Календарно — тематическое планирование уроков литературы для 8 класса(программа разработана на основании учебника под редакцией Б. Ланина)


№п.п. Тема Дата Планируемые результаты
календ. Личностные Предметные Метапредметные1. Вводный урок. Напутствие. Повторение: автор, герой- рассказчик, лирический герой; литература и действительность. 1неделя Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Активизация литературоведческих терминов: автор произведения, герой- рассказчик, лирический герой Умение работать с информацией,делать выводы, анализировать тексты; давать письменный ответ на поставленный вопрос.
КЛАССИЦИЗМ -12 + 1 п/р
2,3 Н. Буало.Поэма -трактат «Поэтическое искусство».Классицизм как литературное направление. 1 неделя Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Знание особенностей классицизма как литературного направления; умение составлять тезисы литературной статьи. Умение искать нужную информацию в разных источниках, создавать презентации, выразительно читать фрагменты произведений; организовывать самостоятельную образовательную деятельность
4 Ж.-Б. Мольер Страницы биографии. Комедия «Мещанин во дворянстве» как образец произведения классицизма. 2неделя. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и с ебя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Воспринимать текст драматического произведения с учетом его специфики; рассматривать комедию в связи с литературным направлением классицизма, его эстетическим манифестом, раскрывать черты направления, определять принадлежность к литературному роду и жанру. Находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; анализировать текст и критически его оценивать.
5 Мольер «Мещанин во дворянстве».Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. 2неделя. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Умение истолковывать проблематику и систему образов произведения, особенности композиции; использование сведений из истории при истолковании произведения; анализировать эпизоды в связи с проблематикой Анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления
6 «Мещанин во дворянстве» Комический характер изображения господина Журдена.Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя.Роль комических ситуаций в развитии сюжета комедии. 2 неделя Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение истолковывать средства создания образов- персонажей;знание героев, сюжетных линий;интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; Аргументировать свое мнение и оформлятьего словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного
7 М. В. Ломоносов. Страницы биографии. Личное и государственноев поэтическом творчестве. 3 неделя. Интерес к истории родной страны, к личности М.В. Ломоносова. Понимание национальной самобытности отечественного классицизма, его гражданского патриотического пафоса; знание фактов биографии М. В.Ломоносова. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание прочитанного.
8 М.В. ЛОМОНОСОВ «Ода на день восшествия...на престол ...императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»как произведение классицизма 3 неделя. Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Выявлять в тексте произведения особенности поэтики жанра оды, выразительно читать оды( в том числе и наизусть) Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
9 Ломоносов- филолог. Теория «трех штилей» 3 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Использование сведений по теории литературы при оценке произведения; осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа4 анализировать произведение в связи с литературно- критической работой; составлять тезисный план статьи. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
10. Д. И Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.»Недоросль». Черты классицизма в пьесе:единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии и имена. 4 неделя Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение выявлять правила комедии классицизма; понимание литературного произведения и воспроизведение его содержания. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
11. «Недоросль». Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян.Образы Стародума и Правдина. 4 Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение соотносить содержание комедии 18 века с особенностями русского Просвещения Умение строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
12. «Недоросль». Тема образования и воспитания в комедии.Образ Митрофана. 4 Формирование интереса к МХК, понимание роли русской литературы в контексте мировой и влияния европейской литературы на творчество русских писателей. Умение истолковывать проблематику и систему образов произведения, особенности композиции; использование сведений из истории при истолковании произведения; анализировать эпизоды в связи с проблематикой Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета; ясно и логично доказывать свою точку зрения; использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
13. «Недоросль» . Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание комедии. 5 неделя Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение находить и анализировать нужную информацию; структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы.
14. Контрольная работа по разделу «Классицизм» 5 Навыки сотрудничества со сверстниками .Воспитание чувства прекрасного, интерес к литературному творчеству. Умение рецензировать изученное произведение, писать сочинение на свободную тему .Умение аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменной форме; критически оценивать и интерпретировать изученное; систематизировать изученное для решения тестовых задач.
Сентиментализм и его традиции - 7 + 1 р/р
15. Сентиментализм как литературное направление. Российский Колумб - Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество. 5 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Знание особенностей сентиментализма как литературного направления; основных фактов биографии и творческого пути писателя Карамзина Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы.
