ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «ЛЕСОВИЧОК» в условиях модернизации образования


МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»
Курская область, Советский район, п. Кшенский, ул. Свердлова, д. 37
ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО
«ЛЕСОВИЧОК»
в условиях модернизации
образования
Выполнила: 
Субботина Ольга Витальевна
Учитель биологии и географии
МКОУ «Советская средняя
общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза
Ивана Дмитриевича Занина»
,
п. Кшенский 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта…………………………………………………………..
Глава I. Актуальность и важность проблемы…………………………...
Глава II. Программа действий ……………………………………………
Глава III. Практические результаты …………………………………….
Глава IV. Сбор и анализ информации по избранной проблеме ………
Заключение ……………………..………………………………………...
Литература………………………………………………………………..

Паспорт проекта
Название организации: МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина».
Название проекта: «Школьное лесничество «Лесовичок» в условиях модернизации образования».
Адрес юридический, фактический: 306600, Курская область, Советский район, п. Кшенский , ул. Свердлова, д.37
4. Команда проекта:
Субботина Ольга Витальевна, учитель биологии и географии, руководитель школьного лесничества (автор проекта).
– лесничий ОГУ «Советского лесничества»;
- Садовников Кирилл обучающийся 11 класса лесник школьного лесничества;
5. Участники проекта: обучающиеся 6 – 11 классов.
6. Краткое описание проекта:
Создание на базе школьного лесничества модели внеурочной деятельности школьников как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.
7. Сроки:
Продолжительность проекта 3 года 6 месяцев.
Начало проекта: октябрь 2013 года.
Окончание проекта: июнь 2016 года.

Глава I. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Лес – «зелёное золото» Это богатство страны!
В течение многих лет велась экологическая деятельность со школьниками на территории Советского района. Наша школа не оставалась в стороне. Мы занимались научно – исследовательской и природоохранной деятельностью; участвовали в муниципальных, региональных, всероссийских и международных акциях и конкурсах. Несколько лет мы были активными членами региональной эколого – образовательной акции «Малым рекам Курской области - жить!», исследовали водные объекты.
Красива природа Курской области с обширными лесами, живописными озёрами, реками, разнообразными животными, птицами и растениями.
На первый взгляд кажется, что всё нипочём деревьям-великанам, раскинувшим свои могучие кроны над землёй. А на поверку оказывается, что лес слабее и беззащитнее многих крохотных существ, обитающих в нём. Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения и, в отличие от животных, не может покинуть его, если даже там создадутся условия, совсем непригодные для жизни. Нередко под воздействием необдуманной хозяйственной деятельности человека леса оказываются на грани гибели. Ведь лесу, как и всему живому, необходим воздух, питательные вещества, он не терпит чрезмерных физических вмешательств в его жизнь. Для того чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему все эти потребности.
По своим природным богатствам и красоте Советский район может считаться жемчужиной области. Особенно живописны его ландшафты: то низменные, то холмистые, с сосновыми и лиственными лесами, извилистыми руслами рек, обилием лугов и полей. Уникален и местный климат. Советский район располагается на востоке Курской области.
Большую научную и природоохранную ценность имеют ландшафты правого берега реки Кшень, где на пойме и склонах долины произрастают наиболее ценные растительные сообщества широколиственных пород: дубы, вязы, липы. В районе представлены все типы сосновых лесов Северо-Запада, в том числе знаменитые «Дубки», известные только в данном районе Курской области. В районе деревни Александровка (возле п. Кшенский) произрастают ценные в ботаническом отношении породы хвойных и лиственных деревьев. На берегах рек естественные леса сменяются старинными усадебными парками и садами.
Живя в таком уникальном месте, мы не может оставаться в стороне от проблем связанных с охраной природы.
В 2010 году наша школа приняла участие в образовании питомника на территории Советского лесничества, мы посадили более 500 саженцев сосны и ели. Школьников заинтересовала эта работа. Так и возникла идея создания школьного лесничества.
Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. У дружбы с природой много разных путей. И один из этих путей – школьные лесничества [2].
Советское школьное лесничество «Лесовичок» было официально создано в сентябре 2011 года.
1.1.Актуальность создания школьного лесничества
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является сохранение и возобновление лесов. Школьники могут внести свой вклад в решение этой проблемы, благодаря работе школьного лесничества.
Но есть и другая сторона вопроса об актуальности создания школьных лесничеств – это возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, способных быстро ориентироваться в окружающейдействительности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовых к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией[1].В новых социально–экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической деятельностью и научно-исследовательской работой, получая глубокие знания о лесе[2].
Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”,законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечениесамоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”[1].
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития школьников. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
В условиях введения ФГОС становится актуальным развитие различных компетенций обучающихся: предметных, личностных, метапредметных. Развить эти компетенции не возможно только на уроках. Необходима внеурочная деятельность.
В Законе РФ “Об образовании” предлагается портрет выпускника основной школы: любящий свой край и своё Отечество; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющий правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы[6]. Именно все эти качества могут развиться у обучающихся занимаясь в школьном лесничестве.
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Поэтому развитие работы школьных лесничеств очень актуально в условиях введения ФГОС.
В 2012 г наша школа ввела в пилотном режиме ФГОС ООО. С 2013 года школьники выбирают химико – биологический профиль, который действует в нашей школе и нам хотелось бы сохранить его.
Благодаря работе школьного лесничества удается решать комплексные и разноуровневые задачи и с поэтапной допрофессиональной подготовкой. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Поэтому мы считаем, что создание школьных лесничеств очень актуально на данном этапе развития Российского образования.
1.2. Новизна
Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать.
В нашем районе Советское школьное лесничество единственное и работает по пяти направлениям. Кроме лесохозяйственного и природоохранного, у нас успешно развиваются эколого – просветительское, творческое и научно – исследовательское направление.
Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств.
Созданное школьное лесничество позволяет нам комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения естественно – научным предметам. Это значительно улучшает отношение к введенному в школе профилю.
Работа в школьном лесничестве заставляет наших школьников раньше задуматься о выборе будущей профессии.
Мы проводим профориентацию: знакомим ребят с профессионалами лесного хозяйства, они рассказывают о специфике своей работы. При посещении Советского социально-аграрного техникума школьники узнают, где и какую специальность можно получить.
Узнав о продуктивной работе Советского лесничества, некоторые школы нашего района пытаются создать свои лесничества, но пока это ни у кого не получается. Именно в нашем районе и школе есть все условия для эффективной работы школьного лесничества.
1.3. Социальная значимость проекта.
Общественное древонасаждение в России развивалось и вдохновлялось великими лесоводами. Они считали необходимым привлекать к охране и восстановлению лесов любителей. Ведь любитель - от слова "любить". Деревья очень отзывчивы к теплу человеческой души. А искренняя любовь к ним и энтузиазм в сочетании со знаниями могут дать потрясающие результаты - великий лесовод фон Граф смог вырастить лес даже в голой голодной безводной степи![7]
Но ведь сажать лес хотят не только лесники. Да и знать каждое свое деревце "в лицо", ухаживать за ним вручную под силу как раз именно любителям.
Возобновление лесов и благоустройство территорий играют важную роль в жизни жителей нашего района, следовательно, выбранная проблема обладает большой социальной значимостью.
Кроме того, привлечением школьников на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости школьников в летний период.
1.4. Юридическая правомерность действий.
Все наши действия по созданию и реализации нашего проекта являются абсолютно правомерными. Мы не нарушаем государственных законов и прав окружающих. Для того чтобы быть уверенными в своих действиях по решению экологических проблем на территории выбранных природных объектов, мы ознакомились с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г.). Кроме того, все наши работы проводятся с согласия администрации Советского района.

Глава II. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
2.1. Общие сведения о проекте.
