В мире загадочной химии


Министерство образования и науки Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по дисциплине «Химия»
Тема: «В мире загадочной химии»
Преподаватель:
Озеркевич Н.А.
Аннотация
на методическую разработку внеклассного мероприятия «В мире загадочной химии»
Объем – 26 страниц
Цель методической разработки: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры, занимательных опытов, с использованием ИКТ, при формировании информационной компетентности.
В разработке содержится план, сценарий проведения мероприятия, приложения.
В методической разработке внеклассного мероприятия «В мире загадочной химии» использованы методы активного обучения, содержатся различные варианты заданий, которые сразу можно проверить, демонстрационные опыты, ТБ.
Методическая разработка может быть использована преподавателями естественнонаучных дисциплин на внеклассных мероприятиях.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….4
План проведения мероприятия…………………………………..……...5
Ход мероприятия………………………………………………………....7
Заключение …………………………………………………………………………15
Литература ………………………………………………………………………….16
Приложение ………………………………………………………………………..17

Введение
  Химия – это область чудес,
в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума
будут сделаны именно в этой
области.
(М. Горький)
Внеклассное мероприятие было разработано и проведено в неделю цикловой комиссии «Математических, естественнонаучных дисциплин, физической культуры и ОБЖ».
Обучение, которое формирует навыки учебной деятельности студентов и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Справедливо отмечено: «… умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнять правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий студентов».
Данная разработка состоит из следующих разделов: разминка, «лишний элемент», «ассоциация», капитаны, «скорая помощь», «кочки», «три + два», ребусы, химические опыты, шифровка.Систематическое проведение конкурсов вызывает у студентов интерес к изучению последующих тем.
I. План проведения внеклассного мероприятия
Дата проведения:
Время проведения:
Группы:
Место проведения:
Преподаватели: Озеркевич Н.А.
Дисциплина: Химия
Тема: В мире загадочной химии
Форма проведения: информационно-познавательная викторина.
Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры, занимательных опытов, с использованием ИКТ технологий при формировании информационной компетентности.
Цели:
Образовательная: повторить в игровой форме важнейшие понятия, химические элементы и законы химии; повысить мотивацию к учению; уметь применять полученные знания на практике.
Развивающая: развивать память на основе различных приемов запоминания, логического мышления, творческих способностей, развитие внимания; повышение интеллектуального уровня студентов; формирование публичной защиты результатов деятельности, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к соперникам, взаимопомощи и ответственности; способствует формированию ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 6. Работать в коллективе и в команде, умения слушать товарища, ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность по обеспечению безопасности труда.
Оформление: мультимедийный проектор, карты-задания, оборудование и реактивы, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
План мероприятия
№ Этапы Методы
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие. 2. Вступительное слово преподавателя Слово преподавателя
3. Разминка Эвристическая беседа
4. Конкурс «Лишний элемент» Частично-поисковый (работа по карточкам), работа в группах.
5. Конкурс «Ассоциация» Объяснительно-иллюстративный (работа с понятиями химии)
6. Конкурс «Капитаны» Демонстрационный (выполнение опыта)
7. Конкурс «Скорая помощь» Частично–поисковый (работа с химическими элементами, таблицей), демонстрационный.
8. Конкурс «Кочки» (для болельщиков) Объяснительно-иллюстративный (работа с химическими формулами)
9. Конкурс «Три + два» Частично – поисковый (работа со схемой и таблицей)
10. Конкурс «Ребусы» Словесный (беседа)
11. Конкурс «Химические опыты» Демонстрационный
12. Конкурс «Шифровка» Частично-поисковый (работа с таблицей)
7. Заключительное слово преподавателя Сообщение преподавателя.
II. Ход мероприятия
Здравствуйте! Сегодня мы встретились, чтобы получить удовольствие от игры трех замечательных команд.
Позвольте вам представить команды:
1. А-11
2. З-11
3. М-11
Капитаны команд представляют свои команды.
Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри «Три С» - Судьи Справедливые, Строгие в составе:
Критерии оценивания:
организованность;
дисциплинированность;
сплоченность игроков;
быстрота выполнения;
активность игроков;
внимание;
правильность и четкость ответа;
химическая грамотность;
умение аргументировать ответ.
Ведущий. Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция:
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - это самый благородный;
Путь подражания - это самый легкий;
Путь личного опыта - это самый тяжелый.
Химия – это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию – настоящие волшебники. Проверим это?
Разминка
Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент и записать его порядковый номер. Удвойте порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.
Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента. (Приложение 1)
