Листая страницы классики открытый классный концерт


Детская музыкальная школа № 3
Классный час
Подготовила : преподаватель теоретических дисциплин
Рахимжанова Гуль-Анур Тагрол-Бековна.
Исполняли произведения учащиеся преподавателей ДМШ № 3
Караганда
2015 год
« Листая страницы классики ».
«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия»
Людвиг ван Бетховен.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Что бы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать»
Дмитрий Шостакович.
Цель: Обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства.
Задачи:
Образовательные –
“ формирование эстетического вкуса учащихся.
“ обеспечение усвоения литературоведческих понятий:
олицетворение, сравнение, эпитет.
Воспитательные -
“ воспитание чувства любви к природе через поэзию, музыку,
живопись.
Развивающие –
“ развитие творческих способностей, позитивный интерес.
Воспроизведение -
“ исполнение произведений композиторов – классиков учениками
фортепианного отделения. Класс преподавателя Плехановой О. В.
С именем великого немецкого композитора Роберта Шумана связаны самые большие завоевания романтической музыки: способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца, желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное.
Человек большой и светлой души, мечтатель и выдумщик, очень любивший людей - и взрослых, и детей – таким предстает в своей музыке Роберт Шуман – великий немецкий композитор – романтик.
Прошло чуть более 150-ти лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных произведений Р. Шумана «Альбом для юношества». История создания «Альбома» тесно связано с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Р. Шумана.
Шуман много писал о детях и для детей. Его фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества» (1849г.), «Детские сцены» (1838г.) и «Альбом песен для юношества» (1849г.) раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни. Тут и горечь «Первой утраты» и «Веселый крестьянин», и взволнованные «Отзвуки театра».
Шуман обладал удивительной способностью рисовать в музыке портреты людей, картины природы. Шуман создал много замечательных произведений симфонических, вокальных. Но главное в творчестве Шумана – это фортепианная музыка. Именно здесь полностью раскрылся девиз Шумана:
«Освещать глубину человеческого сердца – вот назначение художника».
«Детский альбом» появляется в творчестве композитора, когда начали обучаться музыке его собственные дети. К 1 сентября 1848 года, к семилетию своей старшей дочери Марии и была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества».
Особенно любил Р. Шумана П. И. Чайковский, считавший его самым великим композитором – романтиком. Свой «Детский альбом» фортепианных пьес для детей он сочинил, подражая Р. Шуману.
1. Р. Шуман «Первая утрата».
Другой композитор ровесник Р. Шумана композитор – романтик Феликс Мендельсон родился в 1810 году в Гамбурге. Мендельсон сочинил большое количество произведений в разных жанрах. В обширном творческом наследии Мендельсона представлены все ведущие жанры музыкального искусства. Мендельсон считается одним из создателей романтической симфонии, в которых он разработал лирические жанровые стороны романтического программного симфонизма. Он был дирижером, блестящим пианистом, композитором.
Среди многочисленного творческого наследия Мендельсона наибольшую популярность завоевали его «Песни без слов» для фортепиано (цикл из 48 небольших пьес). В них запечатлены характерные для композитора образы и настроения. Мендельсон на протяжении всей жизни обращался к этому жанру. Лирические миниатюры очень близки бытовой вокальной лирике того времени. Очарование вокальных бытовых жанров, их эмоциональное богатство, мелодическую привлекательность - все это перенес Мендельсон в фортепианную музыку. Помогали ему чутье пианиста и опыт создания романсов (их Мендельсон написал более 80). Не случайно «Песни без слов» так напоминают романсы.
. Ф. Мендельсон «Песня без слов».
Необычайно плодотворным был 1876 год в творчестве Петра Ильича Чайковского: постановка оперы «Кузнец Вакула», окончание балета «Лебединое озеро», создание симфонической фантазии «Франческа да Римини», третьего квартета и , наконец, фортепианного цикла «Времена года».
Впервые русская публика ознакомилась с пьесами из «Времен года» Чайковского в ежемесячных выпусках журнала «Нувелист».
Существует мнение, что фортепианный цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского создавался в течение всего 1876 года. Перед каждым выпуском журнала «Нувелист», с которым сотрудничал П. И. Чайковский и обещал редактору Н. М. Бернарду сочинить целую серию фортепианных композиций, где каждая пьеса соотвествует определенному месяцу года.
«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером по степи бывало приводило меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком -то изнеможения от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, словом, все, что составляет убогий, русский родимый пейзаж»», - писал П. И. Чайковский в одном из писем.
С самого возникновения «Времена года» приобрели широчайшую популярность; музыка эта сразу вошла в быт – ее играют не только профессионалы, но и любители, не только на фортепиано, но и в переложении для самых различных инструментов.
