Творческий проект по математике Алиса в стране загадочной математики


Брянская городская администрация
Управление образования
Брянский городской информационно-методический центр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №53 г. Брянска»
Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений
г. Брянска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Журнал «Алиса в стране загадочной математики»
Математика, литература
Выполнили: ученицы 6а класса Антоненкова Екатерина и Ерохина Элина.
Руководитель: учитель математики Захарова Мария Николаевна.
Брянск 2015
Паспорт проектной работы
Аннотация
Одной из главных задач при изучении математики является привитие интереса к предмету, умение видеть задачи по математике в повседневной жизни. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задания. Особенно интересны для учащихся 3-х, 4-х классов сказки, старинные истории, математические фокусы. Благодаря народному творчеству, происходит сближение детей с понятием чисел и форм. Занимательная математика связана с литературой, историей, биологией, физикой и другими науками. Сказки и занимательные истории, написанные и проиллюстрированные учащимися, помогают заинтересовать младших школьников, вырабатывать у них наблюдательность, трудолюбие, способствует развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления, творческих способностей.
Творческий проект «Алиса в стране занимательной математики » является первой самостоятельной работой учащихся 6 класса МБОУ СОШ №53. Данный проект ориентирован на создание журнала «Алиса в стране загадочной математики». В проекте рассматриваются занимательные задания по математике, а также отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». В процессе работы над проектом ребята должны были не только изучить сказку «Алиса в стране чудес», но и придумать занимательные задачи, загадки, кроссворды по математике для школьников начальных классов.
Начало работы над проектом – октябрь 2015, окончание – декабрь 2015.
Цель проекта - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся через создание журнала «Алиса в стране загадочной математики».
Целевая аудитория: учащиеся третьих – четвёртых классов
4. Задачи проекта:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- обучение умению ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией.
- развитие навыка сотрудничества, отстаивания своей позиции, публичного выступления.
- развитие умения оценивать свою работу.

Продукт: журнал «Алиса в стране Загадочной математики».
Проблема: повышение познавательного интереса к изучению математики через занимательные задания.
Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы Сроки Задачи, решаемые на данном этапе Результат работы на данном этапе
Погружение в проект Сентябрь Подготовка учащихся к проектной деятельности Выбор темы проекта, формулирование целей и задач
Планирование деятельности Октябрь Сбор дополнительной информации. Составление плана работы
Работа над созданием проекта Ноябрь Сбор необходимого материала. Создание изделия. Готовый продукт журнал «Алиса в стране загадочной математики»
Оформление результатов Ноябрь Оформление портфолио проекта, создание презентации. Портфолио проекта и презентация
Презентация полученных результатов Начало декабря Подготовка публичного выступления. Самоанализ. Защита проекта
Необходимое оборудование и/или смета.
Компьютер, проектор, экран, микрофоны, микшерный пульт.
Программное обеспечение для создания слайдов к презентации, журнала.
Отзыв руководителя.
Цель работы над проектом была достигнута. Содержание журнала «Алиса в стране загадочной математике» составлено и одобрено экспертной группой. Журнал отдан на верстку.

