Проект Школьное лесничество Лесовичок


Министерство общего и профессионального образования РФ
МОУ «Толмачевская средняя школа»
Ленинградская область Лужский муниципальный район
ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО
«ЛЕСОВИЧОК»
в условиях модернизации
Российского образования
Выполнили: обучающиеся
МОУ «Толмачевская средняя школа»,
члены школьного лесничества
во главе с лесничим Костомаровым Артемом, 11 класс,
Руководитель: учитель химии и биологии,
заместитель директора по воспитательной работе,
Шевцова Юлия Игоревна
п. Толмачево
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта 3
Глава I. Актуальность и важность проблемы 4
Глава II. Программа действий 8
Глава III. Практические результаты 10
Глава IV. Сбор и анализ информации по избранной проблеме 13
Заключение 25
Литература 27
Приложения 28
Паспорт проекта
1. Название организации: муниципальное общеобразовательное учреждение «Толмачевская средняя общеобразовательная школа».
2. Название проекта: «Школьное лесничество в условиях модернизации образования».
3. Адрес юридический, фактический: 188255, Ленинградская область, Лужский район, п. Толмачево, ул. Толмачева, д.104. Команда проекта:
Шевцова Юлия Игоревна – зам. директора по воспитательной работе, учитель химии, биологии и экологии, руководитель школьного лесничества (автор проекта).
Белик Ольга Ивановна – учитель математики, руководитель школьного лесничества.
Савкин Владимир Михайлович – лесничий Толмачевского отделения Лужского лесничества, руководитель школьного лесничества со стороны лесничества.
Костомаров Артем – обучающийся 11 класса, лесник школьного лесничества
5. Участники проекта: обучающиеся 5 – 11 классов
6. Краткое описание проекта:
Создание на базе школьного лесничества модели внеурочной деятельности школьников как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.
6. Сроки:
Продолжительность проекта 3 года 6 месяцев.
Начало проекта: октябрь 2010 года.
Окончание проекта: июнь 2014 года.
Глава I. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
«Луга – для отдыха, Луга – для лечения,
Луга – для того, чтобы наслаждаться природой.
Те, кому из пресловутого столичного воздуха
приходилось попадать в Лугу,
хорошо знают, насколько здесь благодатный климат и красива природа…»
Эти слова принадлежат обозревателю «Лужской газеты», сказанные в 1911 г.
В течение многих лет велась экологическая деятельность со школьниками на территории Лужского района. Наша школа не оставалась в стороне. Мы занимались научно – исследовательской и природоохранной деятельностью; участвовали в муниципальных, региональных, всероссийских и международных акциях и конкурсах. Несколько лет мы были активными членами региональной эколого – образовательной акции «Малым рекам Ленинградской области - жить!», исследовали водные объекты.
Красива природа Ленинградской области с обширными лесами, живописными озёрами, реками, разнообразными животными, птицами и растениями.
На первый взгляд кажется, что всё нипочём деревьям-великанам, раскинувшим свои могучие кроны над землёй. А на поверку оказывается, что лес слабее и беззащитнее многих крохотных существ, обитающих в нём. Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения и, в отличие от животных, не может покинуть его, если даже там создадутся условия, совсем непригодные для жизни. Нередко под воздействием необдуманной хозяйственной деятельности человека леса оказываются на грани гибели. Ведь лесу, как и всему живому, необходим воздух, питательные вещества, он не терпит чрезмерных физических вмешательств в его жизнь. Для того чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему все эти потребности.
По своим природным богатствам и красоте Лужский район может считаться жемчужиной области. Особенно живописны его ландшафты: то низменные, то холмистые, с сосновыми и лиственными лесами, многочисленными озерами, извилистыми руслами рек, обилием лугов и полей. Недаром в старину окрестности Луги называли «Лужской Швейцарией». Уникален и местный климат. Лужский район является самым южным в Ленинградской области и получает больше солнечного тепла, чем другие.
Большую научную и природоохранную ценность имеют ландшафты правого берега реки Луги, где на пойме и склонах долины произрастают наиболее ценные растительные сообщества широколиственных пород: дубы, вязы, липы. В районе представлены все типы сосновых лесов Северо-Запада, в том числе знаменитые «лужские боры», известные только в данном районе Ленинградской области. В районе деревни Железо (возле п. Толмачево) произрастают ценные в ботаническом отношении породы хвойных и лиственных деревьев. На берегах озер и рек естественные леса сменяются старинными усадебными парками и садами. В районе несколько заказников и памятников природы.
Живя в таком уникальном месте, мы не может оставаться в стороне от проблем связанных с охраной природы.
В 2010 году наша школа приняла участие во Всероссийской акции «Больше кислорода» совместно с МОО «Эка». Для участия в акции нам необходим был участок земли и саженцы. Эту проблему нам помог решить лесничий Толмачевского лесничества, депутат Толмачевского городского поселения Савкин В. М. Совместная работа дала хороший результат: нам выделили 0,2 га земли для питомника; мы посадили более 500 саженцев сосны и ели. Школьников заинтересовала эта работа. Так и возникла идея создания школьного лесничества.
Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. У дружбы с природой много разных путей. И один из этих путей – школьные лесничества [2].
Толмачевское школьное лесничество «Лесовичок» было официально создано в сентябре 2011 года.
1.1.Актуальность создания школьного лесничества
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является сохранение и возобновление лесов. Школьники могут внести свой вклад в решение этой проблемы, благодаря работе школьного лесничества.
Но есть и другая сторона вопроса об актуальности создания школьных лесничеств – это возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, способных быстро ориентироваться в окружающей действительности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовых к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией[1]. В новых социально–экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической деятельностью и научно-исследовательской работой, получая глубокие знания о лесе[2].
Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”[1].
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития школьников. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
В условиях введения ФГОС становится актуальным развитие различных компетенций обучающихся: предметных, личностных, метапредметных. Развить эти компетенции не возможно только на уроках. Необходима внеурочная деятельность.
В Законе РФ “Об образовании” предлагается портрет выпускника основной школы: любящий свой край и своё Отечество; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы[6]. Именно все эти качества могут развиться у обучающихся занимаясь в школьном лесничестве.
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Поэтому развитие работы школьных лесничеств очень актуально в условиях введения ФГОС.
В 2012 г наша школа ввела в пилотном режиме ФГОС ООО, а на следующий год и в 10 классе. С 2009 года школьники выбирают химико – биологический профиль, который действует в нашей школе и нам хотелось бы сохранить его.
Благодаря работе школьного лесничества удается решать комплексные и разноуровневые задачи и с поэтапной допрофессиональной подготовкой. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Поэтому мы считаем, что создание школьных лесничеств очень актуально на данном этапе развития Российского образования.
1.2. Новизна
Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать.
В нашем районе Толмачевское школьное лесничество единственное (а в области их всего 8) и работает по пяти направлениям. Кроме лесохозяйственного и природоохранного, у нас успешно развиваются эколого – просветительское, творческое и научно – исследовательское направление.
Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств.
Созданное школьное лесничество позволяет нам комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения естественно – научным предметам. Это значительно улучшает отношение к введенному в школе профилю.
Работа в школьном лесничестве заставляет наших школьников раньше задуматься о выборе будущей профессии.
Мы проводим профориентацию: знакомим ребят с профессионалами лесного хозяйства, они рассказывают о специфике своей работы. При посещении Лисинского лесотехнического колледжа и С- Пб лесотехнической академии школьники узнают, где и какую специальность можно получить.
Узнав о продуктивной работе Толмачевского лесничества, некоторые школы нашего района пытаются создать свои лесничества, но пока это ни у кого не получается. Именно в нашем поселении и школе есть все условия для эффективной работы школьного лесничества.
1.3. Социальная значимость проекта
Общественное древонасаждение в России развивалось и вдохновлялось великими лесоводами. Они считали необходимым привлекать к охране и восстановлению лесов любителей. Ведь любитель - от слова "любить". Деревья очень отзывчивы к теплу человеческой души. А искренняя любовь к ним и энтузиазм в сочетании со знаниями могут дать потрясающие результаты - великий лесовод фон Граф смог вырастить лес даже в голой голодной безводной степи![7]
Но ведь сажать лес хотят не только лесники. Да и знать каждое свое деревце "в лицо", ухаживать за ним вручную под силу как раз именно любителям.
Возобновление лесов и благоустройство территорий играют важную роль в жизни жителей нашего района, следовательно, выбранная проблема обладает большой социальной значимостью.
Кроме того, привлечением школьников на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости школьников в летний период.
1.4. Юридическая правомерность действий
Все наши действия по созданию и реализации нашего проекта являются абсолютно правомерными. Мы не нарушаем государственных законов и прав окружающих. Для того чтобы быть уверенными в своих действиях по решению экологических проблем на территории выбранных природных объектов, мы ознакомились с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г.). Кроме того, все наши работы проводятся с согласия администрации Толмачёвского городского поселения.
Глава II. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
2.1. Общие сведения о проекте
Участники проекта: обучающиеся 5 – 11 классов
Статус проекта – образовательный
Тип проекта – социально - экологический.
Партнеры:
