Общеразвивающая программа дополнительного образования Школьное лесничество


Пояснительная записка.
Лес – ценное богатство нашей страны. Где бы не росли леса, всюду они приносят неоценимые услуги человеку, являясь источником разнообразных материальных благ, эстетического наслаждения, радости, вдохновения и здоровья.
Гимн лесу
Лес является единственным открытым,
Для всех источником благодеяний,
Куда по доброте или коварству природа
Не повесила пудового замка.
Она как бы вверяет это сокровище
Благоразумию человека, что бы он
Осуществлял здесь тот порядок, который
Сама она осуществить не может.
Программа дополнительного образования кружка «Школьное лесничество» имеет эколого-биологическую и естественнонаучную направленность.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок.
Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой. Вместе тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения - это Растения лесов. Вместе с тем это превосходный материал, который можно превосходно использовать и для образования и для воспитания детей. И что особенно важно круглый год!
В работе, которой не является обязательной для всех учащихся, участвуют в основном школьники, проявляющие интерес к биологии. Внеклассная работа при изучении лесов и все, что с ними связано, вызывает интерес у многих школьников и помогает им и учителю решать важные учебно-воспитательные задачи, учитывая интересы, учащийся углубляет и расширяет их биологические знания
Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.
Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадка и размножение, сбор семян и выращивание саженцев. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.
Растения лесов являются жемчужиной всего живого мира, которые человек хочет сохранить в первозданном состоянии.
Если школьники начинают увлекаться ими, то у них обязательно появится стремление узнать о них как можно больше:
Как растут?
Где используются человеком? Какие условия нужно создать для их лучшего произрастания?
Роль учителя поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответ на интересующий его вопрос. Это будет способствовать формированию у школьника потребности к приобретению новых знаний и способности их получения путем самообразования. Интерес к растительности леса, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразие живой природы, желание стать ее другом.
Любовь к Родине, родному краю не приходит сама по себе. Она развивается в процессе всей учебно – воспитательной работы с детьми. Чем больше полезного сделают школьники своими руками, тем более бережно они будут относиться ко всему созданному трудом окружающих их людей. Это формирует экологическую сознательность у учащихся.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, построение диаграмм, участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах, съездах, муниципального, регионального, федерального уровней).
Актуальность программы в том, что:
1.Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59).
2.Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности.
Педагогическая целесообразность реализация программы «Школьное лесничество» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы. В реализации программы используется большое количество наглядности, а также запланированы экскурсии, что позволит приобщить школьников к полезному труду в рамках природоохранной деятельности учащихся. Сформировать практические умения, приобрести теоретические знания всё это является хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.
Цель программы:
  Освоение учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента по лесоведению, формирование и развитие системы умений по организации и проведению частных и комплексных исследований.
 Задачи:
Образовательные:
Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.
Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе.
Развивающие:
Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.
Формирование профессиональной ориентации школьников.
Характеристика программы
Программа рассчитана на реализацию во внеклассной и внешкольной работе, включающей в себя учебно-производственный план, в который входят организационно-технические мероприятия, образовательная и опытническая работа, производственная деятельность на основе совместной коллективной деятельности Комитета лесного хозяйства Курской области, школы и лесничества Щигровского района. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность в течение учебного года (по возможности учащихся).
Осуществляется работа по направлениям:
Природоохранная деятельность:
Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
Проведение природоохранных рейдов, опросов населения.
Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов.
Лесохозяйственная деятельность:
Прополка посевов.
Уход за лесными культурами.
Сбор лесных семян.
Сбор лекарственного сырья.
Изготовление кормушек, скворечников.
Работа в школьном дендрарии.
Эколого-просветительская деятельность:
Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций и т.д.).
Проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства.
Учебно-исследовательская деятельность:
Теоретические занятия.
Проведение опытов.
Проведение исследовательских работ.
Экологических проектов
Организационная деятельность:
Составление плана работы школьного лесничества на следующий учебный год.
Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Участие в областных, региональных, федеральных мероприятиях разного уровня. Программа рассчитана на 1 года обучения - 68 часа, из них 47 часов – практические занятия, 21 часов – теоретические занятия.
Структура управления школьного лесничестваЩигровское лесное хозяйство Курской области

МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»


