Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 6 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
381032956500
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
6 класс (базовый уровень)
на 2016 - 2017 учебный год
Курдус Елены Владимировны,
учителя русского языка и литературы
Г. о. Балашиха – 2016 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании авторской программы по литературе Б. А. Ланина. // Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература. Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А. Ланин, Устинова Л.Ю.; под ред. Б. А. Ланина - Москва: Вентана-Граф, 2013. - 160 с. и учебника по литературе: Ланин Б.А. Литература:6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., - Москва: Вентана-Граф, 2013, 304 с.
Учебный предмет «Литература» изучается в 6 классе в качестве обязательного предмета, рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля I четверть II четверть III четверть IV четверть, Год
Развитие речи 4 5 2 3 14
Контрольная работа 1 1 - 1 3
Итого 5 6 2 4 17
Целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачами изучения предмета «Литература» являются:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Итоговый контроль проводится в итоговой контрольной работы.
Изменения, внесённые в рабочую программу по литературе, обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся
График контрольных работ и работ по развитию речи
№ п/п Тема работы Дата
по плану по факту
Развитие речи (1). Проверка техники чтения.
Подготовка к домашнему сочинению (характеристике богатыря) 3 учебная
неделя Контрольная работа по теме «Фольклор» (№ 1) 5 учебная
неделя Развитие речи (2). Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». 6 учебная
неделя Развитие речи (3). Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 7 учебная
неделя Развитие речи (4). Творческая работа по пьесе-сказке А.Н. Островского
«Снегурочка» 8 учебная
неделя Развитие речи (5). Выполнение творческого проекта 10 учебная
неделя Развитие речи (6). Письменно раскрыть смысл любого афоризма из сказки 11 учебная
неделя Контрольная работа по разделу «Литературная сказка и песня» (№2) 12 учебная
неделя Развитие речи (7). Написание отзыва или рецензии на фильм с использованием впечатлений от прочитанной книги 13 учебная
неделя Развитие речи (8). Создание коллективных проектов 15 учебная
неделя Развитие речи (9). Проверка техники чтения 16 учебная
неделя Развитие речи (10). Интерпретация стихотворения 21учебная
неделя Развитие речи (11). Сочинение по повести А.С. Пушкина 23 учебная
неделя Развитие речи (12). Сочинение по рассказу И.С. Тургенева 28 учебная
неделя Развитие речи (13). Сочинение «Какова роль бабушки, Акулины Ивановны, в жизни Алеши?», «Расскажите о самом близком человеке в вашей жизни» 30 учебная
неделя Итоговая контрольная работа (№3): урок читательского мастерства 35 учебная
неделя Развитие речи (14). Проверка техники чтения 35 учебная
неделя 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Личностные результаты:
осознание значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
формулирование горизонт своих интересов;
умение пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты выявляются следующими умениями:
находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;
организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;
организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать еѐ результативность и оценку;
аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА
Жанры фольклора. лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды).
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 13 ЧАСОВ
Истоки литературы. Фольклор
Героический эпос
Былина
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса.
Героическое сказание
«Песнь о Бадыноко» (фрагменты
Обобщѐнное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.
Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора.
Гипербола.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» (фрагменты)
Обобщѐнное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты.
Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля.
Героический эпос и рыцарский роман.
Народная песня
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачѐве и других народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели, цвели цветики, да споблекли...», «Породила меня маменька...» и др.) — по выбору учителя.
Исповедальность лирической песни, еѐ диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
Лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В., ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 18 ЧАСОВ
Развитие фольклорных жанров в литературе
Баллада
В.А. Жуковский
«Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гѐте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимѐнной статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?
А.С. Пушкин
«Песнь о Вещем Олеге»
Интерес Пушкина к истории России. Исторический сюжет. Летописи и «Песнь...». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики, художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Признаки жанра баллады в «Песни...».
Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе. Повторение: былина, песня, баллада, сказка.