Очень велико жанровое разнообразие пьес из «Времен года». Есть среди них песни без слов («Песнь жаворонка», «Песнь косаря», «Осенняя песнь».) Есть пьесы – размышления, пьесы – танцы, которые хочется назвать музыкальными картинами.
«Растает снег, теплом повеет,
И новый примет все наряд,
В лесу на сухоньком листочке
Подснежник первый зацветет»
М. П. Чехов «Теперь уж скоро» 1910 г.
Каждая пьеса – тема любви к родной природе, родному быту. Красочно воплотил П. И. Чайковский смену времен года: звуки, краски, ароматы весны так и льются в пьесе «Подснежник».
П. И. Чайковский «Детский альбом»
«Подснежник»
«Шумят леса, цветет земля,
Поет, звенит ручей:
Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Пожарова М. А. «Здравствуй, весна» 1915 г.
Солнце, весна, природа - символы вечности, непрерывности жизни. Наверное, нет ни одного композитора, художника, поэта, который не воспел бы весну. Только каждый из них делает это по – своему: поэт – стихами, художник – с помощью красок, а композитор использует волшебные звуки музыки. Создайте свою весну в воображении – то настроение, переживание, которое вы испытываете. А поможет в этом вам музыка.
П. И. Чайковский «Детский альбом»
Май «Белые ночи».
Сейчас я расскажу, как появилось стихотворение «Среди долины ровныя».
Мерзляков Алексей Федорович был профессором русской словесности, его очень любили студенты за преданность литературе. Среди учеников были М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. И. Полежаев.
А. Ф. Мерзляков был мастер экспромта. Стихи рождались у него мгновенно. Как- то летом 1810 года он был в деревне у друзей. Вдруг остро почувствовал одиночество, взял мел и прямо на столике начал писать:
«Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте…»
Эти стихи как-то сразу совпали с мелодией одной песни Осипа Козловского. Часто слышал ее и М. И. Глинка. Он создал на основе мелодии этой песни «Вариации».
Что такое вариация? Это тема, звучащая при каждом повторе с изменениями. М. И. Глинка взял и сочинил несколько вариаций. Когда вы будете слушать это произведение, сразу обратите внимание, что вариации чередуются по принципу контраста, т. е. мелодия веселая, затем грустная, быстрая – медленная. Так строятся все музыкальные произведения, которые называются вариациями.
Не только М. И. Глинка, но и многие другие композиторы пишут вариации на темы народных песен.
М. И. Глинка Вариации на тему песни
«Среди долины ровныя».
Основоположником уйгурской профессиональной музыки является композитор Куддус Кужамьяров, у которого было много учеников – композиторов. И самым замечательным событием было появление первой уйгурки – композитора Санат Кибировой. Ей принадлежит много симфоний, вокальных, инструментальных произведений. И для детей она сочинила фортепианные произведения.
«Улыбается осень сквозь слезы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонкой березы
Золотая звенит труба».
Так описывал осень русский поэт Александр Блок.
А как восприняла эту пору времени года и музыкальными звуками изобразила Санат Кибирова, вы услышите в ее произведении.
6. . С. Кибирова «Осень».
Казахская народная музыка – это золотой фонд Казахстана. Казахский народ богат песнями. В его песнях отразилась многовековая история народа. О значении песни в жизни казахского народа хорошо сказал великий Абай:
«Двери в мир открыла песня для тебя,
Песня провожала в землю прах, скорбя…»
Ахан Серэ – один их выдающихся певцов – композиторов второй половины 19 и начала 20 столетия. Он сам обладал сильным и красивым голосом. Сочинил очень много песен, среди которых «Желдирме», «Манманкар», «Кулагер», «Сырымбет», «Караторгай», «Балхадиша» и песня «Еки жирен».
Песня «Еки жирен» прозвучит в обработке Евгения Григорьевича Брусиловского – композитора, который приехал в Казахстан в 30-е годы. Он очень заинтересовался народными песнями, встречался с певцами и кюйши, записывал мелодии. За один год он записал и обработал около 250 народных песен и кюев. Это помогло ему глубже узнать характер казахского народа
Понять особенности его музыкального искусства.
«Еки жирен» песня Ахана Серэ в обработке Е. Г. Брусиловкого.
Послушайте обращение старого акына (Кенена Азербаева) к молодым писателям и акынам:
«Я, ученик Абая и Джамбула,
Несу их песен негасимый свет.
Вот Балуан Шолак и Шашубай –
С них взял пример я.
Любит их наш край.
Не видел я Биржана и Асета –
Но песни их цветут во мне, как май.
Я понял «Кулагера» чудный дар,
Когда в горах шел по следам отар.
Внимал в песках, в идущем караване,
«Еки жирен» и «Кокшетау», «Жамбас сипар»
Я, не хвалясь, скажу вам без прикраcЧто весь я – как история сейчас.