Лужское лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес»;
Толмачевское отделение Лужского лесничества;
Научно – производственное объединение ЗАО «Крисмас+», г. С-Пб;
Разноуровневость взаимодействия с властными структурами:
Администрация Толмачевского городского поселения;
Совет депутатов Толмачевского городского поселения;
Администрация Лужского муниципального района;
Администрация Лужского городского поселения;
Депутаты законодательного собрания Ленинградской области и др.
2.2.Ожидаемый результат
Разработанная на базе школьного лесничества модель расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Развивая дополнительное образование в рамках школьного лесничества, школа станет по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.
2.3. Риски проекта
Отсутствие психолого-педагогического сопровождения в школе.
Снижение социальной значимости профессии лесника.
2.4. Реалистичность, экономичность проекта
Наш проект очень реалистичен и экономичен. Проведение акций и экологических десантов, субботников не требует практически никаких финансовых затрат. Покупка различного оборудования (перчатки, лопаты, мешки, грабли и т.д.) не всегда необходимо, так как его можно использовать не один раз. Как правило, нам предоставляет данные материалы администрация поселения.
Для посадки лесничество предоставляет саженцы бесплатно.
С 2013 года школьные лесничества предполагают финансировать областными комитетами. Поэтому мы составили смету расходов на три года (приложение 2.4).
Проект не направлен на решение проблем мирового масштаба. Мы выбрали именно те проблемы, которые затрагивают ниши интересы, жителей нашего родного посёлка, нашего родного края. Для того чтобы полностью реализовать наш проект требуется только заинтересованность в нём школьников, терпение, некоторые знания и трудолюбие, желание сделать свой край и посёлок лучше.
2.5.Перспективность
Проект очень перспективен, т.к. на территории посёлка Толмачёво и его окрестностей есть много природных объектов, которые нуждаются в исследовании и восстановлении, коме того, уже выбранные природные объекты можно улучшать постоянно. Поэтому, мы не хотим останавливаться на достигнутом.
Перспективы проекта:
Создать и осуществить программу озеленения поселка совместно с лесничеством и специалистами администрации.
Принять участие в проекте благоустройства воинских захоронений к 70 - летию Победы в ВОВ.
Организовать трудовую практику старшеклассников совместно с лесничеством.
Продолжать заниматься исследовательской, эколого – просветительской, творческой и природоохранной деятельностью.
Продолжать благоустраивать парк (план в приложении 2.5)
Глава III. Практические результаты
3.1.Этапы проекта:
Подготовительный (октябрь 2010 г – март 2011 г)
Создание команды по разработке и реализации проекта.
Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.
Утверждение плана работы по проекту.
Выбор руководителей проекта.
Подбор детей в школьное лесничество по рекомендациям классных руководителей 4 класса, классных руководителей 5-11 классов, по желанию родителей, по желанию самого ребенка.
Разработка Устава, Положения школьного лесничества.
Разработка положения о портфолио лесника.
Расчет сметы для работы лесничества на 3 года.
Практический (апрель 2011 г - май 2014 г):
Составление и утверждение учебно – производственного плана (ежегодно до 1 сентября).
Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, флага, галстуков и др. атрибутики (в течение 2011 года).
Совершенствование материально – технической базы школьного кабинета для работы школьного лесничества (в течение 2011-2013 гг).
Разработка и утверждение рабочей учебной программы по технологии «Школьное лесничество» (август 2011 г).
Практическая деятельность лесников на базе Лужского лесничества (в течение всего проекта).
Научно – исследовательская работа (в течение всего проекта).
Эколого – просветительская деятельность (в течение всего проекта).
Культурно – массовые мероприятия (в течение всего проекта).
Аналитический (июнь - сентябрь 2014):
Проведение мониторинга работы.
Результаты предпрофильной подготовки.
Определение эффективности научно – исследовательской деятельности.
Профессиональная ориентация лесотехнического направления.
3.2. Деятельность школьного лесничества «Лесовичок»
Работа школьного лесничества состоит из различных модулей: (Рис. 3.1. – 3.10. в приложении 3.1.):
1 модуль: образовательная программа по технологии «Школьное лесничество» для обучающихся 5 – 7 классов.
Области применения программы: программа рассчитана на реализацию в основной образовательной программе, а также во внеклассной и внешкольной работе учебно-производственного плана, включающего в себя организационно-технические мероприятия, образовательную и опытническую работу, производственную деятельность на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.
2 модуль: теоретические занятия с членами школьного лесничества по договоренности со специалистами (Рис. 3.1.).
3 модуль: практические занятия. С весны до осени ребята занимаются посадкой саженцев и уходом за ними (Рис. 3.2.).
4 модуль: природоохранные мероприятия (Рис. 3.3.).
Всероссийская акция «Больше кислорода»: посадка саженцев ели и сосны в школьном питомнике;
Акция «Чистый лес»: уборка несанкционированных свалок в лесной зоне;
