Методическая разработка План – конспект открытого занятия в системе УДОД


Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
«Современник»
Открытое занятие.
Тема: Изготовление кукол-перчаток –
сказочных персонажей
Учебная группа: 3 группа, год обучения 2
Возраст детей: 8-13 лет.
Творческое объединение: «Золотая игла»
Педагог дополнительного образования:
Супрун Калерия Акрамовна
пгт Березово
2016г
План – конспект открытого занятия в системе УДОД.
Творческое объединение: «Золотая игла»
Учебная группа: 3 группа, год обучения 2
Возраст детей: 8-13 лет.
Цель: Ведущей идеей занятия является проверка знаний, полученных за 2015 – 2016 учебный год обучения; воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.
Задача: Применение и закрепление полученных знаний учащихся при раскрое и шитье куклы-перчатки – персонажа для кукольного театра, направленность системы дополнительного образования на сохранение традиций, культуры и быта народов Севера.
Цели:
I. Образовательная – закрепить полученные знания, умения, навыки раскроя и шитья кукол-перчаток.
1) Последовательность выполнения задания.
2) Формирование навыка шитья по трикотажу, изучить шов «через край».
3) Закрепить ранее изученные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «потайной шов»
II. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к национальным традициям разных народов. Любовь к Родине.
III. Развивающая – развить мелкую моторику рук, зрительное внимание, зрительную память, мотивацию и творческое отношение к труду.
Ожидаемый результат занятия:Обучающиеся должны знать:1. Дополнительные знания о традициях народов Севера;
2.Применять знания на практике;
3.Принципы кроя и шитья куклы-перчатки;
4.Уметь работать с технологической картой
5.Для раскрытия творческого потенциала личности ребёнка инсценировали сказку.
Принципы обучения и воспитания:1.Творчество – развитие образного мышления, уверенности в своих силах.
2.Природосообразности – развитие природных склонностей ребёнка и его способностей.
3.Индивидуально- личностный подход – учёт индивидуальных способностей и поощрение творческого подхода к выполнению работы.
Методы обучения:Наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемого изделия.
Словесные – рассказ.
Практические – закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.
Аналитические – наблюдение, сравнение, самоанализ.
Средства:1. Иллюстрации.
2. Пособия – технологические карты, литература.
3. Слайды
4. Презентация чума
Оборудование и материалы:1. Иголки, ножницы, нитки.
2. Трикотажные перчатки
4. Мел.
5. Технологические карты.
7. Готовые образцы игольницы.
8. Иллюстрации игольницы.
Занятие № (35 минут)Ход занятия:I. Организационный момент:1) ПДО в национальной одежде: верх – мансийское платье, на ногах – бурки, встречает детей, приглашает в гости к себе в чум. (презентация чума), рассказывает о традициях передачи рукодельных навыков младшему поколению в семье.
– Здравствуйте, дорогие ребята. Вы пришли ко мне в гости в чум, чтобы вам передать ощущение тепла и показать, как я рада вам, я на каждого из вас на плечи накину платочки (красивые платки народов манси), а вы мне скажите, как вас зовут, и мы с вами познакомимся. Меня зовут Супрун Калерия Акрамовна…
Присаживайтесь девочки. Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Мы с вами сегодня познакомимся со сказкой народов Севера. У народов Севера раньше была традиция. В одном чуме собирались мамочки с детками, и сказительница рассказывала сказки. И в это же время женщины и старшие девочки шили. Женщины передавали навыки рукоделия своим дочкам. Все народы Севера очень любят сказки про животных. Потому что они близко соприкасаются с природой. А вы любите сказки? Мы познакомимся со сказкой про зайцев. Народы Севера использовали для украшения детской одежды орнаменты «Заячьи ушки», применялись эти узоры только для детей и являлись для них оберегом. Например, для маленькой рукодельницы мама сшила игольницу, украшенную таким узором, косметичку. В люльку подстилали заячьи шкурки, потому что она мягонькая, и ребёнку тепло и уютно лежать в такой люльке. Для нашей сказки надо сшить героев.
II. Теоретическая часть
Пошёл слайд «герои»
2) Подготовка рабочего места.
ПДО – Ребята, что вы видите перед собой? Каждой из вас я положила пакетик с инструкциями, с технологическими картами, заготовками и инструментами.
Назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье кукол? Поднимайте руку и называйте какие вы видите перед собой, а какие правила ТБ нам необходимо знать?
Обучающиеся по очереди называют инструменты.
ПДО - Что надо знать и не забыть при использовании иголочки? Передавайте иголку в игольнице и с ниткой, не разбрасывайте булавочки и иголочки по столу, не втыкайте в одежду, во время работы пользуйтесь напёрстком.
ПДО – «На пальце одном ведёрко вверх дном». Напёрсток – это предмет не для игры. Интересное слово напёрсток? Это слово старинное, раньше палец называли перст, поэтому и назвали это ведёрко напёрстком. Он охраняет пальчик от повреждений. А изобрёл его в XVII веке амстердамский мастер-ювелир.
ПДО - Как правильно надо пользоваться ножницами?
ПДО – Вы, конечно же, знаете, как ведём себя за столом. Руки держим на столе и следим за осанкой.
