поиск - Разгадайте ребус и вы узнаете над какой темой мы будем работать на уроке: (вода) 4. Конкретизация 1) Портрет воды Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Учитель. Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий "портрет" воды. 1. Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака) 2. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко - Стало видно далеко. (Туман) 3. Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) 4. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина. (Град) 5. Рыбам зиму жить тепло: Крыша - толстое стекло. (Лед) 6. Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег) 7. Вечером родится, Ночь живёт, утром умирает. (Роса) 8. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) (Зачитывается загадка, отгадывается, отгадку прикрепляют на магнитную доску). Учитель. Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это + . (вода) Учитель. Только она в разных состояниях. Поэтому получается, что вода - + (волшебница). - Прочитайте на доске тему урока (Круговорот воды в природе. Вода путешественница.) – Постановка целей урока - Какие бы вы поставили перед собой цели? ( Узнать что такое круговорот воды в природе? Почему воду называют путешественницей?) - Кого называют путешественником? (ответы детей). - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода - действительно путешественница. - А сейчас попробуйте ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого "Куда девается вода из моря?" 2) Работа в группах: Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря? Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край? (Дети отвечают на вопросы). 3) Беседа по наблюдениям учащихся: - Я послушала разные ответы. А как правильно ответить - это задача нашего урока. - Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые). - Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая). - Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? (Испаряется). - Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется). - Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник) 4) Проведение опытов: Учитель проводит опыт - кипятит воду. - Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались? (Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду). - Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды? (Твердое). - Ой! Куда же он делся? (Он превратился в воду). - Почему? (При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое). - Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?" 5) Инсценирование стихотворения: Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского "Весенний разговор". Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара. Ведущий. Нависли тучи над селом - И разразился в небе гром! Катился гром, гремел, ворчал На всех, кого в пути встречал. На землю шляпкою гвоздя Упала капелька дождя. Она была совсем ничья, Но стала капелькой ручья. Куда ты несешься, Постой, ручеек, Побудь, непоседливый, с нами! Капля. Спешу я, ребята, Ведь путь мой далек, - Бегу я на родину, к маме! Ведущий. А кто твоя мама? Капля. Большая волна, Волна океана седая, О бурях неистовых пела она, Меня на груди колыхая. Всегда бы ту песню я слушать хотела, Но солнце пригрело сильней - И к страннице-тучке Я паром взлетела. Летела по свету я с ней. Ведущий. Счастливая ты! Увидела с неба Всю землю с ее чудесами! Капля. Да, много в пути Повидала чудес, Но очень грустила о маме. - Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край? (Она испаряется). - А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях. (Капелька совершила круг). - Это явление называется "круговорот воды в природе". 6) Работа в группе Составление схемы круговорота воды в природе ( учащиеся на белых листах составляют схему круговорота). Презентация работы групп. Схема круговорота воды в природе. - Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе - это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера). Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз -росой она умылась, Два -изящно покружилась, Три -нагнулась и присела, На четыре -полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. 6) Закрепление нового материала - В каких трех состояниях находится вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном). - Так как же происходит круговорот воды в природе? Давайте повторим и закрепим это вместе с Капитошкой. ( чтение текста детьми по абзацам) Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх. - Что произошло с водой в жаркий день? Слайд №7 Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако. - Почему братья и сёстры Капитошки чем поднимались выше, тем больше мёрзли? Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит? - В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег? Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова. - Так как называется путешествие капли? Слайд №7 (круговорот воды природе). 7) Работа с учебником. (чтение материала)- самостоятельно - Что вы ещё узнали и вспомнили? Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.) - Как вы, дети, можете беречь воду? При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберётся за неделю? А за месяц? Это интересно. - Капитошка для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса. Слайд №9 Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм. Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года. - Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке. 5. Контроль: - А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал. ТЕСТ 1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано? поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки Это ________________________________ 4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? а) вода с поверхности пола испарилась; б) вода впиталась в поверхность пола; в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. 6. Рефлексия: - Понравился вам урок? - Что интересного о воде вы сегодня узнали? - О чём ещё хотите узнать? -Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (под землёй) Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке. VII. Оценки. Домашнее задание 1) Подготовить сообщение о круговороте воды в природе. 2) Нарисовать кадры диафильма "Путешествие капли - Капитошки".