Применение игровых технологий на уроках русского языка для развития творческого и системного мышления младших школьников в условиях модернизации регионального образования


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
курсов повышения квалификации
по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: Применение игровых технологий на уроках русского языка для развития творческого и системного мышления младших школьников в условиях модернизации регионального образования
Выполнила: Дунева Н.Н.,
МБУ «Школа № 90» ____________
(подпись)
Тольятти
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc430795592 \h 3Творческая игра как одна из форм современных игровых технологий PAGEREF _Toc430795593 \h 5Творческие игры как средство обогащения словарного запаса младших школьников PAGEREF _Toc430795594 \h 8Работа над предложением PAGEREF _Toc430795595 \h 9Работа над текстом PAGEREF _Toc430795596 \h 12Заключение PAGEREF _Toc430795597 \h 14Список используемой литературы PAGEREF _Toc430795598 \h 15
ВведениеВ условиях модернизации регионального образования главной задачей является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Нестандартные уроки или уроки с применением игровых технологий (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач. Такие уроки пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным занятиям увлекательность.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).
Цель итоговой работы:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению
формирование желания и умения учиться, освоение системы знаний, умений, навыков
развитие опыта осуществления разнообразных видов деятельности
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи итоговой работы:
добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком
развивать у учащихся способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами
Введение инновационных технологий способствует формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Творческая игра как одна из форм современных игровых технологийПсихологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое дело – игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Известные педагоги прошлого и современности (И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Я.Корчак) считали феномен игры уникальным явлением: являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческих отношений.
Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, тем более для детей, потому что она его духовная потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации, поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха. В игре ученик не ощущает себя объектом воздействия взрослого. Он субъект деятельности, нацелен на результат деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят и решают учебные задачи. Игры и игровые приемы не развлечение, а одно из эффективных средств вовлечения детей в творческую деятельность, способ мотивации их активности. Педагогика, включающая игру, освобождает ученика от напряжения, стимулирует и развивает личность. Она направлена на комплексное развитие личности: одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ее сторон.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для современной начальной школы (наряду с коммуникативными, исследовательскими и другими) актуальны и игровые технологии или технологии имитационного моделирования. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Но в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и воспитания и педагогическим результатом.
Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры на основе следующих признаков:
- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые и др.;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, творческие, репродуктивные, познавательные, тренировочные и др.;
- по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые,деловые, игры-драматизации и др.;
- по предметной отрасли: игры по всем школьным дисциплинам;
- по игровой среде; настольные, игры с предметами и без предметов и др.
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Игра –привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Никто не играет более искренне и самозабвенно, чем дошкольники и младшие школьники, не испытывающие давления стереотипов, не задавленные рефлексией, отдающиеся игровому действию всерьез. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ребенка. Но истинный эффект о педагогически спланированной и организованной игры будет получен тогда, когда она по тематике, форме, настроению, содержанию совпадает с актуальной игровой потребностью ребенка. Дидактическая и творческая игры имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие определенного наглядного и раздаточного материала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей.
Однако творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. В некоторых видах игр таких вариантов бесконечно много, поэтому каждый ученик может предложить свой и как следствие подключить весь творческий потенциал. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у сильных , и у слабых – создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.
Творческие игры как средство обогащения словарного запаса младших школьниковДети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи учащихся. Чаще всего на уроке русского языка превалирует речь самого учителя.
На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Недостаточный словарный запас часто мешает работе над орфографией, приводит к «скудным» письменным работам.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей? Как научить его наслаждаться красотой устного и письменного слова? Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой русского слова в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены ложными кумирами и понятиями. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика, говорить, слушать, писать и сочинять.
С чего начать? Я думаю, с обогащения словаря школьника или его активизации.
Работа над предложениемЦель начального обучения русскому языку – развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Воспитание речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, с формированием сложных речевых умений. Речевой план работы над словосочетанием, предложением, текстом направлен на обучение детей построению предложений, на обогащение их речи различными синтаксическими конструкциями.
Творческие задания и игры являются одним из ведущих средств в достижении данной цели. Предлагаю ряд таких упражнений, применяемых мною на уроках русского языка.
1. Игра «Укрась предложение»
Учитель на доске записывает предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого. Ребята по очереди подходят к доске и приписывают по одному слову, распространяя данное предложение, выигрывает тот ученик, который напишет последнее слово в предложении. Например:
Птица летит.
Огромная птица летит.
Огромная птица летит в небе.
Огромная черная птица летит в небе.
Огромная черная птица летит в небе и кричит.
Огромная черная птица летит в небе и жалобно кричит.
2. Игра «Собери пословицу»
Детям даются карточки с написанными на них словами (на каждой карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.
3. Игра «Собери пословицу»
На доске записываются слоги, из которых нужно составить пословицу. Например:
У ность че кра ве скро ша ка ет ло(Скромность украшает человека)
4. Игра «Добавь слово»
Детям предлагаются несколько фразеологических оборотов, в которых пропущено одно и то же слово. Необходимо вставить пропущенное слово и составить предложения с данными фразеологическими оборотами. Например:
Как в … канул, толочь … в ступе, выйти сухим из …
5. Игра «Составь фразу»
Каждый игрок из команды пишет по одному слову на доске, чтобы получилась фраза. Последним игрокам разрешается дописывать 2-3 слова, чтобы завершить фразу. Побеждает та команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза.