Участники проекта: обучающиеся 6 – 11 классов
Статус проекта – образовательный
Тип проекта – социально - экологический.
Партнеры:
Советское лесничество.
Разноуровневость взаимодействия с властными структурами:
Администрация Советского района;
Совет депутатов Советского района;
Депутаты законодательного собрания Курской области и др.
2.2.Ожидаемый результат.
Разработанная на базе школьного лесничества модель расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Развивая дополнительное образование в рамках школьного лесничества, школа станет по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.
2.3. Реалистичность, экономичность проекта.
Наш проект очень реалистичен и экономичен. Проведение акций и экологических десантов, субботников не требует практически никаких финансовых затрат. Покупка различного оборудования (перчатки, лопаты, мешки, грабли и т.д.) не всегда необходимо, так как его можно использовать не один раз. Как правило, нам предоставляет данные материалы администрация посёлка.
Для посадки лесничество предоставляет саженцы бесплатно.
Поэтому мы составили смету расходов на три года (приложение 2.4).
Проект не направлен на решение проблем мирового масштаба. Мы выбрали именно те проблемы, которые затрагивают ниши интересы, жителей нашего родного посёлка, нашего родного края. Для того чтобы полностью реализоватьнаш проект требуется только заинтересованность в нём школьников, терпение, некоторые знания и трудолюбие, желание сделать свой край и посёлок лучше.
2.4.Перспективность.
Проект очень перспективен, т.к. на территории посёлка Кшенский и его окрестностей есть много природных объектов, которые нуждаются в исследовании и восстановлении, коме того, уже выбранные природные объекты можно улучшать постоянно. Поэтому, мы не хотим останавливаться на достигнутом.
Перспективы проекта:
Создать и осуществить программу озеленения поселка совместно с лесничеством и специалистами администрации.
Принять участие в проекте благоустройства воинских захоронений к 75 - летию Победы в ВОВ.
Организовать трудовую практику старшеклассников совместно с лесничеством.
Продолжать заниматься исследовательской, эколого – просветительской, творческой и природоохранной деятельностью.
Продолжать благоустраивать парк.

Глава III. Практические результаты
3.1.Этапы проекта:
Подготовительный (октябрь 2013 г – март 2014 г)
Создание команды по разработке и реализации проекта.
Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.
Утверждение плана работы по проекту.
Выбор руководителей проекта.
Подбор детей в школьное лесничество по рекомендациям классных руководителей 5 класса, классных руководителей 6-11 классов, по желанию родителей, по желанию самого ребенка.
Разработка Устава, Положения школьного лесничества.
Разработка положения о портфолио лесника.
Расчет сметы для работы лесничества на 3 года.

Практический (апрель 2015 г - май 2016г):
Составление и утверждение учебно – производственного плана (ежегодно до 1 сентября).
Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, флага, галстуков и др. атрибутики (в течение 2014 года).
Совершенствование материально – технической базы школьного кабинета для работы школьного лесничества (в течение 2014-2016гг).
Разработка и утверждение рабочей учебной программы по технологии «Школьное лесничество» (август 2014 г).
Практическая деятельность лесников на базе Советского лесничества (в течение всего проекта).
Научно – исследовательская работа (в течение всего проекта).
Эколого – просветительская деятельность (в течение всего проекта).
Культурно – массовые мероприятия (в течение всего проекта).

Аналитический (июнь - сентябрь 2016):
Проведение мониторинга работы.
Результаты предпрофильной подготовки.
Определение эффективности научно – исследовательской деятельности.
Профессиональная ориентация лесотехнического направления.
3.2. Деятельность школьного лесничества «Лесовичок»
Работа школьного лесничества состоит из различных модулей:
1 модуль: образовательная программа по технологии «Школьное лесничество» для обучающихся 6 – 7 классов.
Области применения программы: программа рассчитана на реализацию в основной образовательной программе, а также во внеклассной и внешкольной работе учебно-производственного плана, включающего в себя организационно-технические мероприятия, образовательную и опытническую работу, производственную деятельность на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.
