СтатьяТехнология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы

Творческий отчёт

Мережина Мария Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Кречетовская СШ»

Технология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы

С введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в школах качественно изменились цели и задачи обучения и воспитания. Современные инновации главную роль отводят развитию ребёнка, его творчеству, предоставляя ему свободу и ответственность в организации своей учебной деятельности. Следовательно, кроме предметных результатов, большое внимание уделяется
-выявлению развития индивидуальных творческих способностей;
- создание ситуации успеха;
- развитие познавательных интересов;
- повышение самооценки;
- развитие мотивации дальнейшего роста;
- формирование моральных и нравственных качеств.
Решению всех данных задач способствует новшество современной школы – портфолио ученика.
Портфолио (портфель личных достижений) – это индивидуальная папка ученика, в которой накапливаются, фиксируются, оцениваются индивидуальные достижения в разных видах деятельности: учебной и внеучебной за весь период обучения. Портфолио имеет огромное значение для самооценки обучающегося, так как документально рассказывает о динамике продвижения ребёнка в разных областях и служит основой для образовательного рейтинга выпускника.
Работа по созданию портфолио начинается с разработки «Типового положения о портфолио обучающегося начальной школы»» в образовательном учреждении.
В данном документе указаны порядок формирования, структура и использование портфолио в период обучения. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Важную роль портфолио играет при переходе ученика в 5 класс. При формировании портфолио обязательно участвуют законные представители детей – родители.
Структура портфолио может быть самой разнообразной. Например: титульный лист и основная часть, которая состоит из разделов.
1 раздел «Давайте познакомимся»
2 раздел «Копилка достижений»
3 раздел «Копилка творческих работ»
4 раздел «Отзывы и пожелания»
В каждом разделе представлены различные аспекты жизнедеятельности ребёнка. Это и тайны характера, и семья, и лучшие друзья, и участие во внеурочной деятельности. Во втором разделе представлены оригиналы или копии наград, выборки детских работ по предметам. Творческие работы можно положить в третий раздел. Ребятам очень нравится раздел отзывов и предложений, где можно высказать свой мнение или написать отзыв.
Структура утверждается на родительском собрании, где также оговаривается о сотрудничестве и помощи родителей детям, пока они сами не смогут самостоятельно работать с накопительным материалом. Каждый выбранный учеником отдельный документ или творческий отчёт должен быть расположен в файл. Отбор работ ученик производит на основе самооценки и комментариев причины. Учитель и родители помогают и контролируют своевременность и достоверность документов. Записи нужно вести аккуратно и самостоятельно. Творческие элементы в оформлении портфолио приветствуются.
В конце каждой четверти обучающийся совместно с учителем, родителями проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учётом имеющихся документов.
По окончании учебного года обучающимся предоставляется возможность представить и оценить результаты своих достижений. Можно провести выставку портфолио, самоотчёт, презентовать его содержание в классе, на школьной конференции, на родительском собрании.
Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальности достижений каждого конкретного ученика. Главное – то, что портфолио не должно нести идеи соперничества между детьми, а помочь каждому развивать только свои таланты. Я считаю, что применение портфолио мотивирует интерес детей к учёбе, повышает самооценку и помогает в воспитании моральных и нравственных качеств.
15