6. Игра «Фотоглаз»
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенные словарные слова. А затем по данным словам они должны восстановить фразеологизмы, объяснить их смысл.
7. Игра «Опорное слово»
Ученикам предлагается опорное слово, которое входит в состав многих фразеологизмов. Дети должны вспомнить их и записать в тетрадь. Например, ноги: уносить ноги, встать не с той ноги, сделать ноги, с ног на голову и т. д.
8. Игра «Закончи предложение»
Детям предлагается первая часть сложного предложения. Например: Приближается весна, …
Ученики должны закончить данное предложение.
Например: Приближается весна, уже капает с крыш.
Выигрывает тот ученик, у которого самое интересное предложение.
Такая работа ценна не только для развития речи учащихся, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это в дальнейшем поможет им свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложений и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
Работа над текстомИ словарная работа, и составление предложений ставит своей целью подготовку школьников к связной речи. В методике развития речи учащихся используется также термин «текст». В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, ведет свой дневник и т. д. Поэтому так важно научить школьников превращать образы в слова, воссоздавать воображении картины художников слова, сделать свою речь яркой и выразительной. Как же этого достичь? Использовать на уроках творческие игры и задания. Такие упражнения дают простор детской фантазии, поощряют самостоятельность ребенка, открывают его мир чувств. Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А.Сухомлинский, - он засушенный цветок».
Я хочу остановиться на нескольких видах сочинений, используемых мною на уроках русского языка.
1. Коллективное сочинение сказки.
Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Эта работа вызывает у каждого ребенка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества.
2. Игра, основанная на знаменитом магическом «если бы…» К.С. Станиславского.
Ребенок переносит себя или какой-то персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую; пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже.3. Игра «В гостях у сказки»
Детям предлагается определенный набор обязательных функций сказочных персонажей, который и служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функцией следует понимать какой-то поступок сказочного героя. Например, Карлсон взлетел на очень высокое дерево, и у него поломался пропеллер. Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному т тому же набору функций можно воспроизводить и создавать неограниченное количество сказок.
4. Игра «Воспроизведи рассказ»
Учитель читает детям текст повествовательного или описательного характера и предлагает им по глаголам (существительным, прилагательным), написанным на доске, воспроизвести его в своих тетрадях.
5. Игра «Собери текст»
Каждому ребенку на карточке дается несколько слов, из которых он должен составить предложение. Затем дети зачитывают свои предложения и пытаются поставить их в нужном порядке, чтобы получился связный текст. Такие игры можно проводить в классе, используя парную, групповую или коллективную формы работы.
6. Для творческого развития очень ценны сочинения по началу. Например: «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку…». А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом.
Такие игры-упражнения каждый учитель может придумать огромное количество. Главное, чтобы эта работа проводилась систематически. Конечно, не каждый ребенок быстро и легко овладевает всеми богатствами русского языка. Но когда это происходит в той или иной мере, не перестаешь удивляться, сколько фантазии, воображения у наших детей. Как тонко могут они чувствовать, как точно и образно могут передать красоту родной природы?
Хочется сделать вывод, что вся работа по речевому развитию младших школьников должна быть проникнута вниманием к слову. Внимание к звучащему слову дает возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Систематическое использование творческих игр и заданий на уроках русского языка обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- у детей возрастает интерес к изучению русского языка;
- их речь обогащается новыми словами, расширяется лексикон;
- развиваются познавательные и творческие способности младших
школьников. У них пробуждается желание творить самостоятельно.
ЗаключениеВ своей работе я попыталась остановиться на небольшой части творческих игр, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Я считаю, что творческие игры на уроках в начальной школе просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Многие педагоги сомневаются – играть или не играть на уроках? Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры. Во-первых, любая игра и, в частности, творческая приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию. Во-вторых, суть любой игры – победа. Поэтому в игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как настойчивость в достижении цели, упорство, внимательность, усидчивость, память. В-третьих, творческая игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, помогает раскрыться творческим способностям каждого ребенка. Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Эта мысль великого классика актуальна сегодня как никогда. Наша жизнь становится разнообразнее и сложнее, чем она дольше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Использование творческих игр на уроках в начальной школе хорошо справляется с данной задачей. И одно из самых важных направлений этой работы, по моему мнению, - это применение творческих игр на уроках русского языка. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот поэтому в своей работе я обратилась к теме использования творческих игр на уроках русского языка как средства речевого развития младших школьников в условиях модернизации регионального образования.
Список используемой литературы1. Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. М.: Планета, 2011г. (Современная школа).
2. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Пособие для учителя Издательство «Феникс» 2012г.
3. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш – Ростов н /Д: Феникс, 2010г.: ил. – (Школа развития)
4. Игровые технологии как метод эффективного обучения в начальной школе / Сост. Нина Мыськова, Галина Дымченко. LAP Lambert Academic Publishing, 2012г.
5. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли., М.: Просвещение 2010г.
6. Асмолов А.Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС., Публикации. 2010г.
7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: 2010г.
8. ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010г.