Значение контроля и оценки знаний обучающихся

Значение контроля и оценки знаний обучающихся
в условиях модернизации образования.


Учитель начальных классов Мачина О.Н.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят:
- эффективность управления учебно-воспитательным процессом;
- качество подготовки выпускников школы.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создать благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценивать уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Задача педагога – проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.
Контроль должен быть:
- целенаправленным;
- объективным;
- всесторонним;
- регулярным;
- индивидуальным.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности. Как у нас, так и за рубежом, в средней школе принята система отметок или баллов, которые выставляются при текущем контроле или специальной проверке (зачеты, экзамены, тесты знаний, умений и навыков). Часто на основании подсчета полученных оценок оперируют таким понятием, как успеваемость.
Все эти характеристики считают обобщенным показателем не только знаний, умений и навыков, но и всего обучения в целом. По итогам успеваемости обучающихся переводят в следующий класс, по ним признают достоинства педагога, доказывают преимущество одного метода перед другим.
Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется, сегодня достаточно произвольно, учителем разрабатывается своя система проверочных знаний. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагогов была адекватной, справедливой объективной.
В практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.
Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.
Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителей характерных особенностей материала предмета и условии работы в классе, отсутствие систематичности и в ее проведении.
Исследуя опыт работы заместителей директоров, учителей, психологов, родительского комитета нашей школы разработаны рекомендации оценки знаний обучающихся в условиях модернизации и образования:
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровестников-мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, гладя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болеет.
Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его а этом. Возможно, у вас разные типы функционально организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой(!!!).
Считаю, что весь учебный процесс пронизан возможностями адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся в условиях коллективного обучения. Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям учащихся практически невозможен. Именно во время индивидуального контакта учителя с учеником важно иметь инструмент для контрольного тестирования уровней обученности. Контроль проводится учителем и не влияет на оценку, он позволяет увидеть состояние обученности каждого и внести соответствующие коррекции в учебный процесс.
Важно знать, заучил, усвоил ли ученик базовый минимум. Остальной материал прорабатывается с ориентацией на непроизвольное запоминание, расширяющее возможности каждого ученика, занятого активной творческой деятельностью.