16 Повесть "Бедная Лиза"Поэтика сентиментальной повести. Сюжет и композиция. 6 неделя Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей сентиментализма. Умение характеризовать особенности сюжета и композиции; ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
17 "Бедная Лиза"."Естественный" человек и человек цивилизованный в повести."Аделаида" Л. Ван Бетховена на стихи Маттиссона. 6 Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение истолковывать средства создания образов- персонажей;знание героев, сюжетных линий;интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; Умение использовать ИКТ в решении задач ; создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
18. Композиционная роль авторских отступлений, способы показа "внутреннего человека"(Карамзин): "психологический жест",речь героев, одушевление природы. 6 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение находить и анализировать нужную информацию; структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы.
19 А. И. Куприн Жизнь и судьба."Гранатовый браслет".Тема любви в повести. 7 неделя .Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Умение осознанно читать произведение, эмоционально откликаться на прочитанное,выражать личное читательское отношение к прочитанному. Умение ясно и логично доказывать свою точку зрения. Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
20. "Гранатовый браслет" . Трагические чувства Желткова.Тема для обсуждения : "Маленький " ли человек Желтков?" 7 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение истолковывать средства создания образов- персонажей;знание героев, сюжетных линий;интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
21. "Гранатовый браслет Роль вставных новелл.Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведеения.Роль цветовой детали. 7 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
22 Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос..8 неделя Интерес к МХК, Основы нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Умение писать сочинение- рассуждение .Умение находить и анализировать нужную информацию; структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 века -45ч.+5 развития речи.
23 Поэты пушкинской поры.Предшественники и современники Пушкина.Романтизм как литературное направление.Поэзия Дениса Давыдова. 8 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице русской литеатуры. Знание фактов биографии поэтов. Умение воспринимать стихотворный текст, определять ИВС, используемые автором для раскрытия идейного смысла. Знание стихотворений наизусть. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
24. Поэты "пушкинской плеяды" ( П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, К.Ф.Рылеев и др.) 8 Интерес к творчеству и судьбе поэта , к историческому прошлому родной страны. Знание фактов биографии поэтов. Умение воспринимать стихотворный текст, определять ИВС, используемые автором для раскрытия идейного смысла. Знание стихотворений наизусть. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
25. Вопросы теориии литературы.Стихосложение (пиррихий, спондей). Тропы( метонимия, синекдоха, оксюморон,каламбур). Рифма. 9 неделя Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Использование сведений по теории литературы при оценке произведения; осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
26. Г. Р. Державин.Жизнь и творчество поэта."Фелица", "Памятник", "Русские девушки", "Снигирь"Гражданские и философские оды.Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы "трех штилей".Анакреонтическая лирика.Жанр идиллии, послания. 9 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей классицизма..Умение выразительно читать стихотворения, анализировать их, находить ИВС, определять их роль; сопоставлять стихотворения одной тематики, определять жанр, тему, идею.
27. В. А. Жуковский.Жизнь и творчество поэта.Элегия "Море". "Невыразимое". Центральные темы и образы лирики.Мотив поэтического молчания: как передать словами "невыразимое"?Параллелизм в описании моря и человеческой души. Стремление к недостижимому идеалу..Музыкальность лирики.Роль звуковых и лексических повторов. 9 Навыки сотрудничества со сверстниками.Воспитание чувства прекрасного, интерес к поэтическому творчеству, к культурному наследию. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей романтизма; отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции,образа времени и пространства. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
28. В. А. Жуковский. "Светлана".Жанр баллады в творчестве. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев.Психологизм в описании переживаний героини. 10 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
29. К.Н. Батюшков."Вакханка", "Мой гений", "Есть наслажденье в дикости лесов…"Элегия- основной жанр творчества.Эмоциональное разнообразие переживаний: грусть, предчувствие близкой смерти, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью.Мотив мечты.Античные образы в произведениях.Образы и мотивы эпохи Возрождения, повлиявшие на поэзию Батюшкова. 10 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Выразительно читать романтическую поэзию; умениевыявлять различия в характеристике чтения произведений классицизма и романтизма; узнавать "вечные образы"мифологии и мировой литературы;учитывать знание основных характеристикэтих образов при анализе произведений. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
30. Е. А. Боратынский.Жизнь и творчество."Родина", "Разуверение","К чему невольнику мечтания свободы?""Поэзия мысли" и ее автобиографизм.Тема изгнанничества в лирике.Образ отверженного героя.Тема любви.Размышления о судьбе как о высшей силе, давлеющей над человеком."Унылая" элегичность поэзии.Утверждениеспасительной силы поэзиив бездуховном обществе. 10 Интерес к творчеству и судьбе поэта , к историческому прошлому родной страны. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примере изучаемых произведений. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