Совет школьного лесничества


Главный лесничий школьного лесничества


Помощник



Сектор борьбы с браконьерством
Лесной сектор

Сектор экологического просвещения

Биологический центр


Малая академия
экологический театр

Принципы, методы, формы обучения.
Программа состоит из следующих дидактических принципов обучения:
принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха», развивающее общение);
принцип доступности и последовательности – простота изложения и понимания материала, построения учебного процесса от простого к сложному;
принцип природосообразности: учёт возрастных особенностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип индивидуализации и дифференцированности – максимальный учёт возможностей каждого воспитанника;
принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих способностей обучающихся;
принцип научности: учебный курс должен основываться на современных научных достижениях;
принцип наглядности: предполагает использование широкого круга наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;
принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми; возможность использования полученных знаний на практике;
принцип системности и преемственности в обучении;
принцип сознательности и активности обучения;
принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых;
принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями деятельности.
Для организации учебного процесса используются такие методы как:
Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):
Информационно-рецептивные.
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные методы.
Частично-поисковые.
Проблемные.
Исследовательские методы.
Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий:
Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.).Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации и т.д.).Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции.
Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания.
Формы организации образовательного процесса
Занятия в объединении проводятся в форме:
- традиционные занятия; - практические занятия; - мероприятия (выставки, семинары, форумы, защита проектов, круглые столы, экскурсии, встречи с интересными людьми, акции, и др Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Используемые современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Технология развития критического мышления (ТРКМ).
Проектная деятельность.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Коллективные творческие дела (КТД).
Технология проблемного обучения.
Обучение в сотрудничестве.
Технология уровневой дифференциации.
Групповые технологии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом работы учащихся в кружке «Школьное лесничество» является расширение интеллектуального кругозора школьников, участие в природоохранных акциях, участие в конкурсах.
В процессе занятий по программе кружка «Школьное лесничество» обучающиеся должны:
Знать:
Особенности экосистемы Курской области, Щигровского района; основных представителей растительного и животного мира, преобладающие виды древесных растений, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека.
Редкие, реликтовые растения и животные Курской области Щигровского района, основные законы по охране природы.
Болезни леса.
особо охраняемые территории (ЦЧГБ заповедник им. профессора В.В. Алехина, памятники природы) Курской области.
Основные направления мероприятий по охране леса.
Биологические способы защиты леса. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;
Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

