Уравнения химических реакций и математические расчеты по химическим уравнениям.

Республика Казахстан
Южно - Казахстанская область
г. Шымкент
ШГ № 107 им. Ю. Сареми
учитель химии Ташметова Хакима Хикматхановна

Тема урока: Уравнения химических реакций и математические расчеты по химическим
уравнениям.

Цель урока: Объяснить значения понятий «Уравнения химических реакций и
математические расчеты по химическим уравнениям »

Опираясь на межпредметные связи, развивать умения и навыки
использования математических расчетов на уроках химии.

Воспитывать интерес к предмету, точность и расчетливость,
пунктуальность и применение на практике.

Планируемые результаты обучения:

учащиеся должны самостоятельно записать уравнения простейщих реакции;
знать определение химических уравнений, значение коэффициентов в химических уравнениях.
учащиеся должны воспроизводить последовательность действий при расчетах по уравнениям химических реакций.
уметь вычислять массу вещества, вступившего или получающегося в результате реакции и наоборот.

Тип урока: интегрированный.


Оборудование: Периодическая система химических элементов;
Таблицы и слайды , учебник по химии.
Лабораторные принадлежности и вещества.

Ход урока: Организационный момент: а) психологический настрой учащихся;
б) посещаемость учащихся;


в) название химических элементов (хор-чтение)
демонстрация «ПОЛУЧЕНИЯ ОГНЯ». (чтобы сосредоточить весь внимание
учащихся к уроку. )
г) устный опрос (по матрице посадочных мест.)
проверка домашних заданий;


д) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: 1.Валентность химических элементов.
2.Коэффициент.
3.Индекс.
4.Уравнения химических реакций.


Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и символов.
Вступающие в реакцию, т.е.взаимодействущие между собой вещества, называются реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктом.

Валентность – это способность атомов химического элемента присоединять определенное
число электронов от другого атома.

Индекс – показывает количество атомов входящие в состав сложного вещества и в каких
соотношениях они находятся.

Коэффициент – показывает количество вещества.



е) По этапно правописание уравнений химических реакции (учащиеся выходят к доске и с
объяснением составляют уравнения
химических реакций).
1) Кальций + кислород = (1-минут)
2) Водород + кислород = (2-минут)
3) Алюминий + кислород = (2-минут)

4) Рассчитать массовые доли элементов входящий в состав сложного вещества:
Пример: оксид алюминий. (3-минут)


ж) Ознакомления и объяснения нового материала: «Уравнения химических реакций
и математические расчеты по
химическим уравнениям » .


Задание № 1. В один сосуд поместили 25г лития. Через него пропустили кислород. Вычислите массу
образующегося сложного соединения.
(Ответ: 53,5г )
Задание № 2. При взаимодействии литий с кислородом образовался сложное вещество массой
53,5г. Рассчитайте массу лития вступивщегося в реакцию.
(Ответ: 24,9г )
Задание № 3. При взаимодействии хрома с кислородом образовался сложное вещество массой
88г. Рассчитайте массу хрома и кислорода вступивщегося в реакцию.
(Ответ: 60,2г хром )
(Ответ: 27,8г кислород )
Задание № 4. При взаимодействии фосфора с кислородом образовался сложное вещество массой
98г. Рассчитайте массу фосфора и кислорода вступивщегося в реакцию.
(Ответ: 42,8г фосфор )
(Ответ: 55,2г кислород )
Задание № 5. При взаимодействии натрия с хлором образовался сложное вещество массой
120г. Рассчитайте массу натрия и хлора вступивщегося в реакцию.
(Ответ: 47,2г натрий )
(Ответ: 72,8г хлор )
Итоги урока: выставление оценок

Домашняя задания: .А) При взаимодействии кальция с хлором образовался сложное вещество массой
112г. Рассчитайте массу натрия и хлора вступивщегося в реакцию.
Б) При взаимодействии цынка с хлором образовался сложное вещество массой
102г. Рассчитайте массу натрия и хлора вступивщегося в реакцию.