Работа шла достаточно сложно, потому что для детей это был первый самостоятельный проект, в процессе работы над которым они учились и взаимодействию в паре, сбору и отбору информации из различных источников (интернет, журналы, мастер-классы и консультации экспертов), ее анализу, систематизации. Cложность заключалась еще и в том, работа над проектом происходила в учебное время, поэтому нужно было взаимодействовать не только в школе, но и дополнительно через социальные сети, скайп и электронную почту.
Творческий проект помог научить детей:
Видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности.
Оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их.
Планировать свою работу.
Добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники.
Самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения.
Ответственно и творчески относится к заданиям, выполнять их в срок.
Высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища.
Выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
10. Развивать коммуникативную компетенцию и адекватную самооценку.
11. Увидеть реальную пользу от продуктов проекта и наметить продолжение работы с ними.
9.Лист сопровождения проекта.
Этап работы Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат деятельности
1. Подготовительный этап 1.Организация «мозгового штурма» с целью собрать идеи учащихся.
2. Организация дискуссии для обсуждения идей.
3. Поддержка идеи, получившей коллективное одобрение. Определяли тему, цель, типа проекта и конечного продукта;
обсуждали и выбирали идею создания журнала
Тема – формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики через занимательные задания;
цель - создать журнал для младших школьников;
конечный продукт – журнал занимательной математики
2. Планирование
I. Постановка проблемных вопросов:
Как организовать деятельность, чтобы быстрее собрать информацию?
Сколько человек для этого нужно?
Как лучше распределить обязанности?
Из каких источников брать информацию?
4. Как уложиться в сроки, указанные в положении к конкурсу? Определяли количество участников по желанию;
распределяли обязанности;
определяли источники информации;
знакомились с критериями оценки результатов учебного проекта;
составляли план работы с указанием сроков.
Выбрали 2 участника проекта.
Распределили обязанности: каждому участнику – предметные области.
Составили план работы, в котором указаны этапы и сроки их реализации, ответственные.
II. Ставит вопрос: Насколько развит познавательный интерес у младших школьников в изучении математики. Как можно это узнать? Какие выводы можно сделать? Проводили опрос и анкетирование учащихся младших классов. Обработали результаты опроса учащихся, выводы сделали в виде диаграмм.
Выводы из опроса и анкетирования укрепили в идее создания журнала «Алиса в стране загадочной математики»
3. Реализация проекта 1. Оказание помощи
- в обработке информации;
- в перераспределении обязанностей;
2. Проведение консультаций.
Контроль сроков выполнения заданий Собирали и обрабатывали информацию,
перераспределяли обязанности, привлекали к работе учителей по предметным областям для разъяснения и отбора информации.
Подбирали дополнительный материал к оформлению журнала. Разрабатывали слайдовую презентацию и комментарии к ней.
Собрана, отобрана, систематизирована информация.
Выстроено содержание журнала.
Разработана слайдовая презентация к защите проекта.
Даны рекомендации по подбору заданий в соответствии с предметными областями.
Помощь в редактировании содержания журнала. Корректировали и редактировали содержание журнала.
Разработан окончательный вариант содержания журнала.
Презентация проекта Оценивание умения выступать, отстаивать свое мнение и результативность проекта Представляли результаты проекта экспертной группе, а также учащимся младших классов: цель, проблемы, пути их решения, вклад каждого участника проекта результат работы – журнал, перспективы проекта, отвечали на вопросы. Защита проекта
Осмысление и оценка проекта Педагог предлагает лист оценки промежуточных и итоговых результатов. Подведение итогов
Оценка итоговых и промежуточных результатов.
Самоанализ работы в паре.
Оценили работу над проектом на «хорошо», разобрали вклад каждого участника.
Решили продолжить и расширить проект: второй выпуск журнала.
Описание процесса исполнения.
Сентябрь 2015
Аргументация темы:
Для того, что бы уроки математики в начальной школе проходили более интересно и увлекательно, мы решили создать наш журнал в игровой форме.

