Метод проектов в обучении иностранному языку в современной школе


Метод проектов в обучении иностранному языку в современной школе
Майфетова Светлана Георгиевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ №11 п. Новотерский,
Минераловодского района,
Ставропольского края
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики. В школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий. В связи с изменившимся подходом к обучению культуры через язык и попытки создать мост между нашей и новой культурой изменяются и приоритеты форм работы на уроке английского языка. В частности всё большую популярность приобретают проекты. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства. Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.
        Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Краткая историческая справка:
        Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности.
В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания». Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состояла в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Технологии проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности ученика и учителя. Метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение.
 Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении.  Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. В “Российской педагогической энциклопедии“ даётся такое определение метода проектов - это “система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дают возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.
В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест:
свобода ребенка;
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в учебной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, проведение интервью, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, своими собственными рисунками. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика ,как индивида и как члена проектной группы. Самое главное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, как пройдёт презентация. Применение проектной методики, позволяет создавать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Проблема, возникающая в процессе подготовки проекта, заставляет детей думать, а думая, они учатся. Важно, чтобы выбираемая для проекта проблема была одинаково интересна всем участникам и значима для них. А.В. Хуторской отмечает: "Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации". У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умения вести дискуссию, слушать и понимать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
Проектное образование является одним из основных компонентов модернизации образования, предоставляющее учащимся возможность использовать полученные на уроках знания, формулировать свою позицию, проявлять творчество и самостоятельность. Меняется подход к преподаванию. Согласно принятой Концепции новой структуры содержания общего среднего образования «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор компетенций, то есть востребован новый тип личности, обладающий социальной, коммуникативной, информационной компетенциями. Новый подход к преподаванию меняет отношение к самому языку. Он рассматривается как средство осуществления диалога равноправных культур. Проектная методика проявляется наиболее ярко при преподавании иностранного языка. Мы живем в эпоху информационной цивилизации. Девиз человека – «Реализуй себя!
Проектная технология формирует умения анализировать; выдвигать гипотезы; строить модели; экспериментировать и делать выводы; принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Методическая тема, над которой я работаю в последние годы, называется «Внедрение в учебный процесс английского языка проектных технологий». Проектное образование, как один из основных компонентов модернизации образования отличается от традиционной школы. Модернизация образования невозможна, если мы не научимся с помощью метода проектов создавать в школе единое образовательное пространство, на котором ребенок саморазвивается, усиливает свои созидательные способности! Проектную методику на современном этапе образования считаю одной из приемлемых, так как она способствует развитию творческой мысли человека, самостоятельности и ответственности.
Зачем  нужен  метод  проектов  в  преподавании  иностранных  языков и  как  он  может  быть  использован  с  учетом  специфики  предмета? Прежде  всего,  учитель  иностранного  языка  обучает  детей  способам  речевой  деятельности,  поэтому  мы  говорим  о  коммуникативной  компетенции  как  одной  из  основных  целей  обучения  иностранным  языкам. Это  приобщение  личности  к  духовным  ценностям  других  народов  -  через  личное  общение  и  через  чтение. Коммуникативное  обучение  иностранным  языкам  носит  деятельностный  характер,  поскольку  речевое  общение  осуществляется  посредством  речевой  деятельности,  которая,  в  свою  очередь,  служит  для  решения  задач  продуктивной  человеческой  деятельности,  в  условиях  социального  взаимодействия  общающихся  людей  (И.А.Зимняя,  Г.А.  Китайгородская,  А.А.  Леонтьев).  Участники  общения  пытаются  решить  реальные  и  воображаемые  задачи  совместной  деятельности  при  помощи  иностранного  языка. Целью  обучения  иностранным  языкам  является  не  система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем  не  сама  по  себе,  а  как  средство  межкультурного  взаимодействия.  Язык  -  элемент  культуры,  он  функционирует  в  рамках  определенной  культуры.  Следовательно,  мы  должны  быть  знакомы  с  особенностями  этой  культуры,  особенностями  функционирования  языка  в  этой  культуре.  Речь  идет  о необходимости  формирования  страноведческой  компетенции.  Предметом  речевой  деятельности  является  мысль.  Язык  же  -  средство  формирования  и  формулирования  мысли.  Отсюда  следуют  методические  выводы,  существенные  для  предмета  нашего  обсуждения. Чтобы  сформировать  у  школьников  необходимые  умения  и  навыки  в  том  или  ином  виде  речевой  деятельности,  а  также  лингвистическую  компетенцию  на  уровне,  определенном  программой  и  стандартом,  необходима  активная  устная  практика  для каждого  ученика  группы. Важно  предоставить  учащимся  возможность  мыслить, решать  какие-либо  проблемы,  которые  порождают  мысль,  рассуждать  над  возможными  путями  решения  этих  проблем,  с  тем  чтобы  дети  акцентировали  внимание  на  содержании  своего  высказывания,  чтобы  в  центре  внимания  была  мысль,  а  язык  выступал  в  своей  прямой  функции  -  формирования  и  формулирования  этих  мыслей. Значит, чтобы  сформировать  коммуникативную  компетенцию  вне  языкового  окружения,  недостаточно  насытить  урок  условно-речевыми или  речевыми упражнениями,  позволяющими  решать  коммуникативные  задачи.  