Конспект урок основы безопасности жизнедеятельности «Устройство временных укрытий (жилищ)».


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тымская основная общеобразовательная школа»
с. Тымск
Конспект
урок основы безопасности жизнедеятельности
«Устройство временных укрытий (жилищ)»
подготовила:
учитель физической культуры
ОБЖ - I категории
Панова Елена Петровна
Тымск - 2016
Устройство временных укрытий (жилищ)
Цели:
Образовательная:
Ознакомить учащихся с типами временного укрытия и последовательностью их строительства.
Какие подручные материалы можно использовать при строительстве временного укрытия.
Какие требования необходимо соблюдать при выборе места для временного укрытия.
Развивающая:
Развивать навыки принятия ответственных решений.
развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ.
Воспитательная:
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.
Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Время: 45 мин.
Место: проведения: кабинет ОБЖ.
Метод: рассказ, беседа, решение ситуационных задач, самостоятельная и практическая работа, показ видеофрагментов.
Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно - поисковый.
Контроль: устный, письменный.
Материальное обеспечение:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, проекты.
К данному уроку готовятся: слайды временных укрытий (презентация), фрагменты видео фильма “Временные укрытия при вынужденной автономии”.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Оргмомент.
На отдельном столе разложены бумажные парашюты различного цвета (красный, желтый). Дети при входе в класс, выбирают себе один парашют (тем самым они делятся на группы). У каждого на столе лежат маршрутные листы, карточки с некоторыми заданиями. Проводится проверка подготовленности учащихся к уроку.
Вступительное слово.
Сегодня мы совершим с вами путешествие на нашем маленьком самолете (на доске прикреплен самолет). Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе) и не забыть свой парашют. Представьте, что неожиданно наш самолет попал в воздушную яму и всё оборудование вышло из строя, самолет начинает падать. Но у нас с вами есть парашюты, и мы благополучно приземлились, однако оказались в условиях автономного существования. Что это значит? (это когда человек попал в экстремальную ситуацию и оказался без помощи извне. Например, могут быть вызваны: с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средств). И именно сейчас, каждому из вас представится возможность применить все ранее полученные знания, проявить себя как знаток правил поведения в экстремальной ситуации. Чтобы дойти до спасительного конца вы должны будите пройти все сложные этапы нашего путешествия и те, кто справятся со своими заданиями, и наберет наибольшее количество баллов, получит наивысшую оценку своей работы. Итак, давайте начнем наше путешествие.
Этапы путешествия:
Маршрутный лист № 1.
Маршрутный лист № 2.
Маршрутный лист № 3.
Маршрутный лист № 4.
Максимальное количество 5 баллов.
1-й этап. Надо определить очередность ваших действий: пронумеруйте действия в своем маршрутном листе по порядку их выполнения (расставить цифры). После выполнения задания самопроверка (на доске появляется правильный порядок действия (Слайд 1). Ставим баллы в маршрутный лист.
2-й этап. С порядком действий мы определились, составили план действия, давайте теперь определим куда мы пойдем, в какую сторону. Ориентироваться по квартальным столбам и местным признакам, вам необходимо дописать в предложении нужное слово. После выполнения задания меняемся маршрутными карточками со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов Слайд 2). Ставим баллы в маршрутный лист.
3-й этап. Ребята, мы с вами забыли о том, что нас могут искать, но нам необходимо быть готовым подать сигнал бедствия с помощью международного кода. У каждого есть свое предложение, которое надо закодировать определенными символами. Самостоятельно проверяем себя и проставляем баллы. (Слайд 3)
4-й этап. Шли мы с вами достаточно долго, устали, и решили отдохнуть, и устроиться на ночёвку. Что мы будем делать дальше
Новая тема устройство временных укрытий. (Слайд 4)
Выбор места для ночевки (для временного укрытия)
Какое требование необходимо соблюдать при выборе места для укрытия?
Ответ: Место должно быть сухим и размещаться поблизости от ручья или другого водного источника, чтобы рядом всегда имелся запас воды. Важно, чтобы поблизости находилось топливо (зимой вопрос о дровах очень важен). Летом на открытом месте, чтобы прохладный ночной ветерок стал надёжной защитой от нападения комаров и мошек. (Слайд 5- должно находиться на ровной поверхности;
- рядом должен быть источник питьевой воды;
- необходимо обеспечить защиту от ветра;
- задняя часть укрытия должна быть обращена к наиболее сильному ветру;
- там где много насекомых (комаров) убежище оборудуют на открытом месте;
- во время дождя вокруг временного укрытия следует выкопать канавку глубиной до 10 см;
- временное укрытие расставляют напротив костра с наветренной стороны.
В выборе типа временного укрытия используй то, что находится под рукой. Какое укрытие тебе строить, решай в зависимости от конкретной обстановки и своих навыков.
