Рабочая программа по коррекционным занятиям (5 класс)

«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ Т.А. Шереметьева

Протокол № _______
От «_____» ________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_____________ А.А.Адаева
«___» _____________20__г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса»
_________ Ларина Н.А.

Приказ №___ от «__» _____20_ г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лариной Натальи Анатольевны

коррекционных занятий , 5 класс
























2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса»,  Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», СанПиН 2.4.2.3286- 15 от 10.07. 2015 г.
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида - это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно-развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия». Программа рассчитана на 68 часов.
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах:
Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. (В этом аспекте неоспоримую помощь может и должен оказать психолог).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий:
повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.

Содержание тем учебного курса
I. Вводное занятие - 2 часа.
Обследование детей. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
П. Развитие восприятия, воображения - 8 часов.
Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины.
Совершенствование восприятия формы.
Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение.
Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Составление комбинаций из трёх цветов.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз.
Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчета.
III. Развитие внимания - 6 часов.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно двух и трёх действий.
IV. Развитие памяти - 6 часов.
Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.
V. Развитие аналитико-синтетической деятельности - 40 часов.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Правило цветового магического квадрата. Заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими фигурами.
Выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу.
Выявление закономерности расположения чисел. Нахождение «лишнего» числа в ряду чисел. Словесная закономерность.
Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путём рассуждения с опорой на схему.
Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек.
Закрепление понятий: «справа - слева», «вверх - вниз». Выполнение графического диктанта под диктовку учителя. Составление задания для соседа по парте.
Закрепление понятий «четырёхугольник», «квадрат», «прямоугольник». Формирование представлений о ромбе. Вычерчивание прямоугольников, квадратов, ромбов.
Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение магических квадратов сложения. Знакомство с правилом магического треугольника. Решение магических треугольников. Нахождение закономерностей в магической цепи. Заполнение магических цепей по заданным закономерностям.
Окружность, круг, их отличие. Логические задачи. Пропущенные цифры. Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы - 4 часа.
Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха.
Знакомство с понятием «цель». Определение предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. Обучение составлению планов и алгоритмов деятельности. Развитие навыков самоконтроля.
VII. Итоговое занятие - 2 часа.
Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Проверочная работа. Диагностика уровня сформированности логического мышления.

Учебно-тематический план



Название раздела

Количество часов


1.

Вводное занятие.

2


2.

Развитие восприятия, воображения.

8


3.

Развитие внимания.

6


4.

Развитие памяти.

6


5.

Развитие аналитике - синтетической деятельности.

40


6.

Развитие личностно- мотивационной сферы.

4


7.

Итоговое занятие.

2




Всего:

68



Основные требования к умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:
сравнивать, группировать и характеризовать предметы и объекты по заданным параметрам величины;
различать, выделять и обозначать словесно цветовые тона;
моделировать расположение различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве;
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале, выделять нереальные элементы «нелепых» картинок;
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления, решать аналитические задачи;
выявлять последовательность и закономерность расположения предметов и чисел;
продолжать магические цепочки на основе выявленных закономерностей;
строить из палочек и чертить на бумаге в клетку знакомые геометрические фигуры;
писать занимательные диктанты;
определять цель предстоящей деятельности;
самостоятельно планировать этапы деятельности;
разгадывать слово по его значению;
подбирать начало и конец пословицы;
разгадывать ребусы.


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями и навыками по тем или иным предметам, учащиеся могут быть разделены на четыре типологические группы.
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида по всем предметам.
Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счета и чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
Формы опроса учащихся в классе:
письменный;
устные ответы;
работа по индивидуальным карточкам.
Индивидуальные коррекционные занятия и предметы коррекционной подготовки носят безоценочный характер.

Методическое обеспечение
1.Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках: практические тренировочные задания и упражнения. Волгоград «Учитель» 2006г.
2.Клюева Н.Ф., Филиппова Ю.Ф. Общение. Ярославль «Академия развития» 2001г.
3.Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. Изд. Центр «Владос»,2004г.












15