Уметь:
Различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине.
Сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;
Оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, города.
Виды пожаров, определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его применения при тушении пожаров.
Давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислить мероприятия по предупреждению лесных пожаров.
биологические способы защиты леса. Распределить птиц по ярусам дерева. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;
Проводить инвентаризацию предложенного посадочного материала в посевном и школьном отделе питомника.
Определять вид лесообразующих пород Курской области по семенам.
Определять вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке;
Выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.
В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).
Результатом работы в школьном лесничестве является:
Участие в региональных, федеральных конкурсах
Участие в региональном слёте школьных лесничеств Курской области;
Участие в акциях.
Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства Щигровского района, участие в мероприятиях Департамента лесного хозяйства Курской области.
Формы подведения итогов реализации программы кружка «Школьное лесничество»
Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Учитель ведёт учёт всех достижений кружковцев, фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат благодарности, диплом, грамоты, ценные подарки.
Учебно – тематический план
№ п /пНаименование разделов и тем Кол – во часов Из них
Теория Практика
I. Введение 2 2 II. Охрана природы. 4 2 2
III. Основы лесоведения. 5 1 4
IV. Многообразие живых организмов. 5 1 4
V. Среды жизни в биосфере и экологические факторы. 6 4 2
VI. Основы ботаники. 7 2 5
VII. Лесовосстановление и лесоразведение. 21 1 20
VIII. Охрана и защита леса. 14 5 9
IX. Значение леса. 3 2 1
Итого68 21 47
Содержание программы
(68 часов)
Тема 1. Введение (2 часа).
Цели и задачи. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве. Плана работы школьного лесничества на новый учебный год. Входящие тестирование.
История школьного лесничества.
Тема 2. Охрана природы (4 часа).
Предмет и задачи экологии. Природоохранная деятельность направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Просвещение местного населения.
Экскурсия: ЦЧ ГБ заповедник им. Профессора В.В.Алёхина.
Тема 3. Основы лесоведения (5часов).
Общие понятия о природе леса, древостое. Составные растительные элементы леса. Признаки леса. Понятие о росте и развитии лесных пород.
Экскурсия: Основные древесные породы лесов Курской области, Щигровского района.
Практическая работа №1: « Определение древесных пород по листьям, хвои, шишкам, семенам и по каре с помощью определителя и коллекций». (экскурсия).
Тема 4. Многообразие живых организмов (5часов).
Лесные звери и птицы. Охрана Животного мира и среда его обитания. Влияние лесных зверей на лесную растительность (косуля, лось, бобр, виды птиц и др.).
Практическая работа №2: « Зимний учёт животных».
Практическая работа №3: «Организация орнитологических наблюдений».
Тема №5. Среды жизни в биосфере и экологические факторы (6часов).
Свет и его роль в живой природе. Вода и её роль в живой природе. Температура и её роль в живой природе. Почва и её значение в природе.
Практическая работа №4: « Изучение типов лесных почв».
Тема 6. Основы ботаники (7часов).
Ботаника – наука о растениях. Жизненные формы растений. Вегетативные и репродуктивные органы растений. Основные травянистые виды растений. Лекарственные растения. Основы дендрологии. Основные хвойные породы, сведения о них. Основные лиственные породы, сведения о них.
Практическая работа №5: « Геоботаническое описание леса».
Экскурсия в школьный дендрарий.
Работа в школьный дендрарий.
Тема 7. Лесовосстановление и лесоразведение (21час).
Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Выращивание посадочного материала в питомнике. Способы лесовосстановления. Искусственное лесовосстановление. Применение удобрений. Обработка почвы.
Практическая работа №6: «Сбор семян».
Практическая работа №7: «Посев и посадка леса».
Тема 8. Охрана и защита леса (14часов).
Виды лесонарушений и ответственность за них. Лесные пожары: виды, причин, способы тушения. Мероприятия по разъяснительной и пропагандисткой работе в целях профилактике лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах. Тактика тушения пожаров. Вредители лесных культур и борьба с ними. Мероприятия природоохранного характера: Международный день леса, День птиц. Охраняемые растения Курской области, Щигровского района. Памятники природы.
Практическое занятие №8: «Изучение местных болезней древесных пород».
Практическое занятие №9: «Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса, знакомство с типом и характером повреждений местных древесных пород».
Практическая работа №10: « Зимняя подкорка животных»
Практическая работа №11: « Изготовление и развешивание кормушек ».
Практическая работа №12: «Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок».
Тема 9. Значение леса (4часа).
Значение леса в природе, человеческом обществе. Лесной фонд мира, России, Курской области, Щигровского района. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человека.
Экскурсия в лесное хозяйство Щиговсого лесничества.
Календарно – тематическое планирование.
№п/пТема учебного занятия Кол –во часов Теоретические занятия Практические занятия Дата
План Факт
I. Введение 2 1 Положение о школьном лесничестве, выборы лесничего и актив.
Цели и задачи работы лесничества. Требования. Инструктаж по ТБ при выполнении любых работ в лесу. 1
2 Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности.
Обсуждение плана работы школьного лесничества на новый учебный год.
Входящие тестирование.
История школьного лесничества. 1
II. Охрана природы. 4 3 Предмет и задачи экологии. 1 4 Природоохранная деятельность (беседа, презентация, конференция и др.) 1 5 - 6 ЦЧ ГБ заповедник им. Профессора В.В.Алёхина - (экскурсия). 2 III. Основы лесоведения. 5 7 Общие понятия о природе леса, древостое. 1 8 - 9 Основные древесные породы лесов Курской области, Щигровского района (экскурсия). 2 10 -- 11 Практическая работа №1: « Определение древесных пород по листьям, хвои, шишкам, семенам и по каре с помощью определителя и коллекций». (экскурсия). 2 12 Рубки и уход за лесом. 1 IV. Многообразие живых организмов. 5 13 Лесные звери и птицы. Охрана Животного мира. 1 14 - 15 Практическая работа №2: « Зимний учёт животных». 2 16 - 17 Практическая работа №3: « Организация орнитологических наблюдений». 2 V. Среды жизни в биосфере и экологические факторы. 6 18 Свет и его роль в живой природе. 1 19 Вода и её роль в живой природе. 1 20 Температура и её роль в живой природе. 1 21 Почва и её значение в природе. 1 22- 23 Практическая работа №4: « Изучение типов лесных почв». 2 VI. Основы ботаники. 7 24 Ботаника – наука о растениях. 1 25 Практическая работа №5: « Геоботаническое описание леса». 1 26 Основы дендрологии. 1 27 - 28 Экскурсия в школьный дендрарий. 2 29 - 30 Работа в школьном дендрарии. 2 VII. Лесовосстановление и лесоразведение. 21 31 Семенное и вегетативное размножение. Прививки. 1 32- 35 Выращивание посадочного материала в питомнике. 4 36 - 43 Практическая работа №6: «Сбор семян». 8 44 - 51 Практическая работа №7: «Посев и посадка леса». 8 VIII. Охрана и защита леса. 14 52 Виды лесонарушений и ответственность за них. 1 53 Лесные пожары: виды, причин, способы тушения. 1 54 Мероприятия по разъяснительной и пропагандисткой работе в целях профилактике лесных пожаров. 1 55 Практическое занятие №8: «Изучение местных болезней древесных пород». 1 56 Практическое занятие №9: «Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса, знакомство с типом и характером повреждений местных древесных пород». 1 57 - 58 Практическая работа №10: « Зимняя подкорка животных» 2 59 - 60 Практическая работа №11: « Изготовление и развешивание кормушек ». 2 61 -62 Практическая работа №12: «Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок». 2 63 Международный день леса. 1 64 День птиц. 1 65 Охраняемые растения Курской области, Щигровского района. Памятники природы. 1 IX. Значение леса. 3 66 Значение леса в природе, человеческом обществе. 1 67 Лесной фонд мира, России, Курской области, Щигровского района. 1 68 Экскурсия в лесное хозяйство Щиговсого леснтчества. 1 Итого 68 21 47 Материально-техническое обеспечение
Большая часть теоретических занятий будет проводиться в кабинете биологии МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области». Экскурсии проводятся в лесах Курской области. Практическая часть – в здании Щигровского лесхоза Курской области. Запланированые занятие в школьной библиотеке, КГУ, в Комитете лесного хозяйства Курской области.
- компьютерная техника;
- оргтехника;
- канцелярские принадлежности и материалы;
- литература и методические пособия;
- медиатека;
- наглядные пособия;
- образцы и коллекции;
-документы и регламентирующие материалы;
- картографические и другие материалы;
- закрепленный лесной участок;
- школьный лесной питомник;
- инструменты и оборудование для ведения лесохозяйственных работ;
- таксационные измерительные инструменты и приборы;
- лесохозяйственная техника;
- автотранспорт.


