Дизайн-проект организации учебного пришкольного участка


МБОУ Московская средняя общеобразовательная школа
имени Ивана Ярыгина













Дизайн-проект организации
учебного пришкольного участка














Авторы:
Попова Дарья Андреевна, 10 класс
Симонова Анастасия Игоревна,10класс

Руководитель:
Салий Галина Викторовна, учитель биологии и химии



п. Сизая, 2012год

Содержание



1.Аннотация 3
2.Введение 4
3.Организация учебного пришкольного участка 4
-Цели 4
-Задачи и направления деятельности 5
4.Основные мероприятия 5
5.Планировка участка 6
6.Озеленительные работы 6
7.Распределение растений на участке 7
8.Семена и питомники 7
9.Теоретическая подготовка и учебно-исследовательские работы 7
10.Экологическая тропа 8
11.Организация управления, приобретение материальных ценностей 8
12.Планово-картографические и таксационные материалы 9
13.Заключение 10
14.Литература 11
























Аннотация

В данном проекте освещаются вопросы организации учебного пришкольного участка


В нем школьники представлены творцами и созидателями - это трудовое объединение учащихся 4-10 классов


Показана цепь взаимоотношений через: общение ребят с живой природой; организацию досуга детей и профессиональную ориентацию; разъяснительную работу среди школьников о роли и экологическом значении растений в жизни человека, животных и окружающей среды


Главное в проекте: подобрать и скомпоновать мелкие элементы ландшафтного искусства, создать красивый и уютный пришкольный участок


Существенной особенностью будет являться создание лекарственного отдела, живых изгородей и бордюров из кустарников


Пришкольный участок, участок детского учреждения (детская площадка), участок, прилегающий к зданию администрации поселка это объекты озеленения

















3
Как красивы родничок, и трава-мурава, чистый берег и девственный лес,
но вокруг все, увы, без чудес!
И как стыдно бывает порой, видеть вред от работы дурной,
от которой желтеют леса, от которой мелеет река, гибнут звери,
а дым в небеса сыплет сажу


Введение


С самых ранних лет у нас есть мечта, изменить мир. Мы хотим, чтобы на планете Земля было меньше бетона, а больше зелени. Но мы понимаем, что это не так уж просто и решили начать с малого. Пришкольный участок для этого как раз подходит.


Организация учебного пришкольного участка


Что такое организация пришкольного участка?
Это трудовое объединение учащихся 4-10 классов школы, создаваемое в целях воспитания у школьников бережного отношения к природе, окружающей среде, к территории школы, а также углубление знаний в области ботаники, зоологии, биологии. Формирование интереса к профессиям дизайнер-цветовод, дизайн – декоратор, лесовод, лесничий.

Работа на пришкольном участке - это форма активного отдыха, позволяющая выполнять несложные трудовые операции с пребыванием на улице среди цветов, кустарников и деревьев.
Работа на пришкольном участке в летний период будет длиться: с 4 по 6 классы -5 дней, с 7 по 10 классы - 8 дней.
Перекопка почвы, посадка, полив, пикировка, прополка растений и др. должны осуществляться учащимися 4-10 классов в период с марта по август каждого учебного года.
Самым главным наставником в реализации проекта является Салий Галина Викторовна, учитель биологии и химии, она же организует труд школьников на учебном пришкольном участке.
Для практической деятельности учащихся закрепить пришкольную территорию площадью 0,5га.

Цели:
а) создать план по изменению ландшафтного дизайна территории нашей школы;

4

б) подготовить школьников к хозяйственным работам

Задачи и направления деятельности
Подобрать и скомпоновать мелкие элементы ландшафтного искусства.
Создать красивый и уютный пришкольный участок.
Воспитательная задача заключается в общении ребят с живой природой пришкольной территории.
Педагогическая задача – организация досуга детей и профессиональная ориентация.
Разъяснительная работа среди школьников о роли и экологическом значении растений в жизни человека, животных и окружающей среды.

При всем разнообразии европейских садовых эпох и стилей история организации садового пространства знает лишь два основополагающих принципа – регулярный и свободный, или ландшафтный. Не отрицается и смешивание стилей.
Ландшафтный (пейзажный) стиль характеризуется преобладанием площадок, водоемов неправильной формы, извилистыми дорожками, свободным размещением зеленых насаждений.
Смешанный стиль сочетает регулярную и пейзажную планировки. Регулярная планировка используется в основном при озеленении входных и парадных частей участка, на спортивных и игровых территориях с большим скоплением людей, пейзажная – на прогулочных видовых участках, местах тихого отдыха.
В условиях Красноярского края с его резко континентальным климатом, холодной продолжительной зимой и коротким летом, бедными по своему составу почвами, работа по выполнению предлагаемого дизайн – проекта очень сложна.
Для нашего проекта мы решили остановиться на ландшафтном стиле, потому что наша школа выглядит так величественно, что ландшафтный стиль это подчеркнет еще больше.
Ежегодно у нас развивается интерес к исследовательской деятельности на пришкольном участке (размещение цветников и газонов на территории школы и размещение на них разных цветковых растений), формируется стремление жить в гармонии с природой.

