Элективные занятия по ландшафтному дизайну в 8-10 классах


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Ая – ганга»
Рассмотрено на заседании МСУтверждено:
МБОУДОД ЦДОД «Ая – ганга»Директор МБОУДОД ЦДОД
Протокол № от ___________«Ая – ганга»
____________М.Г. Ринчинова___________________ 2014г.
Образовательная программа
«Ландшафтный дизайн»
Составитель: Очирова С.Ж.
педагог дополнительного образования
Вид программы:модифицированнаяВозрастной диапазон освоения программы:
Средняя группа – 14–16 лет
Срок обучения: 1 год
Гусиноозерск 2014
Структура дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание курса
Методическое обеспечение
Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для учащихся 8-10 класса, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю). Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна.
Новизна и актуальность состоит в том, что для формирования яркого, ароматного домашнего миниатюрного цветника не потребуется особых материальных затрат. Но созданные воспитанниками маленькие уголки природы при желании можно превратить в настоящие лаборатории, которые помогут приобщаться к тайнам растительного мира, воспитать любовь к природе, художественный вкус, аккуратность, ответственность. Эта программа – большое подспорье в благоустройстве и озеленения участка при центре дополнительного образования детей.
В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.
Цель курса: освоение воспитанниками специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна.
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;
2. Воспитывающие:
- расширение представлений учащихся об окружающем мире;
- формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
- формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
- воспитание бережного отношения к природе, изучению влияния ее на собственное здоровье;
- воспитание любви к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности.
3. Развивающие:
- формирование у воспитанника способности к самореализации;
- стимулирование его творческой и познавательной активности;
Программа отличается от других программ тем, что
- расширяет возможности образовательной области ландшафтного дизайна через дополнительное образование;
- развивает творческий потенциал воспитанников разных возрастных групп в творческом объединении за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- данный проект позволяет оздоровить окружающую среду и окультурить территорию;
- воспитывает ответственное отношение к природе и здоровью человека;
- дает возможность воспитанникам проявлять творческую инициативу в проектировании и создании декоративно оформленного участка;
- прививает экологическое воспитание на основе ландшафтного дизайна через практические исследования;
- повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность через игровые задания.
Ожидаемые результаты:
- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их   биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района; 
-  создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений; 
-  рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.  
Элективный курс «Основы ландшафтного дизайна» рассчитан на широкий круг слушателей, но прежде всего для обеспечения предпрофильной подготовки школьников в рамках художественно-эстетического профиля. Данный курс рассчитан на учащихся, не имеющих специального образования, но обладающими способностями и склонностями к занятиям, связанным с изобразительной деятельностью. Предлагаемый курс может быть использован для факультативных занятий.
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. На занятия отводится 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.
Возраст воспитанников: от 14 до 16 лет.
Форма подведения итогов: защита проектов «Благоустройство и озеленение участка» выставка фотографий, рефераты.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела Наименование разделов Всего часов Теория Практика Контроль
1 Вводный урок. Характеристика учебного процесса. Ландшафтный дизайн. История и современность 2 2 - -
2 Стили ландшафтного дизайна 2 1 - 1
3 Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве 6 4 1 1
4 Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения 7 2 4 1
5 Многообразие видов ландшафтного дизайна 10 5 4 1
6 Проектная деятельность 10 2 8 -
7 Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества 4 1 2 1
8 Технология выращивания цветковых растений
(агротехника) 10 4 5 1
9 Решение проблем ландшафтного дизайна 14 6 7 1
10 Подведение итогов работы объединения 3 2 - 1
Итого 68 29 31 8

3. Содержание учебной программы
Раздел 1. Ландшафтный дизайн. История и современность (2 ч). Вводный урок. Характеристика учебного процесса. Правила техники безопасности. История ландшафтного дизайна и садово-паркового искусства. Основные стадии ландшафтного проектирования. Ландшафтный дизайн в условиях г. Гусиноозерска и г. Улан-Удэ.
Раздел 2. Стили ландшафтного дизайна (2 ч).
Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Известные сады и парки. Выбор стиля, дизайнерское решение. Характер сада. Основные правила ухода. Практическая работа: «Характеристика стиля»
Раздел 3. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве (6 ч).
Понятие о древесных растениях. Декоративность: форма и размер кроны, величина и окраска цветков и плода, строение и окраска листьев. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни, по видам. Практическая работа: «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка». 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво-цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.
Раздел 4. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (7 ч)
Композиция и масштабность в саду. Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников. Использование особенностей естественного ландшафта. Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Практическая работа: «Проектирование цветочного оформления. Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников. Использование камней, валунов, плит. Подготовка эскизов. Обсуждение, утверждение эскизов. Просмотр фильма «Ландшафтное искусство».
Раздел 5. Многообразие видов ландшафтного дизайна (10 ч)
Альпинарии и их многообразие. Газоны. Виды газонов. Каменистая стенка. Альпийская горка. Рокарий. Сад на балконе. Водный сад. Практическая работа: Планирование и разбивка участка по проекту.
Раздел 6. Проектная деятельность (10 ч)
Зарисовка эскизов. Подсчет расходов. Подготовка территории. Подготовка растений. Осуществление проекта. Практические работы: «Альпийская горка» (создание из бутафории). Посадка рассады. Уход за растениями.
Раздел 7. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (4 ч)
Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей. Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории. Практическая работа: «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации». На основе прайс-листов, предоставленных фирмой по благоустройству и озеленению.
Раздел 8. Технология выращивания цветковых растений
(агротехника) (10 ч)
Вредители растений и меры борьбы с ними. Основные болезни растений. Правила подбора и высадки посадочного материала. Обработка почвы. Высадка посадочного материала. Практическая работа: Уход за рассадой.
Раздел 9. Решение проблем ландшафтного дизайна (14 ч)
Внесение перегноя. Вскапывание. Тенистые участки и их обустройство. Тенелюбивые растения. Влияние зимних холодов на садовые растения. Зимняя защита ландшафтных растений.Практические работы: Высадка растений. Важнейшие показатели экологического состояния почв. Уход за растениями: полив, рыхление, пасынкование, прищипка, подвязка, мульчирование, подокучивание, укрытие. Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (3 ч)
Итоговое занятие. Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Тим Ньюбери Дизайн вашего сада. Варианты готовых решений. М.: Кладезь-Букс, 2007. 208 с.
2. Алан и Джилл Бриджуотер Ландшафтный дизайн. М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2010. 110 с.
3. Колесникова Е. Г. Садовые миксбордеры. Элементы садового дизайна. М.: Кладезь-Букс, 2009. 48 с.
4. Суетина М.Ю., Тукаева И.А. Современный дизайн вашего участка. Современный дизайн вашего участка. М.: Современный дизайн вашего участка, 2009. 129 с.
5. Мебель и аксессуары для сада. М.: АСТ, Сталкер, 2006. 120 с.
6. Павленко Л. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. М.: Феникс, 2005. 192с.
7. Немова Ел. Стилистика сада. М.: Фитон +, 2007. 160с

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики. Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер. Выполнение практических заданий начинается в аудитории и логически продолжается в заданиях на дом. Изучение Раздела 3 позволяет последовательно подойти к разработке ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения. В процессе проектирования учащиеся должны уметь выполнять несложные планы и эскизы: садового участка, схем посадки растений, растительных композиций. Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне. В Разделе 2 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля.  Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном  проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.
На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся. В практической работе рекомендуется применять карточки-задания для повышения оперативности действий учащихся. Целесообразно оформлять результаты заданий в табличной форме для развития навыков анализа, обобщения, систематизации полученных знаний.
Для проведения практических занятий группа учащихся делится на малые группы, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в предметно-практической деятельности.  Основная часть практических заданий предполагает индивидуальную форму работы. Однако результат выполнения  некоторых практических заданий к темам и отдельных этапов практики дизайн-проектирования будет  эффективнее при выполнении в паре или в малой группе (3–5 человек). К примеру, такой этап  проектирования, как «Работа с заказчиком», следует проводить в форме ролевого диалога. Задачи творческого характера эффективнее решаются в малой группе при использовании метода мозгового штурма. Графическое оформление практических заданий каждый учащийся выполняет индивидуально. Групповая форма работы при выполнении дизайн-проектов позволяет учащимся приобрести не только собственный, но и опосредованный опыт творческой, проектной деятельности.
