Доклад на тему личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования


ТЕМА: «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. В настоящее время образование переживает процесс модернизации - коренных изменений в системе сложившихся экономических и общественных отношений.
Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является фигура педагога. Концепция модернизации российского образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры играют ключевую роль в модернизации образования [10]. Соответственно, выдвигаются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию.
Таким образом, в настоящее время значительно возрастают требования к профессионализму и личности педагога, к развитию его потенциала как непременному условию модернизации образования.
Для эффективности реализации задач модернизации образования необходима поддержка личностно-профессионального развития педагога посредством помощи в разрешении данных противоречий.
Личностно-профессиональное развитие трактуют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности [5]. Проблема личностно-профессионального развития активно разрабатывается в рамках акмеологического подхода, в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, а его суть заключается в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности [6], что, на наш взгляд, совпадает с требованиями к педагогу в условиях модернизации образования.Личностно-профессиональное развитие педагога в существенной мере обеспечивается инициативой как новым авторским действием субъекта профессиональной деятельности, как способом осуществления саморазвития [7-10]. С одной стороны, подлинное развитие профессионализма немыслимо вне личностного развития; с другой стороны, отмечается устойчивая связь между личностным и профессиональным развитием: как особенности личности оказывают влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, так и саморазвитие личности совершается под влиянием специфики профессиональной деятельности педагога.
Личностное и профессиональное развитие педагога неразрывно связано, представляет собой взаимообусловленный процесс при доминирующей роли личностного развития. При этом акмеологическая конкретизация принципа развития, как отмечает А.А. Деркач, предполагает опору на следующие положения: [5]
- понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню;
- признание субъективного характера развития;
- осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;
- принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;
- развитие рассматривается как динамика жизненного пути и деятельности в жизненном пути и профессии;
- акмеология учитывает состояние потенциального и актуального в развитии личности - нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;
- акмеология не сопоставляет последовательно стадии, а влияет на личную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой [5].
В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма, который в рамках акмеологического подхода рассматривается как единство профессионализма деятельности и профессионализма личности [1]. Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической деятельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореализации личности обучающихся.
В качестве закономерностей и особенностей развития личности педагога с позиций акмеологического подхода выделяют способность к самореализации, самосовершенствованию, к высвобождению внутренних ресурсов и осознанному преодолению трудностей (внешних и внутренних); возможность быть субъектом своего собственного развития. Так, ведущей детерминантой личностного развития является творческая самодеятельность и самостоятельность личности, а основной мотив самодеятельности С.Л. Рубинштейн видит в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации личности.
Преодоление трудностей, с точки зрения Л.М. Митиной [8], - еще одно условие личностного развития, т.к. их преодоление дает возможность педагогу проверить свои силы, поверить в свои потенциальные возможности.
Л.И. Анцыферова связывает личностное развитие с возможностью педагога быть субъектом своего собственного развития, замечая, что развитие личности - «...это не то, что с личностью «случается»; личность постоянно находится в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» [1].В исследованиях последних лет, отмечается, что не менее важным для прогрессивного личностно-профессионального развития является наличие акмеологической позиции [2], проявляющейся в субъектности педагога (его личностной активности), адаптивности (умения использовать условия окружающей действительности для личностного развития), стремлении реализовать свой потенциал в социуме, самореализации, а также готовность личности к дальнейшему совершенствованию собственной профессиональной деятельности через управление ею, и как следствие - ориентация этой деятельности на высокие достижения. Все это является определяющими условиями и показателями личностного, а значит, и профессионального развития педагога.В основе профессионального развития педагога, движения к профессиональному мастерству, лежит активная субъектная позиция. При развитии профессионала как субъекта деятельности выделяются такие тенденции, как субъектность, квалификация специалиста, его личностная зрелость [4]. Педагог проходит стадии развития профессионализма через обострение и разрешение внутренних противоречий, этапы и уровни профессионального развития (самоопределения, адаптации, самовыражения, самореализации). На развитие профессионализма влияют внешние и внутренние условия (способности и задатки самого педагога, особенности среды - культурной, семейной, профессиональной, особенности самосознания и рефлексивной компетентности); при этом возможны прогрессивные и регрессивные векторы развития педагога, наличие профессиональных деструкций.
В последнее время личностно ориентированный подход занимает приоритетное место в профессиональном образовании. Многие преподаватели и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогическом процессе.
Под личностно ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую, опираясь на систему взаимосвязанных понятий и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его неповторимой индивидуальности.
Образовательные программы развития профессиональной компетентности педагогов носят личностно-развивающий характер и направлены на: [4]
- расширение знаний, умений, навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологией;
- создание адекватного образа «Я - педагог»;
- повышение уверенности педагогов в своих возможностях;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, способности осуществлять внутренний контроль в эмоционально-значимых ситуациях;
- овладение навыками самодиагностики и умением определять эмоционально-ценностное отношение к педагогической профессии;
- овладение навыками коммуникативной культуры и психопедагогической техникой.
- развитие умения жить и ориентироваться в меняющемся социуме;
- повышение психологической устойчивости в восприятии и оценке личных и социальных проблем.
Литература
Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. С. 63-64.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. 145 с.
Власова Т.А. Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности [Электронный ресурс] Сборник научных материалов научно - практической конференции «VI Знаменские чтения». - Ч. 1. - Сургут, 2007.//www.Planetadissertachi.r
Гузь В.В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 20 с.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. - М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.
Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб.: Питер, 2012.
Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения //Вестник образования России. - 2005. № 7-8. С. 35-58.
Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы //Акмеология. - 2008. - № 1. С. 22-32.
Петренко А.А. Концепция модернизации образования. – М., 2010.