Конспект на тему Личность Путина

Личность Владимира Путина.

1998-1999 годы частые смены премьеров и не менее частые болезни Президента Бориса Ельцина вносили элементы нестабильности не только во внутреннюю, но и во внешнюю политику нашего государства. Однако и в первые месяцы 2000 года Владимир Путин, как исполняющий обязанности Президента РФ, не имел еще тех полномочий и авторитета, которые позволили бы ему не только определить новые направления или акценты внешней политики, но и решить накопившиеся с прошлых лет проблемы. Еще осенью 1999 года, а затем и в первые месяцы 2000 года Владимир Путин провел много встреч в Белом доме и в Кремле с политиками разных стран. Однако это были, как правило, встречи не на высшем уровне и их главной целью была не выработка каких-либо новых соглашений, а изучение ситуации в России и знакомство с новым российским лидером. Оно и понятно: в стране происходила смена, как политического режима, так и политических поколений.
В 1998-1999 гг. ни один из аналитических центров Запада не предсказывал появления во главе России такого необычного политика, как Путин. Здесь был список из 10-12 имен, но в нем не было тогда имени Путина. Даже в ЦРУ о Путине практически ничего не знали. Теперь Нового Российского лидера внимательно изучали политики и бизнесмены, политологи и журналисты. В печати западных стран еще в октябре-декабре 1999 года были опубликованы сотни статей о Путине. Высказывалось много критических оценок, связанных главным образом с работой Путина в «органах». Однако преобладали чувства удивления и интереса. «В борьбе за место преемника Ельцина, - писала газета «Вашингтон пост», - неожиданно вышел на авансцену Путин, который сделал ставку на исход непредсказуемой войны. Профессиональный разведчик, который долгое время был агентом КГБ на линии фронта «холодной войны» в Восточной Германии, Путин ведет себя на публике сдержано, сурово и сухо. Опираясь на имидж «крутого парня», он использует чувство оскорбленного самолюбия и раздражение, которые преобладают в настроении россиян. Он завоевал лояльность вооруженных сил, чувствующих себя униженными. Ясно одно – у Путина большое политическое будущее». После событий 31 декабря 1999 года и начала избирательной кампании внимание западной печати к Путину, естественно, возросло, но возросли и сомнения. Путина называли «уравнением со многими неизвестными», «котом в мешке», «чистым листом», даже «волком в овечьей шкуре». Одна из газет писала с удивлением, что «Путин производит впечатление человека, способного ходить по поверхности воды».
Очень высоко высказался о новом российском лидере британский премьер Тони Блэр, который был первым из западных лидеров, встречавшихся с Путиным в начале года. «Путин в высшей степени разумен и точно знает, чего хочет добиться в России».
Французский министр иностранных дел Юбер Ведрин, который имел с Путиным в начале февраля довольно продолжительную беседу, был более конкретен: «Этот человек наделен сильным характером. Я увидел в нем патриота, охваченного идеей о величии его страны. Он желает, чтобы Россия заняла подобающее ей место и была уважаема в мире. Умный, сосредоточенный и острый собеседник. Путин не ведет записей. Он живо реагирует на беседу и демонстрирует ясный, точный и быстрый ум и видение ситуации. Это одновременно хладнокровный и увлеченный человек». Вполне благоприятное впечатление произвел Владимир Путин и на Мадлен Олбрайт. «Это человек, с которым можно иметь «дело», - сказала американская «железная леди». Общий смысл ее высказываний сводился к тому, что Путин – это не хуже, чем хотелось бы американцам, но гораздо лучше, чем могло было быть. На Олбрайт, как и на Ведрина произвело немалое впечатление то обстоятельство, что около трех часов, гораздо дольше, чем это планировалось Путин обсуждал с ней самые разные и сложные темы, включая Чечню, контроль над вооружениями и проблемы нераспространения ядерного оружия и ПРО, не заглядывая при этом ни в какие документы.