108585020510500
Первым делом мы провели опрос среди учащихся четвёртого класса. Чтобы выяснить читали ли они сказку «Алиса в стране чудес» и нравится им изучать математику.
Результаты опроса:
1.Вы читали сказку «Алиса в стране чудес»?
22923509652000
Варианты ответа:
Да-8
Нет-9
Другое-4
2.Вы хотели бы ее прочитать?
Варианты ответа:
Да-9
Нет-4
Уже читал-8
206057516065500
298005544450003. Вам нравится изучать математику?
Варианты ответа:
Да-17
Нет-1
Не знаю-3
4. Хотели бы Вы совместить в одном журнале сказку «Алиса в стране чудес» и интересные задания по математике?
280543017081500Варианты ответов:
Да-15
Нет-1
Мне всё равно-5
Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что необходимо создать журнал «Алиса в стране загадочной математики».
Октябрь 2015
Проконсультировавшись с учителем математики, мы приступили к работе над созданием проекта.
30543503556000
Поставили перед собой цель:
Создать журнал «Алиса в стране Загадочной математики».
Определили задачи:
1. Подготовить необходимые иллюстрации и текст для создания журнала.
2. Разработать занимательные задания по математике.
Составили план работы над проектом:
- обозначение этапов работы и сроков исполнения;
- распределение обязанностей;
- поиск, анализ, отбор, обработка и систематизация материала;
- работа над содержанием журнала, редактирование;
- подготовка к публичной защите проекта;
- публичная защита, презентация результата работы;
- осмысление и оценка проекта.
Ноябрь 2015
Собрав всю необходимую информацию, мы приступили к созданию журнала.
Наиболее увлекательным этапом в работе над проектом оказалось оформление его дизайна. С помощью современных информационных технологий мы нашли замечательные иллюстрации к содержанию нашего журнала, а также придумали интересное оформление обложки журнала.
Работать в программе Power Point было не сложно, но, тем не менее, были некоторые недочеты, в этих ситуациях к нам на помощь приходил учитель математики Захарова Мария Николаевна.
Наконец, мы создали продукт, который желали получить.
109664521018500

Изготовив журнал, мы приступили к созданию папки проекта.
Подготовив папку проекта, мы создали презентацию к защите.
Декабрь 2015
Мы выступили на школьном конкурсе учебных проектов «Мой проект» перед учащимся нашей школы. Выступление оказалось успешным. В итоге, мы презентовали наш журнал на уроке математики в четвёртом классе. Ученикам понравилось работать с проектом, выполнять занимательные задания и обсуждать сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

СМЕТА
Материалы Стоимость
Печать страниц 350 рублей
Итого: 350 рублей
Созданный нами журнал обошелся нам в 350 рублей. Данный продукт является интересным и нужным, так как таких журналов нет.
Выводы и самоанализ
На заключительном занятии по работе над проектом мы анализировали сильные и слабые стороны нашей работы. Что полезного дала нам работа над проектом, и какие слабые стороны выявила?
Мы сделали выводы, что учебный проект помог нам:
- узнать много нового и интересного из различных областей наук;
- искать различные источники информации, привлекать к работе экспертов в нужных областях, анализировать и обрабатывать информацию;
- кропотливо и терпеливо корректировать и редактировать тексты;
- сплотиться, помогать друг другу;
- отстаивать свою точку зрения, но без конфликтов;
- научиться с большей ответственностью относится к планированию деятельности;
- раскрыться каждому из нас, приобрести уверенность в том, что твое предложение будет внимательно выслушано и найдет свое применение;
- учиться самостоятельности и ответственности;
- научиться проводить опросы среди младших школьников;
- выступать пред аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы
- понять, что проблема – это не беда, а возможность проявить свои лучшие
качества для ее решения.
- получить эмоциональное удовлетворение от результата и процесса своей работы.
Работать над этим проектом было интересно и увлекательно. В результате проделанной работы, мы создали журнал «Алиса в стране Загадочной математики», где собраны занимательные задания по математике и отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». Нами была проделана большая работа по созданию этого журнала. В результате этой работы мы получили много положительных эмоций.
В процессе работы возникали определенные трудности с оформлением обложки журнала, но под руководством нашего учителя Захаровой Марии Николаевны, мы с ними успешно справились. В ходе создания проекта мы приобрели опыт работы с текстовыми редакторами в различных компьютерных программах, что непременно пригодится нам в дальнейшей проектной деятельности.
Наш журнал может быть использован на уроках математики в третьих – четвёртых классах, как помощник в повторении изученных тем, а также, для учащихся заинтересованных в изучении математики.
Вывод
Никто из нашей пары не пожалел о том, что начал в работу над проектом, хотя это и оказалось намного сложнее, чем казалось вначале.
Мы не представляли, что для создания журнала понадобится столько знаний и информации, умений и личностных качеств.
Зато теперь мы готовы продолжить идею и начать разрабатывать новый выпуск журнала.
IV. Список источников информации по проекту.
Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2000. - №5.
Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №4.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.
Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.