- От чего зависит выбор вида укрытия?- (от времени года, зимние, летние) (Слайд 5)
Летние типы временных укрытий
Двухскатный шалаш односкатный шалаш вигвам лапник навес
Зимние типы временных укрытий(Слайд 6)
Иглу снежная пещера норы траншея
Вопрос: От чего должно защищать временное укрытие?
Ответ: От осадков, палящего солнца, сильного ветра, холода.
Поэтому лучше не экономь времени на его строительство. Главное – сразу построить укрытие на ночь. К более капитальному сооружению можно приступить на следующий день.
Помни: даже один час отдыха в тепле не сравнить с многочасовыми попытками отдохнуть на ветру и холоде.
Вопрос: Что можно использовать для строительства укрытия?
Ответ: Природный материал, подручными средствами могут служить – плащ-палатка, куртка, куски брезентовой ткани.
Ознакомить учащихся с различными типами шалашей. Односкатный шалаш. (Слайд 8)
Основой для шалаша может послужить высокий пень, надломленное на высоте 1–2 метров дерево или небольшая березка. Прислоните несколько шестов к такой основе, закрепите их — и каркас готов! Для прочности его можно переплести гибкими ветками и прутьями, а потом уложить сверху любой материал, предохраняющий от дождя и холода. Это может быть брезент, несколько плащей или курток, еловый или сосновый лапник, ветки лиственных пород. Чем прочнее такая крыша, тем надежнее ваша защита от внешнего мира. Пол в шалаше нужно, застелить лапником, ветками или слоем сухого мха. И тепло, и мягко!  Если у вас есть полиэтиленовая пленка, то в дождливую погоду ее нужно натянуть поверх шалаша, а в холодную — поместить под слоем лапника (для сохранения тепла). Двухскатный шалаш. (Слайд 9)
Самый простой вариант "дома" — навес. (Слайд 10)Закрепите на двух соседних деревцах, на высоте 1–2 метров, поперечину, чтобы у вас получилось нечто похожее на футбольные ворота, и прислоните с одной стороны к верхней "планке" 10–12 жердей, найденных по соседству. Для прочности переплетите их гибкими ветками, а потом закрепите сверху брезент или сделайте крышу из лапника. Начинать делать такую крышу нужно снизу, чтобы каждый следующий слой прикрывал предыдущий примерно на треть (так в домах кладут крышу из черепицы). По такой зеленой крыше дождь будет стекать, не попадая внутрь.
Тент(Слайд 11)Наиболее доступным укрытием является тент. Установленный под определённым углом к земле, он не только сможет защитить от осадков, но и будет отражать тепло от костра, который является обязательной частью временного укрытия. С боков защитят земля, камни, ветки, одежда. Показать слайд. (Слайд 11) Зимой спрятаться от метели и бурана можно в домике из снежных кирпичей (если снег плотный). Такие куполообразные жилища из снежных плит строят себе,  например, эскимосы. Они называются "иглу". Не пренебрегают снежными стройматериалами и альпинисты, покоряющие горные вершины. Снег отлично защищает от холода, недаром его обычно называют "одеялом" для земли.(Слайд 12)При высоком снежном покрове у подножия большого дерева можно вырыть "снежную траншею". Сверху траншею прикрывают брезентовым полотнищем, а дно выстилают несколькими слоями лапника.
А какое временное укрытие может быть в пустыне?
После просмотра слайдов показать фрагменты видео фильма “Временное укрытие”.
Вопросы для закрепления темы:
Какой материал можно использовать для строительства временного укрытия?
В какое время суток необходимо начать строительство укрытия?
Какие необходимо соблюдать правила при выборе места для укрытия?
Работа по карточкам
После этого запишите в свои карты названия укрытий соответственно цифрам. А теперь давайте проверим себя. Приложение 1 соединить стрелками названия и изображения укрытий.
Итог: И для того чтобы наша карта была полностью заполнена, давайте допишем предложения в последней графе, а так же выбрете лицо человечка. Но надо запомнить, что лицо человечка должно быть похоже по выражению на ваше, т.е. такое, какое было у вас настроение на протяжении всего путешествия.
И вот уже темно, нам нужно отдохнуть
Д\З ПР.14 стр 71-82 задания №1
Фамилия № Задание Оценка товарища
(баллы) Оцени
себя сам
(баллы) Время выполнения задания
1 Составьте схему действий по выживанию:
__ оказать медицинскую помощь пострадавшим;
__ оценить создавшуюся обстановку;
__ принять решение: оставаться на месте или выходить к людям;
__ удалиться на безопасное расстояние от опасного места;
__ разработать план действия и приступить к его выполнению. 2 мин.
2 Ориентирование:
1- кора дерева темнее и грубее с ……… стороны;
2- мох и лишайник растут с …….стороны;
3- снег быстрее тает с ……….. стороны;
4- меньшие по значению цифры на квартальном столбе находятся с …………стороны;
5- муравейник строится с ……..стороны;
2 мин.
3 Способы подачи сигналов бедствия:
-1 здесь возможна посадка;
- 2 нужны компас и карта;
-3 нужны медикаменты;
-4 все в порядке;
- 5 укажите направления следование.
2 мин.
4 Запиши названия укрытий. 5 Мне было интересно, когда ___________________________________
Мне нужны дополнительные знания по теме _____________________ 6 Приложение №1 слайд 15
Шалаш односкатный

Иглу


Навес

Двухскатный шалаш

Снежная траншея