Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям

Закирова Олися Тельмановна –учитель химии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9 класс

Цели урока: Сформировать знания о способах решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы, навыки работы с текстом задачи, умение выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций. Воспитывать самостоятельность в принятии решений, умение оценить результаты.
Ход и содержание урока
I Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня, очень интересный урок по решению задач.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы знаете признаки указывающие на протекание химических реакций, умеете составлять уравнения химических реакций.
1.Перечислите признаки химических превращений:
2.Установите соответствие.
4Al + 3O2 = 2Al2O3 а) уравнения реакций соединения
MgCO3= MgO + CO2 б) уравнения реакций замещения
2HgO= 2Hg + O2: в) уравнения реакций разложения 
2Na + S=Na2S
Zn + Br2 = ZnBr2
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
III . Усвоение новых знаний. Для того чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом сделать пять шагов:
1.    Составить уравнение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.    Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, то есть не содержащих принеси). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала надо определить содержание чистого вещества.
3.    Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.
4.    Составить и решить пропорцию. 5.    Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм
Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

V(02)=?л(н.у.)
М(Н2О)=18 г/моль
Vm=22,4л/моль  Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты
2Н2О = 2Н2 + О2
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
0,5моль - х моль
2Н2О = 2Н2 + О2 
2моль - 1моль
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль
Найдем объем вещества, который требуется вычислить
V(02)=n(02)Vm
V(O2)=0,25моль22,4л/моль=5,6л (н. у.)
Ответ: 5,6 л 
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения
порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:
М(Н2 О) = 18 г/моль
М(О 2) = 32 г/моль 
Запишем уравнение химической реакции:
2Н2О = 2Н2 + О2
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
0,5моль х моль
2Н2О = 2Н2 + О2
2моль 1моль
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.
Для этого составляем пропорцию
0,5моль = хмоль
2моль 1моль
откуда х = 0,25 моль  Следовательно, n(O2)=0,25 моль
Найдем массу вещества, которую требуется вычислить
m(O2)= n(O2)*M(O2)
m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г
Запишем ответ
Ответ: m(О2) = 8 г 

IV.Закрепление изученного материала. Какой объем воздуха (н.у) потребуется для взаимодействия с 270 гр.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], содержащего 20% примесей? Какое количество вещества оксида алюминия при этом получится?

V.Домашнее задание: 
1 уровень Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.
2 уровень При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют так называемые рентгеноконтрастные вещества. Так, перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновское излучение. Какие количества оксида бария и серной кислоты потребуются для получения 100 сульфата бария?
3 уровень Прежде чем вылить в канализацию жидкие отходы лабораторных работ, содержащие соляную кислоту, полагается их нейтрализовать щелочью (например, гидроксидом натрия) или содой (карбонатом натрия). Определите массы NaOH и Na2CO3, необходимые для нейтрализации отходов, содержащих 0,45 моль HCl. Какой объем газа (при н.у.) выделится при нейтрализации указанного количества отходов содой?
Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 115