Учебная экскурсия способствует расширению кругозора, накоплению визуальных впечатлений, которые впоследствии могут стать основой для творчества. Зачет как итоговую форму контроля успешности усвоения  курса целесообразно проводить в активной форме как итог-презентацию дизайн-проекта, выполненного в процессе деловой игры. Материалы папки практических заданий (содержащей результаты выполнения практических заданий по всем темам) и личный опыт проектной деятельности учащихся смогут впоследствии использовать в дальнейшем обучении.

Терминология ландшафтного дизайна
Аллея - свободно растущие или формованные деревья, высаженные в один или более рядов по обеим сторонам пешеходных или транспортных дорог.
Альпинарий - часть ботанического сада, имитирующая горный пейзаж, для экспонирования растений альпийской флоры или декоративная экспозиция на озеленённой территории.
Архитектурно-ландшафтный ансамбль - завершённый композиционно и функционально архитектурно-ландшафтный объект.
Арабеска - цветник или элемент цветника вычурного растительного рисунка, для создания которого используются декоративные травянистые растения, формованные кустарники и нерастительный материал.
Бордюр - неширокая полоса из низкорослых кустарников, однолетников или многолетников, окаймляющая газоны, площадки, дорожки, цветники.
Боулингрин - спортивный газон на площадке для игры в кегли с понижением в средней части в форме плоского котлована или самостоятельный элемент ландшафтной композиции.
Бульвар - озеленённая территория общего пользования вдоль магистралей, набережных в виде полосы различной ширины, предназначенная для пешеходного транзитного движения и кратковременного отдыха.
Газон - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции
Газон луговой - газон или улучшенный травяной покров, содержащийся в режиме луговых угодий, допускающий хождение, игры и отдых на траве.
Газон мавританский - газон, создаваемый посевом семян газонных трав и цветочных растений.
Газон партерный - газон, создаваемый в наиболее парадных местах объекта озеленения, однородных по окраске, густоте и высоте травостоя.
Газон спортивный - газон на спортивных площадках, создаваемый посевом семян газонных трав, устойчивых к вытаптыванию.
Группа садово-парковая - не менее трёх экземпляров древесных и (или) кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящихся на уровне посадки.
Густота посадки - число растений, высаженных на единицу площади.
Двулетники - двулетние и многолетние декоративные растения, используемые для озеленения в течение двух сезонов вегетации.
Дернина рулонная (дёрн-скрутка) - дернина газонных трав, выращенная посевом семян на специальных матах рыхлой структуры из растительного или искусственного волокна.
Изгородь живая - свободно растущие или формованные кустарники, реже деревья, высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую или маскировочную функции.Клумба - цветник правильной геометрической формы плоского или повышающегося к центру профиля, один из основных элементов цветочного оформления архитектурно-ландшафтных объектов.
Ландшафтная композиция - гармоничная соподчинённость элементов ландшафтной композиции, обусловленная замыслом и назначением объекта, образующая единство организуемого пространства.
Примечание: к элементам ландшафтной композиции относят: местоположение, рельеф, насаждения, водоёмы, дорожная сеть и покрытия, малые формы.
Лунка приствольная - верхний горизонт посадочной ямы, обнесённый по периметру земляным валиком, устраиваемый для каждого растения или общий для группы растений.
Малые формы садово-парковой архитектуры - элементы оформления архитектурно-ландшафтного объекта, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.
Массив садово-парковый - множество древесных и (или) кустарниковых растений на определённой территории свободной конфигурации, не обозреваемых с одной точки на уровне посадки.
Миксбордер - цветник вытянутой формы, создаваемый на фоне стены или плотной посадки из различных видов цветочных растений, гармонически связанных в единое целое обеспечивающих непрерывность цветения.