Основные мероприятия
С чего начать?
Прежде всего, необходимо:
а) установить, какие именно разделы будут представлены на школьном участке и площадь под ними;
б) наметить на предстоящий год тематику опытов, важных в образовательном отношении;
5
в) определить, какие растения, районированные и перспективные, мы будем выращивать на учебном участке.
г) использовать практическое руководство (специальная литература, интернет и др.)


Планировка участка
а) изобразить участок на бумаге в максимально крупном масштабе;
б) к эскизу сделать наброски основных элементов ландшафтного проектирования: газоны, клумбы, бордюры, альпинарии, живые изгороди.
в) для защиты от ветра, пыли и шума по периметру территории высадить несколько деревьев и кустарников. Зелеными насаждениями отделить друг от друга площадки различного насаждения. В ассортимент растений включить оригинальные по форме, цветению и окраске виды деревьев и кустарников, широко использовать цветы и дикорастущие растения.
Первичную ревизию и проектирование участка провели 14-18 сентября 2011года.
Последовательность его такая:
1.Обозначили север, юг, запад, восток. Стороны, обращенные на запад и юг, обычно солнечные и открытые, северная сторона - теневая, а восточная
смешанная, т.е. на участке имеется несколько микроклиматических зон.
2.Нанесли план территории на миллиметровку, отобразили здания, хозяйственные строения, дороги, тропинки.
3.Наложили на план кальку и прорисовать детали: точки наилучшего образа, крупные деревья, изгороди, большие камни.


Озеленительные работы
Объектами озеленения являются пришкольный участок, участок детского учреждения (детская площадка), участок, прилегающий к зданию администрации поселка.
Ни в коем случае не использовать ядовитые и колючие растения. 1.Организовать транспортное средство (помощь администрации поссовета) и 3-5 человек из 10 класса для привоза камней, мелких кустарников и молодых березок, которые должны украсить по периметру детскую площадку.
2.Использовать мелкую гальку, цемент и 3-4 банки колера белого или голубого цвета для узкого извилистого водоема. Водоем нужен не только для красоты площадки, но и для обеспечения клумбы достаточным количеством воды (цветник напротив здания администрации поселка). Ввиду того, что школьный двор находится на открытом участке и не имеет высоких зеленых насаждений, воздух на солнце накаляется от асфальта, в связи с этим присутствие искусственного водоема на территории школы желательно для обеспечения более благоприятного микроклимата.
3.Использовать мелкие кустарники, цветочные растения для новых газонов и
6
бордюр в районе стадиона и детской площадки.
4.Использовать более креативные, но в тоже время не прихотливые растения.


Распределение растений на участке
Размещение деревьев и кустарников при озеленении может быть единичным, групповым и линейным. Не исключено создание живых изгородей и бордюров из кустарников. В качестве посадочного материала при озеленении можно использовать тополь, клен, рябину, березу, лиственницу, ель.
Из кустарниковых пород: боярышник, калину, шиповник, сирень.
Возможные объемы и места проведения озеленительных работ определит совет, состоящий из ребят 7-10 классов.
Смотреть Приложения (участки - 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.,4.1.).
Лекарственный отдел - участок 4.2. – это новое в работе на пришкольном участке.


Семена и питомники
Одна из осенних работ - заготовка семян цветочных культур, деревьев и кустарников. Собрали шишки сосны, ели и высушили их. Семена сосны, ели, лиственницы, березы, калины собрали с лучших по росту и развитию деревьев и кустарников. Посев и уход за сеянцами в течение двух следующих лет.
Сбор семян цветочных растений, деревьев и кустарников провели в период с сентября по октябрь 2011 года.
Посев семян цветочных культур, деревьев и кустарников будет произведен в марте-апреле 2012 года в кабинете биологии.
В случае необходимости посадочный материал приобретем в цветочных магазинах города Саяногорска.
Подготовка почвы, приготовление клумб, посев семян и уход за ними силами
учеников 6-10 классов.
Начало работы с марта по октябрь месяцы 2012 года.