2 модуль: теоретические занятия с членами школьного лесничества по договоренности со специалистами.
3 модуль: практические занятия. С весны до осени ребята занимаются посадкой саженцев и уходом за ними.
4 модуль: природоохранные мероприятия .Акция «Чистый лес»: уборка несанкционированных свалок в лесной зоне;
Акция «Чистый пляж»: уборка мусора на пляже реки Кшень, в районе п. Кшенский;
Акция «Аллея славы»: посадка деревьев у братских захоронений;
Акция «Птичья столовая»: изготовление и развешивание кормушек;
Акция «Уютный домик для скворца»: изготовление и развешивание скворечников, проведение праздника «День птиц».
5 модуль: научно – исследовательская деятельность и проектная деятельность:
Исследование водных объектов;
Геоботаническая характеристика наземных экосистем;
Возобновление лесов.
Проекты: «Уютный домик для скворца», «Зимующие птицы», «Первоцветы», «Вода источник жизни на Земле», «Удивительное рядом», «Питьевая вода», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Газированные напитки. Вред или польза?» и др.
6 модуль: участие в научно – практических конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Конкурс «Юных исследователей окружающей среды»;
Конкурс исследовательских работ в области биологии;
Конкурс краеведческих исследовательских работ обучающихся «Отечество»;
Конкурс «Подрост»;
Международный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»;
Научно – практическая конференция по биологии;
Все этапы всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии.
7 модуль: проведение творческих мероприятий и конкурсов:
Конкурс рисунков о лесе;
Конкурс фотографий «Лес чудес»;
Конкурс поделок;
Конкурс рисунков посвященных году окружающей среды;
Экологические праздники: День Земли, День птиц, Марш парков, День лесника и др..
8 модуль:  эколого – просветительская работа:
Выступление с результатами исследовательской работы перед родителями, школьниками, общественностью;
Публикация статей в школьной газете и в районных и областных изданиях;
Публикации на сайтах итогов работы школьного лесничества (сайты: школьный, администрации Советского района, ИМЦ Советского муниципального р-на, администрации Советского муниципального р-на, и др).

Глава IV. СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ПО ИЗБРАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
4.1. Характеристика условий, в которых создавалось школьное лесничество.
МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина» находиться в 120 км от г. Курска (обл. центр). Наша школа расположена на территории поселка городского типа. Однако она обслуживает микрорайон в радиусе 20 км, 11 населенных пунктов. На территории поселка работают предприятия: сахарный завод, ХПП и другие небольшие организации. В поселке функционирует поселковая библиотека, Дом культуры, школа искусств. Большая часть семей – рабочие и служащие, предприниматели. 21,6% детей – из крестьянских семей.
Третий год в школе существует химико – биологический профиль.
Работа школьного лесничества очень хорошо вписывается в предпрофильную и профильную подготовку обучающихся и ориентирует на выбор данного профиля.
В школе есть все необходимые ресурсы для такой деятельности:
квалифицированные кадры;
возможности образовательной среды;
материально – техническое обеспечение.
Для работы школьного лесничества используется кабинет биологии, который оборудован компьютерами, мультимедийной техникой, приборами и оборудованием для исследовательской деятельности по биологии и экологии.
4.2. Организация и содержание работы школьного лесничества
4.2.1.Основные направления деятельности школьного лесничества
Школьное лесничество МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина» работает по нескольким направлениям:
природоохранное,
эколого - просветительское,
лесохозяйственное,
творческое;
научно - исследовательское в области охраны природы, защиты и воспроизводства лесных и водных ресурсов.
Все виды деятельности тесно взаимосвязаны.
4.2.2.Основные разработанные и утвержденные документы:
Учебно – производственный план работы на учебный год.
Договор о совместной деятельности между Советским лесничеством и школой.
Приказ директора школы об организации школьного лесничества и назначении руководителя (педагога школы).