После официального вступления в должность Президента РФ активность Владимира Путина во внешней политике стала возрастать. Уже в мае 2000 года Путин провел встречи и беседы почти со всеми лидерами государств СНГ. В Кремле готовились к визиту в Москву Президента США Билла Клинтона, а также к большой поездке российского Президента в страны Западной Европы. Одновременно шла разработка обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации.
Россия больше не ставила перед собой каких-либо глобальных, а тем более идеологических задач супердержавы. Новая концепция была концепцией многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Однако положение России в мире определялось здесь не только как одной из европейских государств, а как великой евразийской державы», которая несет ответственность за поддержание безопасности в мире по всем направлениям – как на глобальном, так и на региональном уровне». Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, - говорилось в документе, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, «Россия оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства».
Владимир Путин не только руководил разработкой нового варианта внешнеполитической концепции, но и подчеркивал необходимость не столько оборонительного, сколько наступательного проведения ее в жизнь и самого активного проведения работы по защите национальных интересов России. К сожалению, немало именно таких не столько невежественных, сколько политически ангажированных, но и влиятельных политиков имелось в США, да и у нас, которые появление во главе России такого лидера, как Путин, встретили с откровенной досадой. В апреле 2000 года, выступая на одной из международных конференций по геополитике, Збигнев Бжезинский сравнил Путина с Андроповым: «У этих обоих персонажей есть один общий недостаток. Путин, как и Андропов, явно приверженец величия страны и ее державной внешней политики. Это не устраивает. Россия не должна даже помышлять о том, что возьмет пример с Франции де Голля. После крушения СССР Россия ничего не имеет. Нет в России ни демократии, ни реформ, нет вообще функционирующего государства. Потеряны армия и внешняя политика. Для России должна быть уготована примерно такая же роль, как для кемалисткой Турции, принявшей лидерство Запада».
Внешнеполитическая активность Владимира Путина встретила критику и в России. Так, руководитель независимого общественного Совета по внешней оборонной политике России Сергей Караганов писал: «Концепция многополярности предполагает активную внешнюю политику по всем направлениям. В целом этот подход во многом соответствует интересам России, но у него есть и серьезные изъяны. Этот подход неэкономичен, растягивает очень скудные дипломатические и иные ресурсы и требует от России проведения политики глобальной державы, в то время как она является пока слабеющей региональной державой. Нужно ли было вовлекаться в конфликт вокруг Югославии с теми ресурсами, которые у нас были? Что мы выиграли от маневров вокруг Ирака?»
Озвучивая свои – и не только свои – мысли, С. Караганов не прав. Россия – не региональная держава. Без России невозможно представить сегодня ни Европу, ни Азию, она доминирует в северных районах планеты, только несколько десятков морских миль отделяют Россию от Аляски и Японии. Россия граничит с Китаем и Кореей, у нее есть давние связи с Индией, со странами Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока. Российская Федерация просто не может отказаться от многих тысяч еще и сегодня действующих обязательств, которые она приняла на себя как правопреемница Советского Союза.
При разумном поведении активной международной политики Россия могла бы не растрачивать свои ресурсы. В настоящее действительно трудное время, только положение и поведение России как одной из великих ядерных держав может обеспечить национально-государственные и экономические интересы России, и с этим обстоятельством не может не считаться ни один из политических лидеров страны, если он рассчитывает сохранить власть и влияние. В июне и июле 2000 года преимущества такой активной политики как раз и показал Путин.
Вскоре после встречи и переговоров с Билом Клинтоном в Москве, главной темой которых был новый американский проект развертывания национальной системы ПРО, - проект, в который были вложены уже громадные средства, и который нигде, пожалуй, кроме США не встретил поддержки, Владимир Путин, как Президент России, совершил два своих первых визита в страны Западной Европы – сначала в Италию, а через несколько дней в Испанию и в Германию. Путин встречался с лидерами этих стран, с общественными деятелями и бизнесменами, участвовал в некоторых культурных мероприятиях, был принят в Ватикане Папой Римским. Были обсуждены некоторые важные инициативы, например, о создании общей европейской системы ПРО – в ответ на сомнительный американский проект. Сенсаций не было, но общие результаты визитов были оценены всеми экспертами как хорошие. «Я буду долго и хорошо сотрудничать с Путиным, это несомненно», - заявил в одном из своих интервью об итогах встречи с российским президентом канцлер ФРГ Герхард Шредер.