Многолетники - многолетние травянистые декоративные растения.
Моносад - сад или его часть, где культивируются растения, принадлежащие одному роду.
Насаждения зелёные - совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.
Обрезка омолаживающая - глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону.
Обрезка санитарная - обрезка больных, поломанных, засохших ветвей.
Обрезка формовочная - обрезка кроны с целью придания растению определённого габитуса, ему не свойственного.
Объект архитектурно-ландшафтный - территория, организованная по принципу ландшафтной архитектуры, в соответствии с функциональным назначением.
Одерновка - создание травяного покрова с помощью естественной или рулонной дернины.
Однолетники - декоративные травянистые растения, цикл развития которых ограничен одним сезоном вегетации, и многолетние травянистые растения, возделываемые как однолетники.
Озеленение вертикальное - декорирование вертикальных плоскостей вьющимися, ниспадающими растениями.
Партер - парадная, открытая часть парка, сада или самостоятельный объект с вычурной или строгой внутренней планировкой и отделкой в зависимости от художественного замысла.
Планировка архитектурного объекта вертикальная - комплекс мероприятий, направленный на обработку существующего рельефа, в зависимости от композиционного решения строящегося архитектурно-ландшафтного объекта с максимальным сохранением растительности и почвенного покрова.
Прикоп - место временного хранения в открытом грунте выкопанного посадочного материала до его посадки на постоянное место.
Рабатка - цветник правильной продолговатой формы, устраиваемый обычно вдоль дорожек и стен, длина которого в три или более раз превышает ширину
Растения клубнелуковичные - травянистые растения, многолетней частью которых является клубнелуковица.
Растения ковровые - низкие декоративно-лиственные или обильно цветущие травянистые растения, каждое из которых в массе даёт поверхность определённого цвета.
Растения контейнерные - деревья или кустарники, а также цветочные растения, содержащиеся в емкостях соответствующих габаритов, используемые для создания передвижных садов на открытых площадках и в интерьерах.
Растения луковичные - травянистые растения, многолетней частью которых, являются разного типа луковицы.
Растения почвопокровные - группа стелющихся низкорослых травянистых и кустарниковых растений, обладающих вегетативной подвижностью, способных к активному захвату новой площади и удержанию её за собой.
Реконструкция архитектурно-ландшафтного объекта - усовершенствование функционирования архитектурно-ландшафтного объекта в изменившихся условиях, предусматривающее изменение планировки и размещения посадок.
Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов капитальный - комплекс периодически проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе более 25%.
Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов текущий - комплекс постоянно проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе до 25%.
Реставрация архитектурно-ландшафтного объекта - восстановление зелёных насаждений и планировки архитектурно-ландшафтного объекта в полном соответствии с первоначальным замыслом.
Рокарий - часть озеленённой территории, в оформлении которой ведущую роль играют живописно размещённые каменные глыбы различного размера.
Роща - однородный древесный массив или его часть.
Солитер - отдельный декоративный экземпляр дерева или кустарника на открытом пространстве или на фоне массива, как акцент ландшафтной композиции.
Стенка подпорная - элемент вертикальной планировки в виде специальной конструкции, сдерживающий подвижку грунта и часто имеющий декоративную обработку.
Устойчивость зелёных насаждений - способность насаждений сохранять характер функционирования в условиях воздействия антропогенных факторов.
Цветник - участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, дву-, или многолетними растениями.
Шпалера - деревья и кустарники, высаженные у стен и опор, оформленные в виде вертикальной плоскости.
Экзотарий - участок сада или парка, на котором создается временная открытая композиция тропических экзотов из коллекций оранжерей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дрягина И.В., Кудрявец Д.Б. Цветы для Подмосковья. М.: Московский рабочий, 1982.
Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.: АКАкадема, 2004.
Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004..
Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005.
Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.
Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. Словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004.
Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.
Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. – М., 2004.
Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.
Энциклопедия лекарственных растений. М.: Ридерз Дайджест, 2004.
Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.
1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.
Журнал «Мой прекрасный сад». 2000-2006.