Литературная сказка
А.Н. Островский
«Снегурочка»
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини и тема предательства в сказке.
В.М. Гаршин
«Аttа1еа рrinsсерs»
Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.
В.А. Каверин
«Лѐгкие шаги»
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неѐ. Снегурочка среди современных людей. Приемы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.
А. де Сент-Экзюпери
Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты). Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребѐнку. Роль метафоры и аллегории в произведении.
Символическое значение образа Маленького принца.
Раздел «Теория литературы». Повторение: аллегория, олицетворение.
Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходство и различия. Многообразие литературных сказок. С какой целью писатели обращаются к этому жанру?
Литературная песня
А.В. Кольцов
«Не шуми ты, рожь…», «Косарь», «Русская песня», «Разлука», «Кольцо»
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев.
Раздел «Теория литературы». Песня народная и литературная.
Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 12 ЧАСОВ
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив Д. Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)
Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.
Жанр путешествия.
А.С. Грин. «Алые паруса»
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грэя, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приѐм. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.
Э.А. ПО. «Золотой жук»
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и еѐ объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика.
Приключенческий рассказ и детектив. Понятие о детективе как жанре.
Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.
Связь между видами искусства. Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссер А. Птушко, 1961), художественный фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссѐр С. Говорухин, 1972).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В», ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ. СТИХИ О ПРИРОДЕ И О ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА – 15 ЧАСОВ
А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»
Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Е. А. Баратынский. «Водопад»
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.
С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черѐмуха снегом...».
«Край любимый! Сердцу снятся...». «Топи да болота...»
Б.Л. Пастернак. «Снег идѐт»
Д.С. Самойлов. «Перед снегом»
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги...»
Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.
Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом па даче»
М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...»
В.Ф. Ходасевич. «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.
Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.
Интернет. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В. - 20 ЧАСОВ
Страницы классики
А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»
«Метель».
Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет. Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика и повести, его отношение к героям.
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.
Повествование от лица вымышленного героя как художественный приѐм. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.
«Выстрел»
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики.
Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своѐ достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен, яркость и выразительность языка Лермонтова.
Понятие о пафосе.
Н.В. Гоголь
«Вечера па хуторе близ Диканъки»
Из биографии писателя (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья), герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тѐмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.
Смех и чувство юмора. Юмор и сатира.
И.С. Тургенев. «Муму»
Из биографии писателя (к истории создания рассказа).
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.
Характеристика персонажа. Средства создания образа.
Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.
Связь между видами искусства. Музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повести «Метель» (режиссѐр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссѐр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссѐр А. Роу, 1961).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 25 ЧАСОВ
Среди ровесников
С.Т. Аксаков
«Детские годы Багрова-внука»
Из биографии (детские годы писателя).
Разбор двух-трѐх глав повести (по выбору учителя). Темп становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой в «Детских годах Багрова-внука». Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображѐнная в восприятии ребёнка.
Пейзаж в художественном произведении.
Л.Н. Толстой
«Детство» (главы по выбору учителя)
Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребѐнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иваныч и Наталья Саввишна — простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.
Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Искусство детали.
М. Горький
«Детство»
Из биографии (детские годы писателя).
Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своѐ достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.
Портрет литературного героя, автобиографическая проза.
Тема для обсуждения. Серѐжа Багров, Николенька Иртеньев, Алеша Пешков и мои сверстники: общее и различное.
Ю.Я. Яковлев
«Багульник», «Разбуженный соловьем»
Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.
Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героев.
А.Г. Алексин
«Мой брат играет па кларнете»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Ребенок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.
В.К. Железников
«Чучело»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.
Ю.П. Мориц
«Всадник Алѐша»
Скорое взросление и трудный выбор Алѐши. Поездка Алеши к отцу и брату.
Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Нравственный выбор.
Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

урока №
урока
в теме Тема урока Основные понятия и термины Дата урока
по плану по факту
1 2 3 4 5 6
ПОВТОРЕНИЕ - 2 ЧАСА
Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки) Жанры фольклора. лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды 1 учебная
неделя Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (предания, легенды) 2 учебная
неделя УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 13 ЧАСОВ
Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Былина – 4 часа
Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.
Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству 2 учебная
неделя Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса Народный идеал. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. 2 учебная
неделя Развитие речи (1). Проверка техники чтения.
Подготовка к домашнему сочинению (характеристике богатыря) Сюжет, тема, основная мысль. Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя 3 учебная
неделя Внеклассное чтение (1). Былина «Садко» Былинные циклы, повторы, русские былины 3 учебная
неделя Героическое сказание – 2 часа
Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты) Героическое сказание, песнь. Обобщѐнное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа. 3 учебная
неделя Внеклассное чтение (2). Эпос народов России Эпос. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты 4 учебная
неделя Рыцарская героическая поэма – 3 часа
Рыцарская героическая поэма. «Песнь о Роланде» (фрагменты) Рыцарский героический эпос Обобщѐнное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты.
Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля 4 учебная
неделя Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье Параллелизм. Рыцарская героическая поэма 4 учебная
неделя Подвиги рыцарей во славу родины и короля. Подготовка к творческой работе Сюжет, гипербола. Героический эпос и рыцарский роман 5учебная
неделя Народная песня – 4 часа
Русские народные песни. Виды народных песен, их художественные особенности Русские народные песни, образ народного героя. Лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись 5 учебная
неделя Историческая песня (о Стеньке Емельяне Пугачѐве, о Ермаке у Ивана Грозного) Разине Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами 5 учебная
неделя Лирическая песня. («Цвели в цветики, споблекли…», «Породила маменька…») Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни 6 учебная
неделя Контрольная работа по теме «Фольклор» (№ 1) Героический эпос, былина, народный идеал, сюжет, гипербола, героическое сказание, песнь, русские народные песни, образ народного героя 6 учебная
неделя ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В., ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. – 18 ЧАСОВ
Развитие фольклорных жанров в литературе – 18 часов
Жанровые особенности баллады, сюжет в балладе Баллада, баллада фантастическая и баллада историческая 6 учебная
неделя Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения Фантастический сюжет, романтизм, композиции, художественная условность 7 учебная
неделя Развитие речи (2). Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». Ключевые слова, паузы, интонационный рисунок баллады 7 учебная
неделя Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики Интерес Пушкина к истории России. Исторический сюжет. Летописи и «Песнь...» 7 учебная
неделя Развитие речи (3). Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Образ героя, образ поэта 8 учебная
неделя А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Фольклорные корни образа Снегурочки. Народная и литературная сказка, пьеса,
ремарка, реплика 8 учебная
неделя Пьеса-сказка «Снегурочка». Преданность героини. Тема предательства в сказке Фольклорные положительные нравственные качества, говорящие имена 8 учебная
неделя Развитие речи (4). Творческая работа по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» Литературная пьеса-сказка, народная сказка 9 учебная
неделя В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps». Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки Образы-символы, аллегория, олицетворение, сравнение, детали 9 учебная
неделя Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки В.М. Гаршина Аллегорическая сказка 9 учебная
неделя О жизни и творчестве В.А. Каверина. «Лёгкие шаги» Сказочные ситуации 10 учебная
неделя Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей Приѐмы создания сказочных ситуаций, деталь, ирония 10 учебная
неделя Развитие речи (5). Выполнение творческого проекта Фабула, сюжет, конфликт 10 учебная
неделя А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты). Аллегорическая основа произведения Философская сказка. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки 11 учебная
неделя «Маленький принц» - философская сказка. Афористичность сказки Афоризм, афористичность, аллегория 11 учебная
неделя Развитие речи (6). Письменно раскрыть смысл любого афоризма из сказки Афоризм 11 учебная