Неплохим оказались результаты и экономических переговоров. Страны, в которых побывал Путин, не относятся к членам ядерного клуба, хотя и входят в НАТО. Но именно поэтому все они с очень большим сомнением отнеслись к америнским планам ограниченного национального ПРО, а к предложениям Путина – по крайней мере, с явным интересом. Как говорили профессиональные дипломаты, Путин предпринял атаку с флангов на американский проект, вовлекая неядерные страны в обсуждение главных вопросов европейской безопасности.
Европейские лидеры увидели в Путине настойчивого, уверенного в себе и компетентного политика, сильно отличающегося от своего предшественника и по стилю поведения, и по характеру переговоров. Не было никакой фамильярности, встреч «без галстуков». Путин не стремился изображать из себя ни царствующую особу, ни супермена. Он не проявлял ни высокомерия, ни дешевых попыток обязательно понравиться собеседнику, он не нарушал принятый этикет.
Нет сомнений, что и западные политики, и эксперты внимательно фиксировали все подробности стиля и характера Владимира Путина. Однако бросалось в глаза, что западная печать и телевидение, которые уделяли много внимания Путину в январе, в марте или мае 2000 года, в июне говорили о нем мало, хотя теперь он стал ближе. Сообщение о встречах и пресс-конференциях Путина почти не излагались на первых страницах газет. Не с них начинались и выпуски телевизионных новостей. Некоторые обозреватели связывали это показное равнодушие западных СМИ с войной в Чечне или с «делом Гусинского». Но война идет давно, а «делу Гусинского» на Западе не уделялось большого внимания.
Поражала и тенденциозность многих материалов о Путине. Так, итальянский журналист Джульетто Кьеза, бывший коммунист, 20 лет работавший в СССР и в России, писал о визите Путина в Италию: «Сразу видно, что он шьет костюмы в старом советском стиле. Это заметно и по длинным рукавам пиджака Путина, которые покрывают его вспотевшие на летнем солнцепеке руки. Это видно и по узлу его галстука. Так галстук уже не принято завязывать даже в самой РоссииНам, итальянцам, удалось рассмотреть вблизи человека, олицетворяющего собой результат самого невероятного, самого фантастического и самого циничного манипулирования целой страной»
Сходным образом писали и говорили о Путине в октябре-ноябре 1999 года, хотя и без того высокомерия и снобизма, который странным образом возобладал в статьях Джульетто Кьеза, известного в прошлом своей объективностью. Но странно читать все это в июне, когда огромный объем информации о Путине и его пути к вершинам власти в России уже не позволяет говорить о нем, как о господине «Никто».
Владимир Путин очень спокойно отнесся ко всем комментариям, связанным с его поездкой в страны Европы и, как мы убедились в июле, сделал на этот счет надлежащие коррективы.
Началом «восточного этапа» дипломатической активности В.Путина стало его участие во встрече «Шанхайской пятерки» в Душанбе.
Путин заявил на встрече, что Россия не только сохранит, но и увеличит свое военное присутствие в Таджикистане. Лидеры «Шанхайской пятерки» поддержали и позицию КНР по Тайваньскому вопросу, и «Справедливые действия России в Чеченской Республике». Они показали также способность формировать новую модель безопасности, которая отличается от союзов и блоков времен «холодной войны». При этом мало кто маг оспаривать важность стабильности в этом регионе в общей системе стабильных международных отношений. Было решено также преобразовать «пятерку» в «Шанхайский форум», куда вошел и Узбекистан.
