Урок биологии по теме Бактерии (новые ФГОС). 5-й класс УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.

Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС). 5-й класс
УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.


Цель урока: создать условия для формирования представлений об отличительных особенностях бактерий, их значении в природе и жизни человека.

Результаты:

Предметные:
1. Выделить признаки строения бактериальной клетки и особенности ее жизнедеятельности.
2. Различать бактериальную клетку среди других клеток (например эукариотическая клетка и бактериальная)
3. Привести примеры взаимодействия между жизнедеятельностью бактерий и потребностями человека и явлениями природы.

Познавательные:
1. Выявлять существенные признаки
2. Извлекать информацию
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую
4. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Уметь формулировать и решать проблему

Регулятивные:
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
Коммуникативные:
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге


Задачи урока:
1. Используя текст и рисунки учебника найти и описать (назвать) особенности бактериальной клетки
2. Распознать бактериальную клетку среди других клеток
3. Установить взаимодействия между жизнедеятельностью бактерии и потребностями человека
4. Установить взаимодействие между жизнедеятельностью бактерий и явлениями природы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока:
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).


Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Деятельность учителя
1. Демонстрирует микропрепарат бактериальных клеток.
2. Задает вопросы:
- К какому царству относят данные организмы?
- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
- Какие особенности строения бактерий вы заметили?
- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?
- Где обитают данные организмы?
- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?
3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их
Деятельность учащихся
Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.
 
 
 
 
 
 
 
 











Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

2 . Создание проблемной ситуации.


Деятельность учителя
1. Демонстрирует рисунки нормального яблока и гнилого.
2. Задает вопросы:
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.
- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Что поможет подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Деятельность учащихся
Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
 
 
 
 
 











Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание


Деятельность учителя
1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.
2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:
 
 
- Какое имеют строение?
- Когда и как размножаются?
- Какие бактерии поселяются?
- Какую имеют форму?
- Приносят пользу или вред? и т.д.
3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.
Деятельность учащихся
Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему


















Высказывают предположения.

4. “Открытие нового знания”.


1.
Деятельность учителя
1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.
2. Раздает текст (материал приложения).
3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся
Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
Инструкция
Общая часть для всех групп
1. Выберите ученика, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Назовите его.
Составьте план текста.
1 группа
- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
- Охарактеризуйте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках.
2 группа
- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?
3 группа
- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это”.
- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?
4 группа
- Заполните схему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

2.
Деятельность учителя
1. Заслушивает ученика с результатами работы. Просит его назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
2. Проводит рефлексию деятельности в группах.
- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.
3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.
4. Структурирует материал в виде схемы.

Деятельность учащихся
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы.

5. Применение нового знания


Деятельность учителя
Предлагает выполнить задания
1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.
2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.
3. Задает вопрос:
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.
Деятельность учащихся


Выполняют задание.
 
 
 



Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
 
 
 


Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

6. Рефлексия

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

7. Домашнее задание

1. П. 11 с.60-62 С.63 упр 8, 10.
2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?
3. Предложите области применения светящихся бактерий.
4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?



Заголовок 115