Теоретическая подготовка и учебно-исследовательские работы
Теоретические познания, полученные на уроках, помогут нам более осознанно выполнять практические работы.
В своем проекте рекомендуем администрации школы выделить часы на организацию факультатива по основам цветоводства, который может вести любой педагог или работник школы, заинтересованный в данном проекте.
Факультатив может включать как теоретический материал, так и практические занятия на территории школьного участка, в первую очередь, используя экологическую тропу.
Из числа учеников 8-10 классов необходимо организовать лекторскую группу,
7
в обязанность, которой будет входить пропаганда среди школьников и
населения поселка знаний по охране природы. Теоретическая и практическая деятельность, развитие у нас у учащихся творческого поиска, можно спланировать проведение исследовательских (опытнических работ) - это можно проводить на факультативе.


Экологическая тропа
Большое значение для кратковременных экскурсий в лес, для экологического воспитания школьников и детей детского сада, знакомства с природой и жизнью леса, населяющими его насекомыми и птицами имеет значение экологическая тропа.
Школьная экологическая тропа размером в 1 километр носит учебный характер, в эстетическом отношении тропа желает быть значительно лучше.
Необходимо: установить информационные таблички у самых старых деревьев, у самых крупных по диаметру и высоте, это можно сделать руками мальчиков на уроках технологии – март месяц.
На маршруте тропы есть муравейник его необходимо огородить – апрель месяц.
Вблизи тропы школьниками начальных и 5 – ого классов ежегодно выставляются гнездовья и кормушки для птиц.
На экологической тропе есть места разливов канализации, захламленные участки территории, это примеры пагубного влияния человека на окружающую среду.


Организация управления, приобретение материальных ценностей
Для руководства и организации учебного пришкольного участка
избран совет, в который вошли самые активные учащиеся 6-10 классов, в основном девочки, которые проявили интерес к этому и имеют теоретические и практические знания, приобретенные в школе и семье.
Пришкольная территория делится на цветники - газоны, и микролесные массивы.
Работа на пришкольном участке была начата весной 2008 года учителем биологии без определения задач и направлений.
С 2011 деятельность работы на пришкольном участке стала более продуктивной.
Мы предлагаем несколько секций: (можно отойти от первого варианта, где за каждым классом закрепляется цветник, а предложить классам работу одной из секций)
производственная: выращивание посадочного материала, посадка, уход, озеленительные работы и др.
заготовительная: сбор семян, их сортировка
8
защитная: наблюдение за вновь высаженными деревьями и кустарниками; изготовление кормушек, кормление зимой птиц, а весной развешивание гнездовий и кормушек для птиц
опытническая: выполнение исследовательских работ
Для проведения занятий и организационных мероприятий использовать кабинет биологии.
В кабинете собрать библиотечку из книг по цветоводству и школьному лесничеству.
Провести ревизию инструментов сделать заявку заведующему по хозяйственной части на приобретение в основном леек и поливочных шлангов.
Приобрести инструменты за счет школы, литературу, в том числе материалы для оформительских работ и выполнения наглядной агитации за счет спонсоров, их можно найти, в поселке есть предприниматели, а их дети ученики нашей школы.

Планово-картографические и таксационные материалы
Для работы на пришкольном участке изготовить следующие материалы:
1.Таксационные описания
2.Планшет
3.План лесонасаждений и цветников и др.

В таксационных описаниях дать характеристику всех участков.
Изготовить один планшет в масштабе 1:10000. На нем графически изобразить все участки, помещенные в описаниях.
План лесонасаждений изготовить в более мелком масштабе 1:25000
На плане лесонасаждения соответственно обозначить (окраска и штриховка).
В течение периода выполнения дизайн - проекта вносить все изменения, происходящие в результате деятельности школьников, это будут рабочие материалы, т.е. таксационные описания.

Создать проект Устава учебного пришкольного участка, ознакомить с ним всех учеников, классных руководителей и утвердить его на школьной конференции (апрель месяц)

Проект рассчитан на период с 2012 по 2014 годы









9
Заключение


Результат реализации дизайн – проекта организации учебного пришкольного участка обсуждать ежегодно на школьной конференции или в период декады естественных наук.


Разработать в 2012-2013 учебном году системы измерителей, на основе которых можно проводить мониторинги чистоты воздуха и почвы на пришкольном участке.


Поводом для написания проекта послужила инициатива учителя биологии. Она обсуждалась на уроках биологии, большинство ребят выразили желание облагородить территорию школы, войти в состав творческой группы для создания проекта.

Деятельность школьников в период с марта по август каждого года, предусмотренного проектом отображать на рекламных щитах в рекреации школы на первом этаже.























10
Литература:

1.Титова, Н.П. Газоны. – М., 1991
2.Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. - М., 1992
3.Тавлинова, Г.П. Приусадебное хозяйство







































11










15