Для того чтобы  учащиеся  воспринимали  язык  как  средство  межкультурного  взаимодействия,  необходимо  не  только  знакомить  их  со  страноведческой  тематикой ,  но  искать  способы  включения  их  в  активный  диалог  культур,  чтобы  они  на  практике  могли  познавать  особенности  Основная  идея  подобного  подхода  к  обучению  иностранному  языку,  таким  образом, заключается  в  том,  чтобы  перенести  акцент  с  различного  вида  упражнений  на  активную  мыслительную  деятельность  учащихся,  требующую  для  своего  оформления  владения  определенными  языковыми  средствами.  Вот  почему  нужно обратиться  к  методу  проектов  на  этапе творческого  применения  языкового  материала. Только  метод  проектов  может  позволить  решить  эту  дидактическую  задачу  и   превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссионный,  исследовательский  клуб,  в  котором  решаются  действительно  интересные,  практически  значимые  и  доступные  учащимся  проблемы  с  учетом  особенностей  культуры  страны  и  на  основе  межкультурного  взаимодействия.
Существует множество подходов к классификации проектов:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
информационный
исследовательский
практико-ориентированный
ознакомительно-ориентировочный
ролевой
творческий
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории.
Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости. Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) – основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Исследовательские проекты полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта, отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников.
Ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
В ролевых проектах участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.
По форме:
видеофильм
рекламный ролик
журнальный репортаж
инсценировка
интервью с известным человеком
телепрограмма
мультимедийный продукт
стенгазета
По профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного  учебного проекта, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. 
межпредметные –это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп. 
По числу участников:
личностные
парные
групповые
По характеру контактов:
внутрикласснымивнутришкольнымирегиональными
международными
По продолжительности:
минипроекты – в течение 1 урока
краткосрочные – в течение 1-5 уроков
среднесрочные – 1-2месяцев
долгосрочные – до 1года
Английские специалисты в области методики преподавания языков  HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=%231%231" Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:
Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы";
Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью";
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения  HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=%231%231" Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
Определение темы проекта.
Определение проблемы и цели проекта.
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Работа в группах.
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
Оценка проекта.
Хочу выделить следующие этапы работы над проектами в области изучения иностранных языков:
планирование работы над проектом  определение темы проекта, определение проблемы и цели проекта, обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
поисковый этап  Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации, работа в группах. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
презентация полученных результатов  Анализ собранной информации, координация действий разных групп. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
защита проектов  Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом). Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Из опыта работы над проектами следует, что заключительным этапом работы над проектом может быть не только рефлексия ( содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры) но и, возможно, выдвижение новых проблем.
Особенности работы над проектом в начальной школе
Темы детских работ близки к содержанию тем иностранного языка.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка .Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования.
В процессе работы над темой можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации, подготовку практически значимых продуктов проектов и их презентацию (с приглашением ребят, родителей, педагогов и руководителей).
Особенности работы над проектом в основной школе
У подростков на первый план выступают цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы.
Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). В проектах решаются различные проблемы (личные, социальные, коллективные), но результат должен быть практически значимым.
Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично (например, в ходе недели проектов), а также в рамках подготовки к конкурсам высоких уровней. При этом следует учитывать сроки их проведения и планировать завершение работ обучающихся, чтобы дать каждому шанс публично заявить о себе и своей работе.
Особенности работы над проектом в старшей школе
К концу 10 класса необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности, а именно: самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования. Темы и проблемы проектных работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося. Формы работы – индивидуальные или мини-групповые.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения иностранному языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить учебные пособия по английскому языку  HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=%2321%2321" D.Phillips, S.Burwood, H. Dunford "Projects with Young Learners"(Проекты для детей) и  HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=%2322%2322" C.Turkenik "Choices" (Обучение письменной речи на основе проектов).
Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
 Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:
1)  самостоятельно мыслить,
2)  находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей (способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения)
3)  умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени (научить учиться)
Параметрами внешней оценки проекта выступают:
• значимость и актуальность выдвинутых проблем;
• корректность используемых методов исследования обработки получаемых результатов;
• активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
• коллективный характер принимаемых решений;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
 • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
• эстетика оформления результатов выполненного проекта;
 • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов пользуются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности.
Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) – основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
В ходе выполнения проектов должны быть достигнуты следующие результаты:
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен учебного заведения стать успешной, саморазвивающейся личностью.
Для учителя.
Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.
Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя.
К слабым сторонам данного метода можно отнести:
недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной.
  Работа над проектом дает возможность проявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, умение хорошо писать по-английски. Кроме того, учащийся может проверить и проявить себя в лидерстве. Как правило, школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Применение проектной методики, позволяет создавать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Проблема, возникающая в процессе подготовки проекта, заставляет детей думать, а думая, они учатся. Важно, чтобы выбираемая для проекта проблема была одинаково интересна всем участникам и значима для них. Ошибочно было бы утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но я считаю, что это эффективное средство от однообразия, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Проект–это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. При использовании данной методики меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя видится в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.
Проектная методика дает большие возможности для активной, устной практики. Я всегда стараюсь, воспитывая, обучать детей и обучая, воспитывать. Хотелось бы подчеркнуть, что если целенаправленно и систематически использовать проекты в работе при обучении иностранным языкам, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарём и другими источниками. Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся. Каждый ребёнок учится высказываться и отстаивать своё мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика даёт большие возможности для активной устной практики, помогает в дальнейшей учёбе, способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.
 Использование метода проектов дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта. Метод проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога, разрабатывающего проект.
Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов можно применить на любых этапах обучения, в работе с обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности, используя возможности технологии проектного обучения, мне наиболее полно удается учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий . Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, будь то преподавание иностранного языка или любого другого предмета, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, развитию логического мышления, воспитывает способность к обучению и рассуждению.
Хочется остановиться на достоинствах проектной деятельности. Она позволяет решать некоторые учебные и воспитательные проблемы, другими средствами трудно решаемые.
Актуализация. Одна из самых сложных проблем в обучении – это создание мотивации. Трудно объяснить обучающемуся, который хочет стать автомехаником, зачем решать задачи про бассейн и две трубы. А вот проект увлекает и позволяет актуализировать полученные знания.
Навык создания группы и работы в ней. «Деловые» коллективы, в которых вращается подросток, формируются не им. Компания же друзей, как правило, решает только досуговые задачи. Поэтому формирование группы для совместной работы и деловые взаимоотношения в ней – еще один ценный навык, приобретаемый обучающемся в проектной деятельности. Очень часто подростки с низким социальным статусом, но обладающие навыками и знаниями, в процессе создания проекта становятся ситуативными лидерами.
Навык конкурентной борьбы. В трудовой жизни современного человека встречается все чаще ситуация конкурса: конкурсный прием на работу, конкурсное замещение вакантной должности. Но чем раньше, человек получает такие навыки, тем быстрее учится ориентироваться в специфических условиях, тем более оказывается подготовленным к взрослой жизни. Атмосфера многих компьютерных конкурсов весьма этому способствует.
Создание готового продукта. Из большого количества навыков, которые пригодятся подростку в любой профессии, есть ситуации, с которыми обучающиеся сталкиваются крайне редко. Одна из них – создание готового продукта. Все работы (сочинения, рефераты и т.п.) воспринимаются, как учебные продукты, которые часто никто кроме преподавателя не увидит. Стенгазеты, рисунки, изделия, произведенные на производственной практике. Но в эти вещи, как правило, вкладывается мало интеллектуальных способностей и умений. У обучающегося же должен быть опыт создания востребованной вещи, сделанной к определенному сроку. Хороший проект позволяет изменить самооценку, гордиться результатом своего труда.
Метод проектов в изучении иностранного языка позволяет подготовить дидактические и наглядные материалы для учителей-предметников. Данный метод характеризуется формированием навыков системного подхода к решению поставленной задачи, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства. Как и любая другая педагогическая технология метод проектов имеет ряд недостатков: жесткие временные рамки, изменение позиции учителя, учащиеся вынуждены долгое время проводить за компьютером.
Однако, проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –М.: Аркти, 2003.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –  М.: Аркти, 2007.
3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.
4. Михайлова Л.А.  Методика преподавания английского языка. Дрофа 2007 г.
5.Хуторский А.В Практикум по дидактике и современным методикам обучения.-СПб:Питер,2004
6..Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.-М:Дрофа,2003
7.Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В.,ЧижиковаВ.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.
8. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
9.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Бухаркина М.Ю,  М.В. Моисеева. ПМК-5 - Програмно-методический комплекс.- М.: А/О КУДИЦ, 1993г.-С. 38.
Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. – Барнаул: АКИПКРО, 2001. – 569
Intel Обучение для будущего:Учеб.пособие/Под ред. Е.Н.Ястребцевой и Я.С.Быховского. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. -368Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя/Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
Российская     педагогическая    энциклопедия:    в    2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – Москва, 1998.