III. Практическая часть.
ПДО – Посмотрите свои пакетики, обратите внимание с какой тканью мы будем работать? Нашим секретом будет технология шитья трикотажа, трикотаж отличается от других тканей, состоит он из одних петелек, чтобы его раскрыть, ребята, сделаем шов «через край», выполняется справа налево совместив края. Чтобы шов был хорошим, надо, чтобы иголочка попадала в каждую петельку. Достанем теперь технологические карты (Приложение 2) и посмотрите последовательность своих действий по изготовлению кукол. Чтобы сформировать фигурку героя, пальцы на перчатке не будем отрезать, а загнём внутрь и зашьём. Чтобы сформировать мордочку, мы приклеим фурнитуру, у нас есть мех, сделаем хвостики. А вы любите слушать сказки? А играть? Мы будем слушать сказку про зайцев (Приложение 1), а потом разыграем её. Приступаем к шитью и слушаем сказку. Ребята, есть пословица о смысле сказок «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». Слушайте внимательно, а в конце занятия вы скажите, чему вас научила эта сказка. У каждого всё получится, если надо кому помочь, поднимите руку.
Звучит сказка, ПДО наблюдает за работой учащихся.
Когда закончили шить, выходим на физминутку, показываем характер героев.
–Садимся на свои места, у вас на обороте технологической карты расписаны роли, читаем внимательно.
– Ребята, представьте, что это не стол, а лесная поляна. Сложите инструменты каждый в свой пакетик и передайте мне, пожалуйста. А теперь повторно звучит сказка, и каждый показывает своего героя.
ПДО комментирует ход сказки.
Закрепление: Вот мы показали сказку. Каждый народ сочинял сказку, чтобы молодому поколению показать правила поведения, общения.
Чему нас учит эта сказка?
Какое послание нам передали предки?
Про что была сказка?
Почему мы занимались этим видом работы? Потому что шили куклу-перчатку.
Для чего? Потому что для инсценировки сказки.
Какой секрет мы открыли сегодня в работе с трикотажем? Отработали шитьё по трикотажу, узнали секрет этого рукоделия.
Познакомились с устным народным творчеством какого народа?
(Инсценировка на завершении урока.)
Рефлексия. Понравилась сказка? Посмотрите на "пушистиков". У них у всех разное настроение. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение как у тебя. Нарисуйте мне своё настроение. (Приложение 3).
Какие чувства у вас вызвала эта сказка?
Оцените свою работу.
Анализ занятия.
Это занятие проведено по программе «Я швея от А до Я» 2 года обучения, где я ввожу элементы подпрограммы «Кукольный театр».
Тема занятия «Изготовление куклы-перчатки – сказочного персонажа». Цели: I. Образовательная – закрепить полученные знания, умения, навыки раскроя и шитья кукол-перчаток.
Задачу мы выполнили.
1) Последовательность выполнения задания. Для этого я сделала технологическую карту, которую дети изучили.
2) Формирование навыка шитья по трикотажу. Изучили шов «через край».
3) Закрепить ранее изученные швы «назад иголку», «потайной шов», «вперёд иголку»
II. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к национальным традициям разных народов. Любовь к Родине.
III. Развивающая – развить мелкую моторику рук, зрительное внимание, зрительную память, мотивацию и творческое отношение к труду.
Дети к этому моменту уже имеют навык шитья по ткани, и они умеют шить куклы-перчатки из ткани, а данное занятие мы провели по теме «шитьё по трикотажу», кроме того, на этом занятии была использована обыкновенная трикотажная перчатка, что позволяет облегчить процесс раскроя и упростить шитьё куклы. Кроме того, даётся возможность развития творческого воображения детей в процессе превращения обычного предмета в сказочного персонажа. Здесь мы развиваем кругозор ребёнка, создаём ситуацию успеха, в то же время опираемся на жизненный опыт учащегося, даём возможность применить ему имеющиеся знания, умения, навыки рукоделия. Все дети очень любят ходить в гости, поэтому сегодняшнее занятие я провела в чуме, куда пригласила учеников, давая им возможность соприкоснуться с особенностями быта народов Севера и проникнуться их культурными традициями, ощутить ценность семьи и уважение к опыту предков. Это было мною достигнуто при изучении сказки. Под каждого персонажа мною были разработаны технологические карты. Это дало возможность на данном занятии отработать с детьми работу по карточкам, которые им зрительно представили, процесс превращения перчатки в куклу. Это развивает у ребёнка навыки самообразования, необходимые ему в будущем. Это один из многочисленных интерактивных приемов обучения.
Использовала интерактивное обучение. Эвристическая беседа – беседа в результате которой открывают сами для себя новые знания. Дети играли.
Эту сказку в конце занятия дети разыграли. Каждый ребёнок больше всего любит играть, и в ходе этой игры они оживили своих персонажей, примерили на себя их образы. Получили возможность проявить свои актёрские таланты и ощутили значимость своего труда. Они сшили кукол, с которыми они играют, привнося тем самым радость себе и окружающим – зрителям, для которых они играют спектакль. Наше занятие на самом деле не закончилось. По своему опыту я знаю, что дети всегда возвращаются к своим куклам, и в будущем их должно побудить показывать с этими куклами спектакли. Благодаря этому они будут развиваться духовно и нравственно, передавая радость творчества и мудрость сказки другим людям. Занятие поставленной цели достигнуто. Сочетание, на первый взгляд, несочетаемых приёмов и методов в обучении рукоделию даёт возможность максимального раскрытия возможности каждого ребёнка и наилучшего развития его личности, что является целью личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания.
Основная цель, которую я ставлю перед собой при работе по данной программе – это сохранение традиций, семейного воспитания. Поэтому каждое своё занятие я выстраиваю таким образом, чтобы каждый ребёнок получил наряду с новыми знаниями по рукоделию свой уникальный духовный опыт. После таких занятий дети уходят окрылённые своим успехом, с ощущением праздника в душе, и с радостью бегут в ожидании нового волшебства.
Приложение 1.
(играет мансийская музыка)
\s
Приложение 2.










Приложение 3.