Преемственность по формированию ууд в работе детского сада и начальной школы


Тема выступления: «Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Путь нового появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А.Сухомлинский).
Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень актуальны в настоящее время.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
В современных условиях, когда в соответствии с законом «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, вопросы преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом становятся особенно важными, а проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе волнуют как учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников, так и педагогов ДОУ.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Весь образовательный процесс в ДОУ строится таким образом, чтобы обеспечить готовность ребенка к обучению в школе. Успешность обучения ребенка в школе зависит от общей и специальной готовности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС УУД – совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие.
Если мы рассмотрим УУД (ДОУ) и УУД (НОО), то увидим, что значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию заключается в следующем:
УУД Результаты развития УУД на уровне ДОУ Значение для обучения в первом классе
Личностные действия–
самоопределение, смыслообразованиеВПШ (внутренняя позиция школьника) Адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные действия
(классификация,
сериация);
коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную) Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.
Понятие сохранения (на примере дискретного множества). Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.
Познавательные и знаково-символические действия Дифференциация планов символ/знак и означаемого.
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности. Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.
Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов.
Регулятивные действия
- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,
- ориентация на образец и правило выполнения действия,
- контроль и коррекция,
-оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)
Коммуникативные действия Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в начальном образовании, то новой задачей в дошкольном образовании стало обеспечение развития УУД, и перед педагогами ДОУ возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду максимально приблизив их к школьным.
Традиционные формы работы Интерактивные формы работы
Беседы
Досуги
Игровые беседы с элементами движения
Занятия
Развлечения
Викторины
Клубы
Конструирование
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Спортивные игры
Народные игры
Экскурсии
Походы
Выставки Пресс-конференция
Устные журналы
«Школа исследователей»
«Клуб любознательных»
Рисунки-сочинения
Интегративная деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Режиссерская игра
Решение проблемных ситуаций
Создание коллекций
Изостудия
Коллективное дело
«Сказочная лаборатория»
Таким образом, использование новых форм работы позволяет развивать универсальные учебные действия у дошкольников, что способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности в школе.
Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности является ознакомление детей со школой. Наши дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс. Дети имеют возможность посидеть за партами, побывать на уроке. Эта совместная работа ДОУ и школы является хорошей поддержкой в работе по подготовке к школе, делает более лёгкой адаптацию детей к новому жизненному периоду. Дети заранее знакомятся со школой, у них появляется мотивация на учёбу, формируется положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.
Наша задача, показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.
Занятия в компьютерном классе вызывает у детей не меньший интерес, они много спрашивают, интересуются. Всё это вызывает у будущих первоклассников желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Свои впечатления от экскурсий дети передавали в рисунках на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс» и другие.
Большую роль в формировании ууд играет сюжетно-ролевая игра «Школа». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умения договариваться (устанавливать правила, распределять роли). Эти универсальные действия школьники применяли в решении проектных задач, которые проходят в нашей школе уже четвёртый год. Кроме этого в старшем дошкольном возрасте появляются портфели, пеналы со школьными принадлежностями. Первоклассники с нетерпением ждут праздника День дошкольного работника. Подготовка к нему начинается чуть ли не с первого сентября. Ребята с удовольствием учат стихи, готовят слова благодарности и дарят цветы своим любимым воспитателям. Мы никогда не слышали от детей, что в детском саду им было плохо, скучно, неинтересно. Все без исключения вспоминают свой садик и своих воспитателей только с нежностью и трепетом.
Важной составляющей являются взаимопосещения уроков и занятий.
Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. В результате таких контактов достигается взаимопонимание. Педагоги ДОУ осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Мы, учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в интересных мероприятиях.
Учителя проводились беседы с детьми старшего дошкольного возраста об уроках, переменах, на темы: «Школа – это интересно», «Профессия – учитель» с целью воспитания интереса к школьному обучению.
Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: воспитатели оформляют информационные стенды, папки-передвижки. Проводятся родительские собрания с участием учителей, встречи за «круглым столом», где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. После собраний проводились индивидуальные консультации.
За весь выпускной год, дети нашего детского сада много узнают о школе, о педагогах. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы уверены, что вся работа, проведенная нами, поможет выпускникам ДОУ легко адаптироваться и хорошо учиться.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему сделать переход из ДО в начальную школу безболезненным и успешным.