Список литературы
1.Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.
2.Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 1988.
3.Соколова, Э.С. Указания по диагностике болезней хвойных пород в питомниках и молодняках / Э.С.Соколова, Н.М.Ведерников. – М.: Министерство лесного хозяйства РСФСР, 1988.
4.Экологическое образование и воспитание школьников: методические рекомендации. – Тула, 1990.
5. Страунинг, А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии / А.М. Страунинг, А.И. Никашин. – Ростов-на-Дону, 1992
6.Рубцова, З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися / З.И. Рубцова. – М.: ЦДЮТур, 1998.
7.Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999.
8.Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999.
9.Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
10.Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 2000.
11. Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник Сост. А.Г. Муравьев, Б.В. Смолев, А.А. Лавриненко, Д.В. Кудряшов. / под ред. кандидата химических наук А.Г. Муравьева. –2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+. 2001.
12.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 336с.
13.Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2002.
14. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
15.Руководство по учету и оценке второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования. – М.: ВНИИИЛМ, Минприроды РФ, 2003.
16.Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах: методическое пособие / под ред. А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2004.
17.Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики. / Н.Е. Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 2004.
18.Филенко, А.И. Организация работы в школьных лесничествах: методическое пособие/ А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2005.
19. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: практическое пособие / под ред. Е.П. Кузьмичева. – М.: Весь Мир, 2006. – 128 с.
20. Т.Б. Гребенук, Н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова Диагностика экологической воспитанности школьников − СПб, 2009.