Новые аспекты оценки качества образовательной деятельности ОУ в условиях модернизации образования


НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Вопросы оценки качества образования в ОУ сегодня приобретают особую актуальность.
Общая система изменений в образовании и высокая динамика внедрения инноваций требуют разработки эффективной оценки получаемых результатов. Важнейшим критерием качества образования является соответствие образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям всех субъектов ОП. Ключевыми становятся формы диалога и общения.
Изменения в жизни общества (в том числе в образовании) определили ключевые проблемы личностного развития субъектов ОП и трудности их взаимодействия:
- не достаточная готовность педагогов к смене позиции обучения на тьюторско-фассилитаторскую (более 30 % учителей в ОУ работают более 25 лет и могут быть подвержены профессиональным рискам);
- не достаточный уровень развития рефлексии и личностной зрелости обучающихся. Изменение ценностей в обществе, поток неконтролируемой анимационной информации, с которой сталкиваются обучающиеся приводит к раннему интеллектуальному развитию, при сниженной познавательной активности и социальной инфантильности;
- низкая включенность родительского сообщества в организацию совместной с педагогами деятельности и перенос ответственности на ОУ за результат обучения.
В практике традиционного образования использовалась только внутренняя оценка качества. Внешняя оценка на первых этапах ограничивалась показателями ЕГЭ. Безусловно, это является важнейшим критерием, но дает знания лишь об обученности выпускников. В то время как качество образовательного процесса, эффективность деятельности ОУ включает в себя огромное множество параметров [1].
Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество [3].
Для эффективной деятельности образовательного учреждения и принятия обоснованных управленческих решений необходимо вести систематические мониторинги социального заказа и удовлетворенности родительским сообществом организации ОП.
В связи с этим одной из целей предлагаемой концепции деятельности внешней оценки качества образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков различной информации о результатах образования для потребителей - социальных заказчиков [2].
В соответствии с таким пониманием качества образования в 2012 - 2013 учебном году в Гимназии был проведен мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом в школе. Было изучено мнение 149 (20%) родителей методом случайной выборки (5-7 человек из класса).
Основные задачи исследования:
Определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг в школе.
Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в школе.
Результаты мониторинга позволяют сделать выводы: деятельность гимназии воспринимается родителями как продуктивная, эффективная и удовлетворяет большую часть родительской общественности.


96% родителей обучающихся считают, что развивающее образовательной гимназическое пространство максимально способствует развитию интеллекта и помогает быть более успешным в жизни.
Около 80% респондентов испытывают положительные чувства, когда посещают Гимназию. Остальные считают, что их эмоциональное состояние не зависит от ОУ. Негативных эмоций не выявлено.

82% опрошенных родителей позитивно оценивают образовательное учреждение своих детей и при повторном выборе снова бы остановились на гимназии.

Несмотря на то, что достаточно большой процент - 75% родителей - считают, что учить нужно так, как это делают в Гимназии, 25 % отдают предпочтение мнению, что можно изменить ОП в лучшую сторону. Безразличного отношения родители не проявили, что показывает их высокий интерес и социальную активность.
Такой показатель свидетельствует о недостаточной удовлетворенности родителями образовательной средой. Для выявления этиологии и направленности данного противоречия (так как несмотря на данный результат общий балл удовлетворенности очень высок) планируется более глубокое исследование потребностей родительского общества, предъявляемых к ОУ.

Наиболее важными характеристиками школьной среды родители считают взаимоотношения субъектов ОП.
Родители вполне довольны как собственным взаимодействием, так и установившимися отношениями между учащимися и педагогами. Их устраивает отношение к себе со стороны сотрудников Гимназии.
Более 75% законных представителей обучающихся убеждены, что могут обратиться за помощью в ОУ и уверены, что их личные проблемы и затруднения будут учтены.
Наименьшую удовлетворенность родителей выявил вопрос, связанный с взаимоотношениями между учащимися - 42 % опрашиваемых показали, что эта социальная среда их устраивает средне и в небольшой степени.
Выявленная "группа риска" подлежит подробному исследованию и анализу. Результаты исследований легли в основу разработки системы воспитательной работы в Гимназии.
Проведенный мониторинг степени удовлетворенности качеством образовательных услуг показывает, что авторитет школы среди родителей достаточно высок. Но проблемы существуют. В целях корректировки образовательного процесса с учётом полученных данных необходимо подготовить план по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и повышению удовлетворенности родителей образовательной средой на 2013 - 2018 годы.
Организация деятельности предполагает достижение определенных результатов:
Повышение уровня психологической культуры - осознанного родительства.
Развитие воспитательно-образовательной деятельности родителей.
Формирование творческой инициативы родителей.
Удовлетворенность родителей образовательным процессом.
Мониторинги исследования социального запроса родительского сообщества, отслеживание динамики общественного мнения по различным вопросам организации деятельности Гимназии позволит повысить эффективность образования, сделать систему гибкой, динамично развивающейся и способной к внедрению и реализации инноваций.
Список литературы:
1. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность - М.: 2011 - 448с.
2. Управление качеством образования современной школы (методические материалы)// автор-составитель Покасов В.Ф.. к.и.н. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012 - 145с.
3. Что такое качество? / под ред. А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2009 - 272с.