31 А.С.Пушкин.Жизнь и судьба ("южная ссылка",ссылка в Михайловское, жизнь после восстания декабристов, женитьба) 11 нед. Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Знание основных фактов биографии и творческого пути великого поэта Рецензировать высказывания товарищей..Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
32 Тема свободы в лирике А. С. Пушкина ("К Чаадаеву", "К морю", "Во глубине сибирских руд", "Анчар") Размышления о смысле жизни. 11 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице русской литеатуры. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
33. Тема любви в лирике А. С. Пушкина ("Я помню чудное мгновенье", " На холмах Грузии…","Я вас любил") Своеобразие лирики.Жертвенность и благородство чувств лирического героя"Биография души" поэта в интимной лирике. 11 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
34. Лирика Болдинской осени.( "Бесы","Осень" )Особенности инструментовки стихотворений.Приемы создания таинственной , мистической атмосферы.Новаторство поэта. 12 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Знание фактов биографии поэта. Умение воспринимать стихотворный текст, определять ИВС, используемые автором для раскрытия идейного смысла. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
35. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.( "Пророк","Поэт", "Поэту", "Эхо""Памятник").Образ поэта. Эволюция темы. 12 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Знание фактов биографии поэта. Умение воспринимать стихотворный текст, определять ИВС, используемые автором для раскрытия идейного смысла. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
36. Р.Р.Сочинение по лирке А. С. Пушкина. 12 Способность к самостоятельной творческой деятельности. Знание программных стихотворений наизусть, умение использовать цитаты для написания сочинения. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
37. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Проблема жанра: повесть или роман? 13 нед. Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение обосновывать жанровое различие рассказа, повести, романа; конспектировать литературно- критическую статью; соотносить содержание повести с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
38. «Капитанская дочка».Становление характера Гринёва 13 Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение характеризовать героя, выявлять характерные для русской литературы 19 века темы, образы и приёмы изображения человека. Умение ясно и логично доказывать свою точку зрения. Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
39. «Пушкин А. С. «Капитанская дочка» Проблема чести в повести.Образ Швабрина. Роль эпиграфа .13 Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение характеризовать героя, выявлять характерные для русской литературы 19 века темы, образы и приёмы изображения человека. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
40. «Капитанская дочка». Гринёв и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Фольклорные жанры в произведении. 14 нед. Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
41. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. 14 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице русской литературы. Знание программного материала, умение использовать цитаты для написания сочинения. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, ормулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
42. Вн. чт.Поэма А. С. Пушкина "Полтава" 14 Чувство патриотизма, гордости за свой народ и его героическое прошлое,готовность к защите Отечества. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, ормулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
43. М. Ю. Лермонтов Жизнь и судьба. 15 нед. Интерес к творчеству и судьбе поэта , к историческому прошлому родной страны. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М. Ю. Лермонтова Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
44. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Обреченность поэта, его непонятость людьми."Смерть поэта","Поэт", "Пророк" 15 Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения мира. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения.Выразительно читать стихи .Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
45. Судьба поколения в лирике Лермонтова.Гражданский пафос и элегичность стихотворений."Дума", "Как часто пестрою толпою окружен…", "И скучно, и грустно…"Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. 15 Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Умение анализировать стихотворение, его тему, проблематику, идейно- эмоциональное содержание Умение структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.
46. Философская проблематика и психологизм лирики Лермонтова.Духовный мир лширического героя поэзии. "Когда волнуется желтеющая нива…","Молитва","Из Гете"Трагическое одиночество лирического героя.Антитеза как основной художественный прием. 16 нед. Понимание значения литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Давать общую характеристику художественного мира стихотворения. Умение аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении.
47. Тема Родины в лирике Лермонтова."Прощай немытая Россия", "Родина".Противоречивость отношения к России.. 16 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения мира. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения.Выразительно читать стихи .Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические выскажзывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
48. Романтическая поэма "Мцыри"История создания.Гуманистический пафос произведения. 16 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице русской литературы. Знание глав поэмы, темы ее и идеи. Умение давать характеристику героям( в том числе и речевую) ,цитировать произведение для аргументации своей точки зрения.
49. "Мцыри".Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. 17 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения мира. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения.Выразительно читать стихи .Умение давать характеристику героям( в том числе и речевую) ,цитировать произведение для аргументации своей точки зрения, составлять вопросы по теме.
50. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.Герой - бунтарь в поэме Лермонтова. 17 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение найти нужную информацию о языке стихотворения, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
51 Р. Р. Сочинение по поэме "Мцыри" 17 Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, ормулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
52 Вн. Чт. М. Ю. Лермонтов "Маскарад" 18нед. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Воспринимать текст драматического произведения с учетом его специфики; рассматривать комедию в связи с литературным направлением , его эстетическим манифестом, раскрывать черты направления, определять принадлежность к литературному роду и жанру. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические выскажзывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
53 Н.В. Гоголь Жизнь и творчество.История создания комедии "Ревизор".Афиша. 18 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Воспринимать текст драматического произведения с учетом его специфики; определять принадлежность к литературному роду и жанру.Знание фактов биографии писателя и исторических реалий, легших в основу произведения. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
54. Н.В.Гоголь "Ревизор". Сюжет и композиция.Особенности конфликта .Нравы уездного города:смысл эпиграфа. 18 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения мира. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения.Выразительно читать стихи .Умение структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.
55. "Ревизор". Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. 19 нед. Основы нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
56. Образ Хлестакова."Хлестаковщина".Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Гоголь о смехе. 19 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Знание художественных средств, создающих образ Хлестакова. Умение характеризовать персонажей, анализировать художественный текст, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения.
57. "Маленький человек " в русской литературе. "Шинель"Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. 19 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека.. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Умение давать характеристику героя, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
58. "Шинель. Образ Петербурга в повести.Роль фантастического финала. 20 нед. Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение сопоставлять эпизоды повести, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения своего жизненнго опыта. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
59. Р.Р. Развернутый ответ на вопрос. " Я брат ваш!"( Акакий Акакиевич) 20 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
60 Ф.М. Достоевский .Жизнь и судьба писателя. "Бедные люди".Название повести как характеристика героев. 20 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека.. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
61. "Бедные люди". Тема "маленького человека" в произведении.Пространство как завязка конфликта.Герои в поискевыхода из одиночества. 21 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение характеризовать персонажей, анализировать художественный текст, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения.
62. "Бедные люди".Художественные особенности произведения:эпистолярный жанр. Традиции Гоголя в произведении Достоевского."Все мы вышли из гоголевской "Шинели"""Чем богаты "бедные люди"? 21 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
63. И. С. Тургенев.Жизнь и судьба писателя."Записки охотника"Понятие "цикл рассказов". История создания. Основные темы.Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. 21 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
64. "Бирюк". Роль пейзажа в раскрытии образа героя.Система характеров.Авторское отношеие к изображаемому. 22 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Знание художественных средств, создающих образ героя. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
65. "Певцы" .Образы Дикого Барина и Якова Турка.Народная песня в рассказе.эмоциональность, взволнованность повествования. 22 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
66. Повести Тургенева. "Ася".История несостоявшегося романа. Образ героя- созерцателя. 22 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
67. "Ася". Романтические черты главной героини: одухотворенность и мечтательность. 23 нед. Стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно- нравственных качеств. Знание художественных средств, создающих образ героини. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
68. "Ася" Роль пейзажа в повести. Русская критика о повести.( Д.Писарев"Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова";Н.Чернышевский "Русский человек на rendezvous" 23 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
69. А.П. Чехов.Жизнь и судьба."Дом с мезонином" 23 Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
70. "Дом с мезонином"Художественное пространство в рассказе.Ироническое и лирическое в рассказе. 24 нед. Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
71. "Попрыгунья" История человеческой жизни как основа сюжета.Авторское отношение к героям. 24 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения.