18 июля с переговоров в Пекине началось дальневосточное турне Президента Путина. Западные газеты писали, что его визит в Китай не принес сюрпризов и был выдержан в традиционной для Путина «активной манере».
Как и ожидалось, лидеры двух стран подписали не только общую «Пекинскую декларацию», но и специальное заявление с возражениями по поводу попыток развертывания в США «ограниченной» национальной системы ПРО. Россия и Китай подтвердили курс на стратегическое партнерство. В данном случае речь шла не просто о дипломатии. Заявление России и Китая – требование двух ядерных держав, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН. Если учесть, что в Западной Европе и в Японии также более чем прохладно отнеслись к американским проектам, то можно с уверенностью сказать, что администрации Б.Клинтона невозможно было бы игнорировать китайско-российское Заявление.
Лидеры КНР и РФ договорились о сотрудничестве по нескольким крупным экономическим проектам, о расширении продажи Китаю продукции ВПК и о расширении приграничной торговли.
Очень важной была и общая атмосфера встречи Цзян Цземиня и Путина. Стороны демонстрировали не просто расположение, взаимное понимание и уважение, которое на встречах лидеров наших двух стран не приходилось наблюдать уже несколько десятилетий.
Успешные встречи в Пекине подготовили и успех визита В.Путина в Корейскую Народно-Демократическую Республику, который в печати разных стран и разных направлений не без оснований называли сенсацией и прорывом. Ни российский, ни советские лидеры никогда не посещали Пхеньян. Никогда не посещали КНДР и лидеры Западных стран. Поэтому визит Путина можно считать успехом и прорывом и для Северной Кореи – она начинает выходить из полной международной изоляции.
Масштабы почестей, которые были оказаны Владимиру Путину в КНДР, были беспрецедентными, и радость сотен тысяч корейских граждан оказалась совершенно искренней. Но самым важным результатом проведенных переговоров стало согласие лидера КНДР Ким Чен Ира, которое он подтвердил письменно, отказаться вообще от самостоятельной ракетной программы в том случае, если более развитые страны помогут Северной Корее провести запуски спутников для нужд связи и для исследования космоса, эти запуски могут проводиться с территории других стран. Рассказывая через день о своих встречах в Пхеньяне, Путин отметил, что Ким Чен Ир, которого он пригласил в Россию, показался ему хорошо информированным политиком и что Россия и КНДР могут существенно увеличить свое экономическое сотрудничество.
Дальневосточное турне В.Путина вызвало огромный интерес и повышенное внимание в Японии. «Взаимоотношения России и КНДР приобретают новое качество», «Россия выводит Северную Корею из тупика», «Возрастает политическая весомость голоса Москвы», «Владимир Путин стремиться приехать на Окинаву сразу с двумя достижениями, демонстрируя сплоченность с Пекином и Пхеньяном», «Россия берет инициативу в дискуссии по проблемам безопасности в Азии», «Москва способна продвинуть смягчение напряженности на корейском полуострове», «Масштабы азиатской дипломатии России возрастают», «Увеличивается влияние России в АТР» Это цитаты из японских газет только за один день – 18 июля. Раздражение чувствовалось лишь в комментариях некоторых консервативных европейских газет. «Владимир Путин отправляется на Окинаву, чтобы принять участие в своем первом саммите «восьмерки», - писала лондонская «Таймс». – по дороге он занимается шоуменством. Его визиты в Китай и Северную Корею – это не более чем шоу. Путину важно выставить в витринах на Окинаве собственный товар, и идеальный способ вызвать интерес США к России как глобальному игроку – это разыграть «китайскую карту».
Но именно британский премьер Тони Блэр приветствовал Путина на Окинаве с наибольшей теплотой.
Журнал «Коммерсант-деньги», отражая взгляды и настроения Бориса Березовского, считает, что Путин делал на Окинаве одну ошибку за другой и что Россия потерпела на саммите «восьмерки» тяжелое поражение, которое можно сравнить только с разгромом российской эскадры в Цусимском сражении в 1905 году. Это вздорные утверждения. По мнению почти всех политических обозревателей и самих участников трехдневного совещания лидеров восьми наиболее развитых индустриальных стран, участие Путина в работе саммита оказалось успешным и важным и для Президента России. И для других лидеров.