неделя Литературная песня. А.В. Кольцов. Фольклорные традиции в стихотворениях «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня» Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев 12 учебная
неделя Контрольная работа по разделу «Литературная сказка и песня» (№2) Песня и сказка народная и литературная 12 учебная
неделя ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 12 ЧАСОВ
О жизни и творчестве Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (чтение и обсуждение главы 5) Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив, динамичные сюжеты, яркие, сильные характеры 12 учебная
неделя «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам Прообраз героя 13 учебная
неделя Загадки романа Д. Дефо. Преобразование мира как жизненная потребность человека Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа. Жанр путешествия 13 учебная
неделя Развитие речи (7). Написание отзыва или рецензии на фильм с использованием впечатлений от прочитанной книги Отзыв, рецензия 13 учебная
неделя А.С. Грин. «Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена Повесть-феерия, образ, символ 14 учебная
неделя Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса 14 учебная
неделя Воплощение мечты как сюжетный приём в повести-феерии А. Грина «Алые паруса» Поэтика произведения, жанровые особенности, философский смысл 14 учебная
неделя Развитие речи (8). Создание коллективных проектов Проект, эссе, сочинение 15 учебная
неделя Э.А. По. «Золотой жук» Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда Понятие о детективе как жанре 15 учебная
неделя Логическая загадка и еѐ объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика Повесть, рассказ, новелла 15 учебная
неделя Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссер А. Птушко, 1961), художественный фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссѐр С. Говорухин, 1972) 16 учебная
неделя Развитие речи (9). Проверка техники чтения Тема, основная мысль 16 учебная
неделя ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В., ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 15 ЧАСОВ
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества – 15 часов
А.С. Пушкин. «Узник» Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике 16 учебная
неделя А.С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Туча» 17 учебная
неделя Е.А. Баратынский. Слово о поэте. Стихотворение «Водопад» Двусложные и трехсложные размеры стиха 17 учебная
неделя Е.А. Баратынский. Анализ стихотворения «Водопад» Пейзаж. Виды рифм 17 учебная
неделя М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» Средства выразительности, сюжет, лирический сюжет 18 учебная
неделя М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества в стихотворении Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти 18 учебная
неделя С. А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам…», «Сыплет черемуха снегом…» Пейзаж, метафора, «лирический герой» 19 учебная
неделя С. А. Есенин. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота…» Тропы: метафора, эпитеты, сравнения 19 учебная
неделя Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении Лирика, стихотворение. Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества 19 неделя Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…». Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус». Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика 20 учебная
неделя М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества Персонаж и прототип, образы автора и
биографического автора, лирический герой и поэт 20 учебная
неделя В.Ф. Ходасевич. «Поэту». Образ поэта лирике.
Самоирония. Провозглашение ценности поэтического творчества Самоирония. Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества 20 учебная
неделя Лирика В.В. Маяковского. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» Ритм, простые, неточные, составные рифма, авторские неологизмы 21 учебная
неделя Развитие речи (10). Интерпретация стихотворения Лирический герой, художественный образ, тема, идея, тропы 2 1учебная
неделя Внеклассное чтение (3). Представление ученических презентаций, посвященных поэзии родного города (Н. Дмитриев) Тема, идея, изобразительно-выразительные средства. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов 21 учебная
неделя ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В. - 20 ЧАСОВ
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина») 22 учебная
неделя «Метель». Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет. Бурмин и Мария Гавриловна 22 учебная
неделя «Метель». Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? 22 учебная
неделя Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения 23 учебная
неделя Композиция повести «Метель» Композиция повести. Конфликт и движение сюжета в произведении. Роль детали 23 учебная
неделя Развитие речи (11). Сочинение по повести А.С. Пушкина Литературоведческий анализ 23 учебная
неделя Внеклассное чтение (4) по повести А. С. Пушкина «Выстрел» Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своѐ достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле» 24 учебная