Акция «Чистый пляж»: уборка мусора на пляже реки Луги, в районе п. Толмачево и д. Жельцы, на пляже оз. Зеленого;
Акция «Аллея славы»: посадка деревьев у братских захоронений;
Акция «Птичья столовая»: изготовление и развешивание кормушек (Рис.3.9.);
Акция «Уютный домик для скворца» (Рис. 3.10): изготовление и развешивание скворечников, проведение праздника «День птиц».
5 модуль: научно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (Рис.3.4.):
Исследование водных объектов;
Геоботаническая характеристика наземных экосистем;
Возобновление лесов.
Проекты: «Уютный домик для скворца», «Зимующие птицы», «Первоцветы», «Вода источник жизни на Земле», «Удивительное рядом», «Питьевая вода», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Газированные напитки. Вред или польза?», «Зеленое озеро» и др.
6 модуль: участие в научно – практических конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня (Рис.3.5.) (в приложении 3.4. грамоты и благодарности):
Международная Биос – олимпиада;
Конкурс «Юных исследователей окружающей среды»;
Конкурс исследовательских работ в области биологии;
Конкурс краеведческих исследовательских работ обучающихся «Отечество»;
Конкурс «Подрост»;
Международный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»;
Научно – практическая конференция по химии;
Международный «Балтийский форум»;
Все этапы всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии.
7 модуль: проведение творческих мероприятий и конкурсов:
Конкурс рисунков о лесе (Рис. 3.6.);
Конкурс фотографий «Лес чудес»;
Конкурс поделок;
Конкурс рисунков посвященных году окружающей среды;
Экологические праздники: День Земли, День птиц, Марш парков, День лесника и др. (Рис. 3.7., 3.8.). Некоторые сценарии в приложении 3.5.
8 модуль: эколого – просветительская работа:
Выступление с результатами исследовательской работы перед родителями, школьниками, общественностью;
Публикация статей в школьной газете и в районных и областных изданиях (приложение 3.3);
Публикации на сайтах итогов работы школьного лесничества (сайты: школьный, администрации Толмачевского городского поселения, ИМЦ Лужского муниципального р-на, администрации Лужского муниципального р-на, ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования) и др);
Выступления по районному радио «Микс»;
Выступления на районном телевидении (на сайте администрации Лужского поселения).
Глава IV. СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ПО ИЗБРАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
4.1. Характеристика условий, в которых создавалось школьное лесничество
МОУ «Толмачевская средняя школа» находиться в 15 км от г. Луги (районный центр) и в 130 км от г. Санкт – Петербург (обл. центр). Наша школа расположена на территории поселка городского типа. Однако она обслуживает микрорайон в радиусе 20 км, 11 населенных пунктов. На территории поселка работают предприятия: завод железобетонных и металлических конструкций, комбикормовый завод, деревообрабатывающие общества и другие небольшие организации. В поселке функционирует поселковая библиотека, Дом культуры, школа искусств. Большая часть семей – рабочие и служащие, предприниматели. 21,6% детей – из крестьянских семей. В поселке расположен детский дом, его воспитанники обучаются в нашей школе – 36 учеников. Социальный паспорт школы в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Социальный состав учащихся на сентябрь 2012 г
№ Социальный состав Количество
1 Всего учащихся 296
2 Всего учащихся до 18 лет 296
3 Всего семей 242/259
4 Число многодетных семей (трое и более детей до 18 лет) 17
5 Число школьников в многодетных семьях 34
6 Семьи с опекаемыми детьми 8
7 Опекаемые дети (школьники) 9
8 Семьи с приемными детьми (школьниками) 1
9 Приемные дети (школьники) 1
10 Неполные семьи, всего: 89
Семьи одиноких матерей 78
Семьи матерей - одиночек 9
Семьи одиноких отцов 2
Другие категории неполных семей (дети детского дома) 37
11 Учащиеся сироты 2
12 Дети – инвалиды (школьники) 2
13 Дети, состоящие на внутришкольном учете 12
14 Учащиеся, состоящие на учете в ОДН 9
15 Дети, имеющие проблемы в освоении образовательной программы 39
16 Число учащихся, не охваченных системой дополнительного образования или подготовительными курсами 0
17 Семьи, где один или оба родителя - инвалиды 4
18 Число семей, находящихся в социально опасном положении 8
19 Число детей, находящихся в социально опасном положении 8
Четвертый год в школе существует химико – биологический профиль.
Работа школьного лесничества очень хорошо вписывается в предпрофильную и профильную подготовку обучающихся и ориентирует на выбор данного профиля.
В школе есть все необходимые ресурсы для такой деятельности:
квалифицированные кадры;
возможности образовательной среды;
материально – техническое обеспечение.
Для работы школьного лесничества используется кабинет химии, который оборудован стационарным компьютером, нетбуками, мультимедийной техникой, МФУ, приборами и оборудованием для исследовательской деятельности по химии, биологии и экологии.
Администрация Толмачевского городского поселения выделила участок земли для организации школьного питомника, 0,2 га.
Мы составили смету на три года (приложение 2), которую утвердил комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Рис.4.2. Школьное лесничество