Владимир Путин прибыл на Окинаву из Благовещенска вечером 21 июля и не участвовал в первой рабочей встрече собравшихся лидеров. Но уже после ужина Путин имел часовую встречу с Биллом Клинтоном, где подробно рассказал ему о своих встречах в КНР и КНДР. По большому счету, Клинтон был доволен. Он сам загнал себя в угол, заявляя ранее, что США обязательно примут решение о ПРО в августе 2000 года. Но Клинтон не смог убедить ни своих союзников, ни оппонентов в целесообразности такого решения, нарушающего ракетно-ядерную стабильность. К тому же первые испытания первых моделей «звездного оружия» были неудачными, а вся система первой очереди ПРО оказалась слишком дорогой и ненадежной. Теперь Клинтон мог отложить решение по ПРО, «не теряя лица». Это и было сделано фактически в совместном заявлении Путина и Клинтона по завершении их встречи.
На следующий день все собравшиеся лидеры с огромным вниманием и интересом выслушали рассказ Путина о поездке в Китай и Северную Корею. Именно Путин оказался 22 июля в центре внимания всех участников саммита, и его предложения нашли отражение в итоговом коммюнике и в разделах о проблемах вооружений и в разделах об опасности международного терроризма.
Нет необходимости подробно говорить о всех результатах этой насыщенной контактами, предварительными соглашениями встречи, во время которой обсуждались и проблемы ракетно-ядерной стабильности, и проблемы СПИДа, роль информационных технологий и проблема старения населения, развитие мировой торговли и проблемы экологии. Никаких конфликтов на саммите не произошло. Владимир Путин был принят в клуб государств даже с некоторым воодушевлением.
Комментарии мировой прессы, в основном, были благожелательны. «Владимир Путин провел свой международный дебют. Он проявил как твердость и настойчивость, так и способность к компромиссам». «Визит Президента РФ на Окинаву закончился полным успехом». «Российский Президент стал звездой саммита «большой восьмерки». «Российский Президент – новичок в «восьмерки», но он как никто другой сумел извлечь выгоду из состоявшегося саммита» Это цитаты из самых влиятельных газет США, Италии, Франции, Швейцарии, Китая. Даже британская «Таймс», сохраняя принятый ранее тон, писала, что Путин «взял на себе все окинавское шоу».
Западные лидеры также были довольно. Премьер Канады Жан Кретьен сказал: «На меня произвели колоссальное впечатление компетентность Путина и его умение мастерски отстаивать свои позиции».
Успешными прошли и встречи на Окинаве В.Путина и премьера Японии Иосиро Мори. Они договорились об официальном визите российского Президента в Японию с 3 по 5 сентября. Важность этого визита трудно переоценить – речь будет идти о заключении мирного договора между Россией и Японией. Далее будет «саммит тысячелетия» в Нью-Йорке, визиты во Францию и Индию и много других важных внешнеполитических мероприятий.
На итоговой пресс-конференции в Окинаве В.Путин не скрывал своего удовлетворения результатами саммита и для России, и для него лично.
Одним из главных событий в истории России стал визит Путина в США. А вектор на союз с Вашингтоном стал неизбежным.
Россия вступила в западную антитеррористическую коалицию, где полностью доминируют Соединенные Штаты. И все наши наиболее крупные шаги однозначно были направлены на поддержку США.
Как только произошла трагедия 11 сентября, России следовало сразу потребовать созыва внеочередного заседания СБ. Этого не произошло. Лишь позднее этот важный орган был подключен практически в режиме осуждения терактов в США и признания права США на самооборону.
Не был использован и Совет коллективной безопасности 1992 года. Все об этом как бы забыли. Промолчал и «Шанхайский форум». Не было проявлено достаточной настойчивости для созыва специальной сессии «большой восьмерки». Хотя такие попытки с нашей стороны и были сделаны, но Вашингтон заявил, что это неуместно, а мы согласились.