1 Конкурс «Лишний элемент»
Найдите лишнее. Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний и дать латинское название элементам. (Приложение 2)
2 Конкурс «Ассоциация»
Участникам команд выдаются по 3 карточки, на которых написаны слова (понятия химии).
1 команда (химическая реакция, кислород, спиртовка)
2 команда (атом, вода, пробирка)
3 команда (молекула, взрыв, колба)
Нужно объяснить эти слова так, чтобы остальные игроки могли отгадать. Можно использовать определение понятий, основные свойства, ассоциативный ряд. (Приложение 3)
3 конкурс «Капитаны»
Приглашаются капитаны команд. «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду. (Приложение 4)
4 конкурс «Скорая помощь»
Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, назвать элементы.
МАИЛЮНИИ АЛЮМИНИЙ
РОМБ БРОМ
СОЛОДИКР КИСЛОРОД
ЛАЙКИ КАЛИЙ
РАФМОЛЬВ ВОЛЬФРАМ
ТОРФ ФТОР
(Приложение 5)
5 конкурс «Кочки» (для болельщиков)
Заранее подготовить по 10 чистых листов формата А 4 (кочки)
В конкурсе участвуют 2 студента (по желанию).
Задание. Необходимо перебраться через болото по кочкам. Перед тем, как сделать шаг, необходимо писать название химического элемента на листе (кочке). Ведущий зачитывает названия записанных элементов. Одинаковые названия зачеркивают. Побеждает тот, у кого больше записано названий. Количество очков, полученных участником, определяется количеством элементов.  Жюри оценивает конкурс. (Приложение 6)
6 конкурс «Три + два»
Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий, дий, лий. Найдите те слова, которые скрыты.(Приложение 7)
1. Торий, барий, кюрий.
2. Радий, индий, родий.
3. Калий, гелий, тулий.
7 конкурс «Ребусы»
Студенты отгадывают ребусы. Каждой команде по 2 ребуса. (Приложение 8)
азот
германий
бор
осмий
никель
кислоты
8. конкурс «Химические опыты»
Повторение ТБ.
Студенты ко мне пришли
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни, кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким плохо!
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик,
Про такого говорят:
«Бестолковый мальчик!»
Правил безопасности много есть, друзья,
Расскажу Вам главные
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья.
Чтоб разбавить кислоту
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту –
Это не годится!
Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот.Не обманывай себя - Есть и пить у нас нельзя!Это, друг, химкабинет,Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,В колбе - будто мармелад,Вещества на вкус не пробуй!Сладко пахнет даже яд.
Как же нюхать вещества?В колбу нос совать нельзя!Что может случиться?Ты можешь отравиться!
Хочешь весел быть и рад –Надевай всегда халат!
Голова вдруг твоя закружилась,Руки будто бы не твои.Если такое случилось,Учителю тут же скажи.
По одному участнику от каждой команды вынимают  карточки с заданиями и выполняют его, объясняя все свои действия. Оценивается правильность действий каждого участника, затем баллы суммируются. Участники других команд внимательно смотрят и ищут ошибки.
Задание 1.  Смешать раствор хлорида бария с раствором сульфата калия. Какие признаки говорят о том, что происходит химическая реакция?
Задание 2. Смешать раствор карбоната натрия с раствором соляной кислоты. Какие признаки говорят о том, что происходит химическая реакция?
Задание 3. Смешать раствор гидроксида натрия и фенолфталеина. Как можно определить, что происходит химическая реакция? (Приложение 9)
9 конкурс «Шифровка»
Перед вами зашифрованные имена ученых
Кислород Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк
16 24 207 14 1 56 64 65
В У Е А Л А ЗЬ
Калий Никель Фтор Серебро Кремний Хром Водород Углерод
39 59 19 107 28 52 1 12
А РО О Г Д А В
Неон Мышьяк Литий Серебро Железо Кальций Углерод Алюминий
20 75 7 107 56 40 12 27
Т О Б В РЕ У Л
Чтобы их расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. (Приложение 10)
Ответ: Лавуазье, Авогадро, Бутлеров.
Подведение итогов.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Награждение команды победителя.
Заключение
Внеклассное мероприятие прошло в форме интеллектуальной игры с демонстрацией химических опытов. Студенты выполняли различные задания такие как: разминка, «лишний элемент», «ассоциация», капитаны, «скорая помощь», «кочки», «три + два», ребусы, химические опыты, шифровка. Данное мероприятие способствует интеллектуальному развитию, формированию познавательного интереса, развивает смекалку, сообразительность, умение быстро находить верное решение.
Литература
1. Научно-методический журнал «Химия в школе» №1, 2001
2. Учебно-методическая газета «Химия». Издательский дом первое сентября №6 2001
3. Интернет источники
Приложение 1

Конкурс «Разминка»
Приложение 2


Конкурс «Лишний элемент»
Приложение 3

Конкурс «Ассоциация»
Приложение 4

Конкурс «Глазомер»
Приложение 5
АЛЮМИНИЙ, БРОМ

КИСЛОРОД, КАЛИЙ

ВОЛЬФРАМ, ФТОР

Конкурс «Скорая помощь»
Приложение 6


Конкурс «Кочки»
Приложение 7



Конкурс «Три + два»
Приложение 8



Конкурс «Ребусы»
Приложение 9


Конкурс «Химические опыты»
Приложение 10
Кислород Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк
16 24 207 14 1 56 64 65
В У Е А Л А ЗЬ
Калий Никель Фтор Серебро Кремний Хром Водород Углерод
39 59 19 107 28 52 1 12
А РО О Г Д А В
Неон Мышьяк Литий Серебро Железо Кальций Углерод Алюминий
20 75 7 107 56 40 12 27
Т О Б В РЕ У Л


Конкурс «Шифровка»