4.2. Организация и содержание работы школьного лесничества
4.2.1.Основные направления деятельности школьного лесничества
Школьное лесничество (Рис.4.2) МОУ «Толмачевская средняя школа» работает по нескольким направлениям:
природоохранное,
эколого - просветительское,
лесохозяйственное,
творческое;
научно - исследовательское в области охраны природы, защиты и воспроизводства лесных и водных ресурсов.
Все виды деятельности тесно взаимосвязаны.
4.2.2.Основные разработанные и утвержденные документы[некоторые в приложении 4.2.2]:
Положение о школьном лесничестве.
Устав школьного лесничества.
Учебно – производственный план работы на учебный год.
Договор о совместной деятельности между Лужским лесничеством и школой.
Приказ директора школы об организации школьного лесничества и назначении руководитель (педагога школы).
4.2.3. Цель и задачи
Цель: совершенствование условий для реализации творческого потенциала школьников на практике; формирование у них устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих социальной адаптации; экологическое воспитание обучающихся; расширение и углубление знаний в области дисциплин естественнонаучного цикла; способствование в выборе химико – биологического профиля и профессий, связанных с данным профилем.
Задачи:
совершенствование учебно – исследовательской деятельности и практической природоохранной работы в школьном лесничестве, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем;
создание условий для социальной адаптации выпускников школьного лесничества через развитие партнерских отношений с учреждениями лесного хозяйства и решению вопросов трудового воспитания обучающихся;
использование инновационных технологий по организации и содержанию деятельности школьного лесничества в новых социально-экономических условиях и создание успеха для каждого члена школьного лесничества и профориентации на лесные профессии;
создание условий для осознанного раннего профильного самоопределения обучающихся 2 ступени;
формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов, убеждений, экологической культуры.
Основными практическими задачами школьного лесничества являются:
оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство, зеленое обустройство населенных пунктов; проведение мероприятий по охране, изучению лесов; участие в выращивании, посадке и посеве леса; благоустройство территории.
4.2.4.Организация и содержание работы
Школьное лесничество создано на базе филиала Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Управления лесами Ленинградской области» «Лужское лесничество» и МОУ «Толмачевская средняя школа»
Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на территории филиала «Лужское лесничество», выделенной и закрепленной за ним в установленном порядке[3].
1. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 5 - 11 классов МОУ «Толмачевская средняя школа» по совместному решению дирекции школы, администрации Лужского лесничества. Учащиеся принимаются в школьное лесничество на добровольной основе по личному заявлению.
2. Школьное лесничество работает на территории Толмачевского участкового лесничества (Лужского лесничества) расположенного в Толмачевском городском поселении Лужского муниципального района Ленинградской области). 3. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно - производственным планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и директором Лужского лесничества.
4. Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях:
посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, лесными питомниками, дендрологическими участками, выращивание лесопосадочного материала, озеленение населенных пунктов и других территорий по согласованию с землепользователями и землевладельцами;
участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса вредителями, лесными пожарами, захламлением; охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.); проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы;
организация музеев и уголков природы;
проведение походов, тематических экскурсий, исследовательской работы; пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, тематических праздниках.5. Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеучебное время.
6. Учащиеся 9 - 11 классов могут работать в школьном лесничестве в период прохождения производственной практики по согласованию с директором школы. Учащиеся средних классов могут работать в школьном лесничестве во время уроков технологии и в летнем школьном лагере по согласованию с директором школы.
7. На период летних каникул по согласованию с директором школы и районным лесничеством могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работ.
8. Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревновательности и добровольности работы ее участников по интересам.
9. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в школьном лесничестве форменные головные уборы, шевроны, знаки различия, установленные общим собранием лесничества и утвержденные директором школы[4].
Управление школьным лесничеством[4]
Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с председателем (старшеклассник).
Общее собрание школьного лесничества избирает из своего состава Совет школьного лесничества: председателя лесничества, помощников лесничего, мастера леса, руководителей секций (подразделений), лесников. В состав Совета включается педагог и представители районного лесничества - специалист лесного хозяйства, осуществляющий непосредственную координацию работы лесничества; обсуждает и утверждает план работ лесничества, определяет пути его выполнения; утверждает условия соревнования между различными секциями (подразделениями) и обходами; обсуждает вопросы дисциплины членов школьного лесничества; решает вопрос о приеме в школьное лесничество, поощрении и наказании членов школьного лесничества; подводит итоги работы; собирается не реже двух раз в год.
Совет школьного лесничества: избирается общим собранием школьного лесничества; руководит всеми вопросами текущей деятельности школьного лесничества; периодически подводит итоги работы школьного лесничества; организует культурно - массовую и спортивную работу во время каникул; входит с предложениями к дирекции школы и лесохозяйственное предприятие по вопросам улучшения условий деятельности школьного лесничества, поощрения лучших членов лесничества; обсуждает работу и поведение членов школьного лесничества; отчитывается в проделанной работе перед общим собранием школьного лесничества; Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в месяц.
Председатель лесничества и помощник лесничего отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режима труда и отдыха, дисциплины, проведение воспитательной работы, выполнение обязательств.
Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, привлекает лесников и других членов лесничества для проведения работ, следит за соблюдением техники безопасности и правил проведения работ.
Текущей работой обхода руководит лесник. Он отвечает за качество выполняемых работ и участие членов лесничества за проведением конкретных мероприятий.
4.3. Основные результаты работы школьного лесничества за истекший период деятельности
По итогам работы за 2011/2012 учебный год руководителей нашего лесничества и двух членов школьного лесничества наградили Почетными грамотами комитета по природным ресурсам за активное участие в работе школьных лесничеств Ленинградской области, воспитания у школьников бережного отношения к лесу и его обитателям (в приложении 4 приказ).
Работать школьное лесничество начало недавно, но уже есть результаты:
развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей: ценностно - смысловых, учебно - познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
наметилась динамика выбора профильных предметов (Рис.4.3.1.) и все поступают по профилю;
профессиональная ориентация лесотехнического направления:
трое выпускников основной школы поступили в лесотехнический колледж п. Лисино, Тосненский район Ленинградской области
двое в С – Пб Лесотехническую академию (до организации лесничества выпускники не выбирали эти учебные заведения);
ориентирование на обучение в 10 классе химико – биологического профиля нашей школы (Рис. 4.3.2);
привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
умение осуществлять экологический мониторинг;
практические навыки по выращиванию саженцев сосны, ели, березы, дуба, каштана и уходу за ними;
умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса (установление аншлагов, статьи в школьной газете и в районных газетах, выступления по радио и телевидению);
участие в экологических акциях: «Больше кислорода», «Чистый пляж», «Марш парков», День леса, День птиц, День Земли и др;
участие в научно - практических конференциях школьников «Шаг в будущее», «Подрост», «Юных исследователей окружающей среды», исследовательских работ в области биологии, химии и т.д. Наиболее значимые результаты участия в таблице 4.3.1. (в приложении 4.3.1. некоторые грамоты, подтверждающие победы обучающихся);
динамика результативности участия в конкурсах различного уровня (Рис. 4.3.3);
подготовка трех Лауреатов премии по поддержке талантливой молодежи в 2011 и 2012 гг.
развитие практических умений школьников в экспериментальной работе, формирование навыков практической оценки биоэкологического состояния окружающей среды;
формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований;
развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
развитие содержания биоэкологического образования в процессе освоения содержания программного материала основ лесоведения.
Рис. 4.3.1.
Динамика выбора профильных предметов (химии и биологии)