неделя М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Из биографии поэта (к истории создания стихотворения) Композиция стихотворения 24 учебная
неделя М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении Эпитет. Понятие о пафосе 24 учебная
неделя Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка поэта Яркость и выразительность языка 25 учебная
неделя Н.В. Гоголь. Повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Из биографии (к истории создания цикла) Повесть 25 учебная
неделя «Ночь перед Рождеством». Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки? Фольклорные мотивы в повести Юмор, комизм, гипербола 25 учебная
неделя Вакула и Оксана. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тѐмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. 26 учебная
неделя «Ночь перед Рождеством». В поисках черевичек Смех и чувство юмора 26 учебная
неделя Веселое возвращение домой. Комическое у Гоголя Комическое и лирическое 26 учебная
неделя И.С. Тургенев. «Муму» Из биографии (к истории создания рассказа) Характеристика персонажа 27 учебная
неделя Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств
главного героя Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Средства создания образа 27 учебная
неделя Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни 27.учебная
неделя Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик Символическое значение образа 28 учебная
неделя Развитие речи (12). Сочинение по рассказу И.С. Тургенева Характеристика персонажа. Аргументация 28 учебная
неделя ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. - 25 ЧАСОВ
Среди ровесников – 25 часов
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Разбор главы «Первая весна в деревне» Автобиографическое произведение, пейзаж. Темп становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя 28учебная
неделя Л. Н. Толстой. Из биографии (детские годы писателя). Повесть «Детство» Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования 28 учебная
неделя Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком Автор и рассказчик 28 учебная
неделя Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком Авторские отступления 29 учебная
неделя Система персонажей: семья Иртеньевых Отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна. Тема воспитания и становления характера. Деталь 29 учебная
неделя М. Горький. «Детство» Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Автобиографическое произведение 29 учебная
неделя Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство Голос героя рассказчика и автора 30 учебная
неделя Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести Портрет литературного героя 30 учебная
неделя Развитие речи (13). Сочинение «Какова роль бабушки, Акулины Ивановны, в жизни Алеши?», «Расскажите о самом близком человеке в вашей жизни» Образность художественной литературы 30 учебная
неделя Внеклассное чтение (5). В мире рассказов Ю.Я. Яковлева: «Багульник», «Разбуженный соловьем» Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души. Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героев 31 учебная
неделя А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете». Дети в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми Повесть, произведения в дневниковой форме. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых 31 учебная
неделя Конфликт между различными поколениями в повести Сюжетная линия произведения 31 учебная
неделя Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости Композиция произведения 32 учебная
неделя Внеклассное чтение (6). Самостоятельно прочитанные произведения А.Г. Алексина Нравственный выбор. Обсуждение понятия на основе текста 32 учебная
неделя В.К. Железников. Повесть «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны») Повесть 32 учебная
неделя Композиция повести «Чучело» Композиция 33 учебная
неделя Поиск предателя. Предательство Димки Сомова Жанровая специфика 33 учебная
неделя В поисках справедливости и милосердия. Достоинство и самоуважение главной героини повести Нравственный выбор как основа сюжета 33 учебная
неделя Уроки Бессольцевых Рефлексивное чтение 34 учебная
неделя Ю.П. Мориц. «Всадник Алѐша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши Символика названия 34 учебная
неделя Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Нравственный выбор 34 учебная
неделя Итоговая контрольная работа (№3): урок читательского мастерства Проблематика, система образов, изобразительно-выразительные средства 35 учебная
неделя Развитие речи (14). Проверка техники чтения Тема, основная мысль 35 учебная
неделя Внеклассное чтение (7). Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух
горбунах» Драматическое произведение, пьеса-сказка 35 учебная
неделя Внеклассное чтение (8). Урок-праздник «Чтение с увлечением» Эпос, былина, гипербола, звукопись, конфликт, художественная деталь, образ рассказчика, пафос, портрет героя, лирический герой 35 учебная
неделя
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______

п/п Дата по плану Дата по факту Изменения Причины