4.2.3. Цель и задачи
Цель: совершенствование условий для реализации творческого потенциала школьников на практике; формирование у них устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих социальной адаптации; экологическое воспитание обучающихся; расширение и углубление знаний в области дисциплин естественнонаучного цикла; способствование в выборе химико – биологического профиля и профессий, связанных с данным профилем.
Задачи:
совершенствование учебно – исследовательской деятельности и практической природоохранной работы в школьном лесничестве, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем;
создание условий для социальной адаптации выпускников школьного лесничества через развитие партнерских отношений с учреждениями лесного хозяйства и решению вопросов трудового воспитания обучающихся;
использование инновационных технологий по организации и содержанию деятельности школьного лесничества в новых социально-экономических условиях и создание успеха для каждого члена школьного лесничества и профориентации на лесные профессии;
создание условий для осознанного раннего профильного самоопределения обучающихся 2 ступени;
формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов, убеждений, экологической культуры.
Основными практическими задачами школьного лесничества являются:
оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство, зеленое обустройство населенных пунктов; проведение мероприятий по охране, изучению лесов; участие в выращивании, посадке и посеве леса; благоустройство территории.
4.2.4.Организация и содержание работы
Школьное лесничество создано на базе Курского областного государственного бюджетного учреждения «Управления лесами Курской области» ОГУ «Советское лесничество» и МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»
Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на территории «Советское лесничество», выделенной и закрепленной за ним в установленном порядке[3].
1. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 6 - 11 классов МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени » по совместному решению дирекции школы, администрации Советского лесничества. Учащиеся принимаются в школьное лесничество на добровольной основе по личному заявлению.
2. Школьное лесничество работает на территории Советского участка лесничества (Советского лесничества) расположенного в Советском районе Курской области).3. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно - производственным планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и директором Советского лесничества.
4. Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях:
посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, лесными питомниками, дендрологическими участками, выращивание лесопосадочного материала, озеленение населенных пунктов и других территорий по согласованию с землепользователями и землевладельцами;
участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса вредителями, лесными пожарами, захламлением; охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.);проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы;
организация музеев и уголков природы;
проведение походов, тематических экскурсий, исследовательской работы; пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, тематических праздниках.5. Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеучебное время.
6. Учащиеся 9 - 11 классов могут работать в школьном лесничестве в период прохождения производственной практики по согласованию с директором школы. Учащиеся средних классов могут работать в школьном лесничестве во время уроков технологии и в летнем школьном лагере по согласованию с директором школы.
7. На период летних каникул по согласованию с директором школы и районным лесничеством могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работ.
8. Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревновательности и добровольности работы ее участников по интересам.
9. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в школьном лесничестве форменные головные уборы, шевроны, знаки различия, установленные общим собранием лесничества и утвержденные директором школы[4].
Управление школьным лесничеством[4]
Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с председателем (старшеклассник).
Общее собрание школьного лесничества избирает из своего состава Совет школьного лесничества: председателя лесничества, помощников лесничего, мастера леса, руководителей секций (подразделений), лесников. В состав Совета включается педагог и представители районного лесничества - специалист лесного хозяйства, осуществляющий непосредственную координацию работы лесничества; обсуждает и утверждает план работ лесничества, определяет пути его выполнения; утверждает условия соревнования между различными секциями (подразделениями) и обходами; обсуждает вопросы дисциплины членов школьного лесничества; решает вопрос о приеме в школьное лесничество, поощрении и наказании членов школьного лесничества; подводит итоги работы; собирается не реже двух раз в год.
Совет школьного лесничества: избирается общим собранием школьного лесничества; руководит всеми вопросами текущей деятельности школьного лесничества; периодически подводит итоги работы школьного лесничества; организует культурно - массовую и спортивную работу во время каникул; входит с предложениями к дирекции школы и лесохозяйственное предприятие по вопросам улучшения условий деятельности школьного лесничества, поощрения лучших членов лесничества; обсуждает работу и поведение членов школьного лесничества; отчитывается в проделанной работе перед общим собранием школьного лесничества; Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в месяц.