Из гистограммы видно, работа школьного лесничества способствует выбору профильных предметов (все поступают в профильные ВУЗы).
Рис. 4.3.2.
Количество школьников выбирающих химико – биологический профиль по годам

Из гистограммы видно, что количество обучающихся, выбирающих химико – биологический профиль возрастает
Таблица 4.3.1.
Результаты участия научно – исследовательских работ выполненных членами школьного лесничества МОУ «Толмачевская средняя школа» в научно – практических конференциях и конкурсах
в 2011 – 2012 учебном году
№ п.п. Мероприятие Сроки Результаты Место проведения
1. Международная Биос – олимпиада 2011 Сентябрь 1 степень-2
2 степень – 2
3 степень – 1 С – Пб, Университет растительных полимеров
2. Областной конкурс «Юных исследователей окружающей среды» Ноябрь 1 место – 2
2 место – 3
3 место – 2 П. Разметелево,
ГБОУ ДОД
«Центр «Ладога»
3. Областной конкурс исследовательских работ в области биологии Ноябрь – декабрь 1 место – 1
2 место – 2 4. Областной фестиваль экспедиций Сентябрь – ноябрь 2 место 5 Областной этап конкурса «Подрост» Декабрь 1 место - 1 6. Районный конкурс «Наследие» Декабрь 3 – Победители Г. Луга,
7. Региональное соревнование «Шаг в будущее» Ноябрь Лауреат – 1
Дипломанты – 2 Г. Мурманск
8. Областной конкурс «Отечество» Декабрь 1 место – 1
3 место – 1 ГБОУ ДОД
«Центр «Ладога»
9. Областной конкурс ЭКОШКОЛ Декабрь 1 место в номинации «Лучшая экошкола»
3 место «Ученые будущего» Г. Пушкин,
Областной университет
10. Всероссийская научно – практическая конференция по химии Весенние каникулы 2 место – 2 С – Пб гос. университет(Петергоф)
11. Областной этап Всероссийской олимпиады по экологии Январь Призеры – 2 С-ПбЛОИРО
12. Всероссийский конкурс «Вода – источник жизни на Земле» Весенние каникулы Победители 3 С – Пб,
Географическое общество
13. Международный конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» Апрель 2 место – 2
3 место – 3 С – Пб,
Университет им. Герцена
14. Всероссийская олимпиада «Созвездие» Апрель Прошли заочный тур (на очный приехать не смогли) Г. Королев, Московская область
15. Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» (Север) Апрель 1 место – 1
2 место – 1 С – Пб
п. Лисий нос
16. Всероссийский этап «Отечество» Апрель Дипломант – 1
Участник – 1 Г. Москва
17. Всероссийский этап конкурса «Юных исследователей окружающей среды» Апрель 3 место – 1
Лауреат на «Премию по поддержке талантливой молодежи
Участник – 1 Г. Москва
ФЭБЦ
Рис.4.3.3.
Количество обучающихся – победителей и призеров
Международных и Всероссийских конкурсов по годам