72. Вн. Чт. Б. Васильев "А зори здесь тихие" 24 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
73. Проверочная работа по разделу "Литература 19 века. 25 нед. Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице русской литературы. Умение писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
74. Данте Алигьери "Божественная комедия" ("Ад").Особенности жанра и композиции произведения.Числовая символика. 25 Приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с ее "вечными темами" Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
75. "Ад".Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. 25 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
76. У. Шекспир.Слово о драматурге."Ромео и Джульетта".Тема любви и рока в трагедии. 26 нед. Использование для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации; понимание особенностей отечественной культуры в в контексте мировой Умение выявлять характерные черты трагического, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического в искусстве.усвоение и активизация литературоведческих терминов. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
77. "Ромео и Джульетта".Эволюция образов Ромео и Джульетты. 26 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение выделять этапы развития сюжета;выявлятьхудожественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов- образов безобразных. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
78. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы. Комических, трагических и лирических сцен. 26 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице мировой литературы. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
79. Сонеты Шекспира. Любовь и творчество- основные темы сонетов.Образ возлюбленной в сонетах. 27 нед. Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице мировой литературы. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
80. И.-В. Гете . Слово о писателе."Фауст" (фрагменты -1 часть пьесы) 27 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
81. "Фауст" Герой в поисках смысла жизни.Вмешательство демонических сил в судьбу человека. 27 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение истолковывать проблематику и систему образов произведения, особенности композиции; использование сведений из истории при истолковании произведения; анализировать эпизоды в связи с проблематикой Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
82. Фауст и Мефистофель.Фильм "Фауст" 28 нед. Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице мировой литературы. Умение писать аннотации на литературные произведения или на их кинематографические версии. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
83. Вн. Чт.Дж. Р.Р. Толкиен "Хоббит, или Туда и обратно" 28 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице мировой литературы. Умение писать аннотации на литературные произведения или на их кинематографические версии. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
84. Дж. Р. Р. Толкиен Сказочно- героическая эпопея "Властелин колец" В поисках добра и справедливости. 28 Приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с ее "вечными темами" Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
85. Книга первая"Братство кольца"( глава 2 -"Тень прошлого") 29 нед. Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Знание художественных средств, создающих образ героя. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
86. Книга 2 "Две крепости" ( глава 5 -"Морийский мост") 29 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
87. Глава 3 "Роковая глава" ( из книги 6). 29 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение давать характеристику героям( в том числе и речевую) ,цитировать произведение для аргументации своей точки зрения, составлять вопросы по теме.
88. "Властелин колец"Гендальф: идея, ведущая человека по жизни 30 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение писать аннотации на литературные произведения или на их кинематографические версии. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
89. У. Голдинг Роман- притча "Повелитель мух"Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы.(глава "Дар тьме") 30 Приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с ее "вечными темами" Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
90. Дети и власть. (глава "Лицо смерти", "Раковина и очки") 30 Формирование личности, осознанно принимающей традиционные общечеловеческие гуманистические ценности. Умение сопоставлять эпизоды произведения, характеризовать персонажей, объяснять события с точки зрения разных персонажей. Умение давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета.Ясно и логично доказывать свою точку зрения.Использовать все возможные ресурсы для достижения самостоятельно поставленной цели.
91. Порочный круг насилия в романе ( главы "Замок","Вопль охотников" 31 нед. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Умение давать характеристику героям( в том числе и речевую) ,цитировать произведение для аргументации своей точки зрения, составлять вопросы по теме.
92. Тестовая работа по зарубежной литературе. 31 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА -9 +1 Р/Р
93 К. Г. Паустовский. Слово о писателе."Золотая роза". Как рождается художественное произведение?("Драгоценная пыль", "Цветы из стружек" 31 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение выявлять особенности современной литературы, ее новаторство. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
94. "Золотая роза" Искусство и художник: муки творчества и счастье художника- творца. ("Молния", "Бунт героев","Зарубки на сердце") 32 нед. Приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с ее "вечными темами" Умение давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
95. Размышления о родном языке. "Алмазный язык" 32 Осознание значимости родного языка и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
96. Литературная мастерская .Очерк. Эссэ.Рассказ "Телеграмма" и исходный жизненный материал, легший в его основу.(исследование) 32 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице родной литературы. Усвоение и активизация литературоведческих терминов. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
97. В. А. Пьецух. Слово о писателе."Прометейщина"Переосмысление мифологического персонажа.Авторская ирония 33 нед. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Умение найти нужную информацию о писателе, использовать ИКТ в решении задач ;создавать связный устный текст с учетом норм русского литературного языка.
98. Художественные особенности рассказа.Мифологический сюжет в современной литературе. ( исследование) 33 Развитие эстетического вкуса, приобщение к сокровищнице мировой литературы. Умение воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литератур ы ; выделять изобразительно- выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; различать авторский замысел и особенности его воплощения. Умение работать с разными источниками информации, строить развернутые монологические высказывания,отвечать на вопросы, показывающие понимание текста произведения.
99. Вн. Чт.В. Гюго " Человек, который смеется" 33 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Умение анализировать литературное произведение с учетом идейно- эстетических особенностей литературного направления; передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения..Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
100, 101 Литературная игра.По страницам изученных произведений.Итогова проверочная работа по изученному в 8 классе. 34 нед. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Способность к самостоятельной творческой деятельности. Умение давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, формулировать вопросы по тексту произведения. Организовывать самостоятельную образовательную деятельность;структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять свою позицию аргументами, делать выводы.
102. Литература для летнего чтения. 34 Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития человека Организовывать самостоятельную образовательную деятельность.