Инновационные технологии в обучении английскому языку.


Инновационные технологии в обучении английскому языку.
Бондарева Наталья Ивановна,
учитель английского языка МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная».
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку». Тема эта особенно актуальна на фоне изменений роли школы в жизни общества ХХI веке. Меняются и подходы к обучению. Для оптимизации учебного процесса, достижения стабильных результатов, формирования стойкой положительной мотивации к изучению английского языка, активизации умственной деятельности необходимо внедрение современных образовательных технологий.
Если исходить из того, что технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, то от учителя ожидается продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я, как и многие педагоги использую разнообразные современные образовательные технологии. Информационно – коммуникационные технологии, технология образования в глобальной сети (ТОГИС), проектная деятельность, технология веб-квеста, здоровье сберегающие технологии, деловые игры, интегрированные уроки и многие другие. Кратко охарактеризую некоторые из них из своей практики работы в школе.
1.Информационно – коммуникационные технологии.
В настоящее время ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Обучение с помощью информационных технологий дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. Позволяет индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, способствует повышению самооценки у обучаемых, создает комфортную обстановку для учителя и учащихся. Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможности учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
иметь доступ к колоссальному по объему и разнообразию источнику информации,
находить основные и дополнительные материалы для уроков, повысит качество наглядности,
экономить время для речевой практики,
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом,
упростить организацию контроля,
быстро заинтересовать и вовлечь учеников в тему урока, сделать урок эмоциональным и запоминающимся,
сделать процесс закрепления полученных знаний более эффективным,
усилить страноведческий аспект.
Таким образом, применение ИКТ позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, а использование ресурсов глобальной сети дает возможность активизировать учебную деятельность учащихся и повысить их мотивацию к изучению основ наук. Здесь следует несколько слов сказать о ТОГИС. Благодаря применению ТОГИС происходит формирование важнейших навыков и умений, таких как выделение ключевой информации в объемном тексте, умение обобщать и делать выводы, формируется самостоятельное интеллектуальное мышление.
Важным аспектом использования ИКТ на уроках английского языка является проектная деятельность.
2. Метод проектов.
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это целенаправленно организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы. Завершается созданием творческого продукта. Работа над проектом позволяет учителю не вмешиваться в процесс выполнения задания, но являться консультантом или участником проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Учителю предоставляется возможность сформировать атмосферу сотрудничества, дать ученикам почувствовать себя равными участниками процесса, осознать свои права и ответственность.
Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю цель:
Обеспечить условия для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Создать условия для самореализации и самоопределения творческой личности.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.
Развивать интерес к познанию мира, сущность процессов.
Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.
Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
Этапы проектной деятельности:
подготовительный - создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы; организационный - планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации и др;
деятельностный - работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, подготовка к защите проекта;
презентативно-оценочный - представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов проделанной работы, выявление успехов и неудач.
Эффективность проектной работы повышает технология веб-квеста. Главная особенность веб-квеста состоит в том, оптимизировать работу учащихся, направлять их поиски необходимой информации в Сети на определенных web-сайтах вместо затратных по времени блужданий. Существуют разные задания для вебквестов: пересказ, планирование и проектирование, компиляция, творческое задание, аналитическая задача. Все эти методики помогают учащимся учиться многому самостоятельно.
Работа над проектом повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы. Все приобретенные учащимися навыки при выполнении проекта пригодятся им во время дальнейшего обучения. Наиболее удачными, красочными и содержательными являются работы учащихся в виде мультимедийных презентаций, видеороликов. Мои ученики собирают свои работы, создают своеобразное проектное «Портфолио» (технология инновационной оценки). Это позволяет учителю и ученику отследить его индивидуальный прогресс, оценить его творческие способности и навыки применения приобретенных знаний и умений.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. Основная цель образования – развитие ребенка при сохранении здоровья. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего важнее для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Наши дети проводят в школе большую часть дня под присмотром педагогов. Использование здоровьесберегающих технологий является повседневной необходимостью. Главной задачей учителя должно стать обесечение максимально комфортной обстановки и создание положительного эмоционального настроения на уроке. Хочу рассказать о том, какие методы применяю я на уроках английского языка. Кроме рациональной организации и смены видов деятельности на уроке я использую физкультминутки, считалки, рифмовки, песни, игры, фонетические зарядки и т.д. Кратко охарактеризую некоторые из них.
Физкультминутки - это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Способствуют восстановлению умственных способностей, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся. Физкультминутки любят все дети, особенно, если они имеют видео сопровождение. Ребята с удовольствием повторяют демонстрируемые движения с экрана. Способствуют восстановлению умственных способностей, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.
Песни – это один из приемов не только реализации здоровьесберегающих технологий, но и прием эффективного обучения. Песни на уроках английского языка способствуют естественному речевому общению на уроке, снимают напряжение, позволяют сделать паузу, разрядить обстановку, дать ребенку отдохнуть и вновь сконцентрироваться. Мною собраны подборки песен с 5 по 11 класс с учетом языкового уровня, темпа исполнения и популярности исполнителей. В 6 и 7 классах при изучении темы «Halloween” ребята переодеваются, поют песни и выполняют ритмические движения. Причем, на уроке или внеклассном мероприятии демонстрируется видео и презентации, подобранные или подготовленные моими учениками самостоятельно. Во время проведения таких мероприятий полностью реализуется принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов ребят.
Закончить свое выступление хочу словами: «Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский», - тем не менее, год за годом рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы». Казакова Е.И., ТряпицынаА.П.
Литература:
Методика обучения иностранному языку.
Т.Ю.Артюгина «Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка».
О.В.Захарьина «ИКТ в обучении иностранному языку» и др.