С тех пор как начало работать школьное лесничество (2010 -2011 г) заметно увеличение количества победителей и призеров конкурсов разного уровня, в том числе и Всероссийского.
За время работы школьного лесничества было проведено много практических мероприятий по посадке деревьев, уборке мусора. В таблицах 4.3.4., 4.3.5. можно видеть результаты.
Таблица 4.3.2.
Основные виды практической деятельности членов школьного лесничества
Дата Породы посаженых деревьев Количество посаженых деревьев Количество
участников
школьников Место работы Примечание
04.05.2011 Сосны 120 шт11 Зеленое озеро 6 взрослых:
1 педагог; 2 родителей; 3 местных жителя
18.05.2011 Сосна, ель 570 шт 43 Школьный питомник 17 взрослых:
родители – 3; администрация – 2;
работники лесничества – 3; СМИ – 4;
местные жители - 5
14.09.2011 Сосна, ель 370 25 Школьный питомник 3 взрослых
07.05.
2012 Сосна, ель 120 шт30 Из школьного питомника - наТерриторию детского дома 5 взрослых:
работники лесничества-2
педагоги школы -2
зам. по ХЧ Толмачевского детского дома
12.05.2012 Ель 550 шт24 Школьный питомник 20 взрослых:
делегация администрации Лужского муниципального района во главе с первым заместителем главы администрации Лужского муниципального района Торжковым Олегом Петровичем и заместителем по социальным вопросам Андреевым Владимиром Борисовичем
педагога школы; 4 лесничих
представителя поселковой администрации
Ель 20 шт21 У памятника «Алея славы» у ДК п. Толмачево 17.05.2012 Ель 250 шт15 Школьный питомник 3 взрослых:
1 лесничий,
2 педагога
14.06.2012 Прополка 21 Школьный питомник 2 взрослых: 1 лесничий, 1 педагог
13.09.2012 Дубы 58 шт12 На территории поселения (недалеко от р. Луги) 3 взрослых:
2 лесничих;
1 педагог
22.09.2012 Сосны 15 шт3 Из школьного питомника к Зеленому озеру 2 взрослых:
родители
18.10.2012 Березы 20 шт25 У памятника «Алея славы» у ДК п. Толмачево взрослых: 2 педагога,
2 лесничих,
1 главный лесничий Лужского лесничества
Таблица 4.3.3.
Работы по уборке мусора (акции «Чистый лес», «Чистый пляж»)
Дата Место уборки Количество участников Примечание
07.05.2011 Пляж на оз Зеленом 20 школьников, 6 местных жителей, 1 педагог, 4 родителей Собрано 17 мешков мусора
14.09.2011 Участок леса, недалеко от Киевского шоссе 21 школьник, 2 лесника, 1 педагог Собрано 27 мешков мусора
05.05.2012 Пляж на оз Зеленом 16 школьников, 3 местных жителя, 1 педагог, 2 родителя Собрано 14 мешков мусора
14.09.2012 Пляж, участок леса у реки Луги, д. Жельцы19 школьников, 2 лесника Толмачевского лесничества, 1 –старший лесничий Лужского лесничества, 2 –частных предпринимателя,
1 –специалист Толмачевской администрации Собрано до 30 мешков мусора
Кроме посадки готовых саженцев, ребята выращивают саженцы самостоятельно в домашних питомниках. Например, весной 2012 года были собраны желуди и посажены в домашнем питомнике. За ними велись фенологические наблюдения и в сентябре их высадили на постоянное место. Таким образом, была заложена дубрава (Рис.4.3.4.,4.3.5.).
Сейчас мы выращиваем саженцы сосны сибирской, семена нам были предоставлены Лесотехнической академией.
В этом учебном году мы делаем упор на теоретические занятия со специалистами. Уже были проведены встречи с работниками Лужского лесничества, которые рассказывали о возобновлении лесов, о профилактике лесных пожаров. На занятия был приглашен специалист по пчеловедению (Рис.3.1), который поделился своими знаниями не только о разведении пчел, но и о том, как он выращивает саженцы деревьев. Например, он сам вырастил каштаны и предоставил нам их для посадки у воинского захоронения.
Очень интересные занятия проходили с лесопатологом. Оказывается, наши дубы очень страдают от различных вредителей.