Председатель лесничества и помощник лесничего отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режима труда и отдыха, дисциплины, проведение воспитательной работы, выполнение обязательств.
Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, привлекает лесников и других членов лесничества для проведения работ, следит за соблюдением техники безопасности и правил проведения работ.
Текущей работой обхода руководит лесник. Он отвечает за качество выполняемых работ и участие членов лесничества за проведением конкретных мероприятий.
4.3. Основные результаты работы школьного лесничества за истекший период деятельности
По итогам работы за 2015/2016 учебный год руководителей нашего лесничества и двух членов школьного лесничества наградили Почетными грамотами комитета по природным ресурсам за активное участие в работе школьных лесничеств Курской области, воспитания у школьников бережного отношения к лесу и его обитателям.
Работать школьное лесничество начало недавно, но уже есть результаты:
развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей: ценностно - смысловых, учебно - познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
наметилась динамика выбора профильных предметов и все поступают по профилю;
профессиональная ориентация лесотехнического направления:
трое выпускников основной школы поступили в лесотехническийориентирование на обучение в 10 классе химико – биологического профиля нашей школы;
привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
умение осуществлять экологический мониторинг;
практические навыки по выращиванию саженцев сосны, ели, березы, дуба, каштана и уходу за ними;
умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса (установление аншлагов, статьи в школьной газете и в районных газетах, выступления по радио и телевидению);
участие в экологических акциях: «Больше кислорода», «Марш парков», День леса, День птиц, День Земли и др;
участие в научно - практических конференциях школьников «Первые шаги в науку», «Подрост», «Юных исследователей окружающей среды», исследовательских работ в области биологии, географии, экологии т.д.
динамика результативности участия в конкурсах различного уровня;
развитие практических умений школьников в экспериментальной работе, формирование навыков практической оценки биоэкологического состояния окружающей среды;
формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований;
развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
развитие содержания биоэкологического образования в процессе освоения содержания программного материала основ лесоведения.



19685137795
Заключение
Школьное лесничество оживило учебно-воспитательный процесс и сделало жизнь школы более интересной и содержательной.
Школьное лесничество - такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых и учебных операций с пребыванием на воздухе в лесу.
Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному.
Детей нужно научить, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.
Поэтому мы обязаны мобилизовать весь наш потенциал на охрану всего лучшего, что было создано природой, поставить окружающую среду под защиту.
Человек не должен рубить сук, на котором сидит. Лес не должен превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань.
Очень важно, что занятия в школьном лесничестве формируют экологическую культуру школьников. Ведь экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.
К сожалению, экологии, как одному из равноправных основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов. Более того, даже частичная экологизация школьного образования, достигнутая в последние годы, сегодня все более нивелируется, так как наблюдается тенденция к дальнейшей технократизации школьных образовательных программ. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.
В условиях модернизации Российского образования школьные лесничества могут выступать в роли дополнительного образования, способствующего обучению, воспитанию и развитию выпускников, соответствующих требованиям ФГОС.
Благодаря работе школьного лесничества:
Повышается интерес к изучению школьных предметов естественно – научного цикла и мотивация обучающихся к выбору специальностей химико - биологического профиля.
Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях.
Реализуется творческий потенциал обучающихся.
Совершенствуется учебно – исследовательская деятельность.
Создаются условия для социальной адаптации школьников.
Развиваются различные компетентности обучающихся (личностные, метапредметные).

Литература
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Программа развития движения школьных лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства. 2011 г.
Положение о школьном лесничестве МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина».
Устав школьного лесничества МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина».
Учебно – производственный план работы на учебный год МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина».
ФГОС ООО. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897
Материалы с сайта «Федерального эколого – биологического центра» использовались для составления Положения и Устава школьного лесничества.