Урок истории по теме Древний Египет в 5 классе учитель истории Яковлева Наталья Викторовна

Тема урока: обобщающее повторение по теме «Древний Египет»
Класс: 5б
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, получат возможность самостоятельно решать терминологические загадки, умение работать по карте, применять полученные знания.
Тип урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет»
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы,
Технологическая карта урока

Этап урока
Деятельность учителя


Деятельность уч-ся
Формы и методы работы
Формируемые УУД

1. Орг. момент
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя

Регулятивные: Уметь организовываться к работе


2. Актуализация знаний
Учитель: на протяжении серии уроков мы с вами знакомились с удивительной страной на доске ее название «ЕГИПЕТ _ ЭТО», вы можете подойти и написать любое слово, которое вызывает у вас ассоциацию, например: пирамиды, фараон, иероглиф, папирус, Нил.
- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда, вам предстоит догадаться.
Так, куда мы сегодня совершим путешествие? (В Древний Египет.)
- Скажите, для вас сейчас была новая информация? (Нет.)


Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, в листах самоконтроля ставят себе отметку за выполнение заданий на уроке
Фронтальная беседа
Предметные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравниваю полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

3. Совместное целеполагание, формирование темы урока
Как вы думаете, как звучит тема урока? (Древний Египет. Повторение.)
Да, у нас сегодня обобщающий урок по теме «Древний Египет».
- А что конкретно мы будем сегодня повторять? (Географическое положение, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] условия Древнего Египта, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.)


Понимают и формулируют тему урока, цели совместно в с учителем, записывают тему урока в тетрадь

Предметные: выражают положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата
Метапредметные: формирование цели урока

4.Создание проблемных ситуаций































Динамическая пауза
Ребята, работать мы будем по рядам и в парах, у вас на столах рабочие листы с заданиями это ваш путеводитель по нашему путешествию
Перед любой игрой должна быть разминка.
1. Река, протекающая в Египте. (Нил)
2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)
3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)
4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека.(Сфинкс)
5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)
1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)
2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)
3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)
4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)
5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?
2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

1 станция «Путаницанеобходимо составить правильное слово и объяснить что это такое.
ТЕГИПЕ – Египет (государство, дар Нила)
РОАНАФ – фараон (правитель Египта)
ФИЛИЕГОР – иероглиф(письменность египтян)
КАФОГСАР – саркофаг(гроб для мумии фараона)
ДАРАМИПИ – пирамида (дом вечности)
НСИКФС – сфинкс(мифическое существо с головой человека и телом льва)

Учащиеся отвечают, после окончания фиксируют результат





















По выполнению работы пара поднимает руки
«домиком»

Работа по рядам























Работа в парах
Предметные: получат возможность самостоятельно решать терминологические загадки
Личностные: оценивают свои знания по предмету
Метапредметнтые: развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Уметь оценить выполненные задания


2 станция «географическая минутка»
Что бы мы пошли правильным путем и нас никто не смог обмануть и направить не в ту сторону, повтором стороны света
Всем известно и неново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желанье,
Приступаем. Всем внимание!
Молодцы, все выполнили правильно, а теперь посмотрим на карту и вспомним, где располагается (нам помогут учитель и ученица)
1. границы Египта
2. река Нил
2. города Мемфис, Фивы
3. дельта
Учитель подтверждает правильность выполнения задания и корректирует ошибки
Учащиеся встают, складывают руки и делают упражнение «Север», «Юг» ,
«Запад», «Восток» - учитель показывает, как выполнять







прием
Ученик- учитель

Личностные: умение оценить себя как важного члена в команды
Коммуникативные: Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры.
Предметные: Умение работать по карте, применять полученные знания


3 станция «Тайна рукописи»
Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова так, чтобы получился текст старинной рукописи:

Я, фараон____________, который совершил самые большие завоевательные походы в ___________ году до нашей эры. Мое войско состояло из ___________, _____________ и __________. Я завоевал страну ____________, в ней много золота. Еще я завоевал Синайский полуостров, он богат___________. А так же мне покорились___________, _____________, __________.





Работают в папах. После выполнения задания обмениваются самопроверки.

Работа в парах

Личностные: излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения. Умеют оценивать выполненные задания
Предметные: применяют знания полученные, в результате изучения темы


4.Создание проблемной ситуации (продолжение)

4 станция «Интервью сквозь тысячелетия”
Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).
Роли:
1. Вельможа.
2. Крестьянин.
3. Раб.
Представим, что изобретена машина времени. Мы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Вельможи, Крестьянина, Раба.
Вопросы для Вельможи:
1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?
2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы?
3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?
4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?
5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?
6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?
Вопросы для Крестьянина:
1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?
2. Какие орудия труда используются?
3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?
4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?
5. Как происходил сбор налогов в Египте?
Вопросы для Раба:
1. Как вы стали рабом?
2. Каким ещё образом люди становятся рабами?
3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?
4. Как ваш хозяин относится к рабам?
5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?
5 станция «Религия» Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «египтяне – самые богобоязненные из всех людей, у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов».
Задание: соостнести имя бога и его сферу деятельности


Ответ готовят по рядам выступает один участник из группы. Соперники, после выступления, могут задавать вопросы.

Внимательно слушают ответы, анализируют, выявляют ошибки, задают вопросы
Личностные: излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

5. Организация контроля самоконтроля знаний.

Тест по теме «Древний Египет»
«Прочнее знанья закрепи,
Да, нет ты в тесте покажи»
Учитель объясняет как записать ответ
Решают тест
Личностные: излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

6. Диагностика результатов урока /Саморефлексия
Выслушивает мнения учеников об уроке, их личном участие, корректирует ответы
По желанию высказываются об уроке, какое впечатление осталось, что лично он выполнил превосходно, что не удалось и почему возникли проблемы.
Фронтальный опрос, заполняют листы самооценки
Предметные: Определять уровень усвоения изученного материала
Личностные: умения оценивать себя и свою работу в группе

Итог урока
учитель подводит итог всему занятию.
по очереди докладывают о своих результатах
Отчет по свой работе на уроке


Домашнее задание
Составить рассказ « Мое путешествие по Древнему Египту» по желанию



























15