Рис. 4.3.3. Саженцы дубков в домашнем питомнике Рис. 4.3.4. Закладка дубовой аллеи
Заключение
Школьное лесничество оживило учебно-воспитательный процесс и сделало жизнь школы более интересной и содержательной.
Школьное лесничество - такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых и учебных операций с пребыванием на воздухе в лесу.
Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному.
Детей нужно научить, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.
Поэтому мы обязаны мобилизовать весь наш потенциал на охрану всего лучшего, что было создано природой, поставить окружающую среду под защиту.
Человек не должен рубить сук, на котором сидит. Лес не должен превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань.
Очень важно, что занятия в школьном лесничестве формируют экологическую культуру школьников. Ведь экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.
К сожалению, экологии, как одному из равноправных основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов. Более того, даже частичная экологизация школьного образования, достигнутая в последние годы, сегодня все более нивелируется, так как наблюдается тенденция к дальнейшей технократизации школьных образовательных программ. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.
В условиях модернизации Российского образования школьные лесничества могут выступать в роли дополнительного образования, способствующего обучению, воспитанию и развитию выпускников, соответствующих требованиям ФГОС.
Благодаря работе школьного лесничества:
Повышается интерес к изучению школьных предметов естественно – научного цикла и мотивация обучающихся к выбору специальностей химико - биологического профиля.
Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях.
Реализуется творческий потенциал обучающихся.
Совершенствуется учебно – исследовательская деятельность.
Создаются условия для социальной адаптации школьников.
Развиваются различные компетентности обучающихся (личностные, метапредметные).
Мы выражаем благодарность за постоянную помощь в работе школьного лесничества и за его организацию:
Савкину В. М лесничему Толмачевского участкового лесничества;
Колерчаковской В. В., помощнику лесничего Толмачевского участкового лесничества;
Лащевой М. А., главному лесничему Лужского лесничества;
Полтэфу М. А. директору Лужского лесничества (филиала ЛОГКУ «Ленобллес»);
Ярковой Т. П. директору МОУ «Толмачевская средняя школа».
Благодаря их помощи:
мы получили участок для школьного питомника;
приобрели форму для членов школьного лесничества (рубашки, галстуки) и флаг;
нам подарили фотоаппарат и штатив к нему;
проводятся экологические праздники (с чаепитием);
приобретен стенд в кабинет «Школьное лесничество», на котором располагается основная информация о работе школьного лесничества.
Литература
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Программа развития движения школьных лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства. 2011 г.
Положение о школьном лесничестве МОУ «Толмачевская средняя школа.
Устав школьного лесничества МОУ «Толмачевская средняя школа.
Учебно – производственный план работы на учебный год МОУ «Толмачевская средняя школа.
ФГОС ООО. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897
Материалы с сайта «Федерального эколого – биологического центра» использовались для составления Положения и Устава школьного лесничества.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 2.4. Смета проекта на 3 года
Наименование 2012 2013 2014
Кол-во, штСтоимость, тыс.рубКол-во, штСтоимость, тыс.рубКол-во, штСтоимость,т.рубСтенды 2 10 2 12 2 13
Ноутбук «Apple» 1 40 1 50
Фотоаппарат зеркальный цифровой «CANON EOS» 1 36 МФУ «hp» 1 20 Научно – методическая литература 15 15 15
Инструменты для членов школьного лесничества
Лопаты
Тяпки
Грабли
Тачка
Молотки
Стремянка
Гвозди
Доски
Триммер
Ножовки
Рулетка
Топоры
Угольники
Карандаши
Шуроповерт
Шурупы
Фонари
Бензопила 10
10
10
2
1
5
1 3
2
2
6
15
5
30 10
1
15 кг
2 кбм5
5
5
5
20
1
2000 2
3
2
13
2
1,5
1,5
0,5
0,2
4
2 10
5
5
15 кг
2 кбм1
5
1
2000 4
1,5
1,5
2,5
15
18
2
5
2,5
Приборы, материалы и реактивы для исследовательской деятельности
-Полевая ранцевая лаборатория НКВ РРеактивы для тест комплектов
Расходные материалы:
- картриджи
- бумага 10
2
6 2
5
1 1
10
2
6 50
3
6
1,5 10
2
2 3,5
7
2
Участие во всероссийских конкурсах
«Созвездие», г.Королев
-Подрост
-Юных иссл.окр.среды, г. Москва
-Отечество, г. Москва 3 чел
2 чел
1 чел
2 чел 50
30
8
16 3 чел
2 чел
1 чел
2 чел 56
35
10
22 3 чел
2 чел
1 чел
2 чел 60
40
12
25
Приложение 2.5. План благоустройства парка п. Толмачево
на 2012/2013 учебный год
№ Мероприятие Сроки Ответственный
1 Ремонт и реставрация мостика через ручей Песий Июнь - июль Администрация Толмачевского городского поселения
2 Расчистка ручья ПейсегоИюль - август Администрация Толмачевского городского поселения,
Толмачевский детский дом
3 Очистка парка от поваленных деревьев Июль - декабрь Лужское участковое лесничество
4 Установка аншлага у входа в парк Август - сентябрь Администрация Толмачевского городского поселения,
МОУ «Толмачевская средняя школа»
5 Оценка экологического состояния парка Май - сентябрь МОУ «Толмачевская средняя школа»
6 Оценка патологий деревьев парка Июнь - сентябрь Лужское участковое лесничество
Приложение 3.1. Различные направления работы школьного лесничества

Рис. 3.1. Занятия со специалистами


Рис. 3.2. Практические занятия по посадке саженцев

Рис. 3.3. Природоохранные акции «Чистый лес»


Рис.3.4. Исследовательская деятельность

Рис. 3.5. Участие в конкурсах

Рис. 3.6. Рисунки детей о лесе

Рис. 3.7. День Лесника Рис. 3.8. Конкурс поделок

Рис. 3.9. акция «Птичья столовая» Рис. 3.10. «Уютный домик для скворца»


Приложение 3.4.
Грамоты и благодарности за победы обучающихся и активное участие в акции «Больше кислорода»