Что касается объявленного ухода с баз на Кубе и во Вьетнаме, то, я думаю, президент Путин сделал это намеренно, чтобы не идти на поводу у тех, кто предлагал ему торговаться с Западом в обмен на поддержку Россией антитеррористической коалиции. И здесь он поступил правильно, иначе подобного рода торговля нанесла бы России моральный ущерб. Как известно, в дипломатии односторонние уступки никогда не возвращаются адекватно партнеру. Их просто кладут в карман и о них забывают.
В ходе военных операций в Афганистане США впервые используют в военных целях воздушные коридоры постсоветского пространства, аэродромы.
Американцы уделяли большое внимание неформальной части визита российского президента в местечко Кроуфорд в Техасе, на ранчо, являющееся семейной гордостью Бушей. Примечательны слова американского президента – «Создать стабильные партнерские отношения между Россией и США, которые надолго переживут их президенства – вот главная цель в двусторонних отношениях, на выполнении которой отныне сосредоточились Владимир Путин и Джорж Буш.
Путин и Буш подвели итоги трехдневного общения друг с другом. Президент США охарактеризовал российского коллегу как «руководителя реформаторского толка и человека, который любит свою страну так же сильно, как я люблю мою». Наибольший прогресс, по мнению Джорджа Буша, был достигнут при обсуждении вопросов военно-стратегического характера и борьбы с терроризмом.
Свои дипломатические способности Путин проявил и в вопросах о ближнем зарубежье. СНГ – это самое главное, приоритетное направление в нашей внешней политике уже в силу того обстоятельства, что там живут 25 миллионов человек, которые считают Россию своей второй Родиной, а русский язык – родным языком. Это также наши основные торгово-экономические партнеры. Президент развивает отношения с этими странами. Причем развивает на равноправной основе. Россия в этом заинтересована и политически, и экономически. Россия не собирается доминировать, это просто экономически не выгодно.
Не будем забывать, что и российско-украинская зона – свободная зона свободной торговли де-факто существует только на бумаге, ибо из нее совершено уже более 40 изъятий с обеих сторон по самым различным товарам и услугам.
Период «постсоветского романизма» начала 1990-х годов, когда Россия безвозвратно подпитывала «техническими кредитами» в рублях практически все страны бывшего СССР, закончился еще в 1994 году. Последующие попытки создать хотя бы контуры устойчивых многосторонних экономических структур, в первую очередь зоны свободной торговли в рамках всего СНГ, провалились, в том числе и из-за кризиса 1998 года в России, уже к 1999 году.
И вот теперь наступает новый этап, опирающийся на реальную ситуацию в Содружестве, и в первую очередь в рамках двусторонних отношений России со странами СНГ.
26 января 2000 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и и.о.Президента РФ В.Путин обменялись ратификационными грамотами о вступлении в действие Договора о создании Союзного государства. Актом исторической справедливости назвал Александр Лукашенко вступление в законную силу Договора, отметив, что «восстановление разорванного ранее единого пространства является естественным и закономерным». Белорусский президент отметил также большой вклад в дело единения двух народов, внесенный парламентариями и руководителями двух государств, и выразил убеждение, что самым активным сторонником в объединении двух братских народов будет Владимир Путин. И это следствие разрушения экономических и политических связей, приведших к серьезным проблемам. Теперь встал вопрос о синхронизации деятельности двух стран.
Особую роль играют Российско-Грузинские отношения. В отношениях с Тбилиси все еще сохраняется остаточная инерция. Отчасти в результате активности грузинского лобби в Москве. Иначе трудно объяснить, почему, несмотря на антироссийскую политику, Россия продолжает продавать Грузии газ по цене вдвое ниже мировой? Почему мы не реагируем на откровенный шантаж, когда Грузия заявляет о том, что не пропустит российский газ в Армению?
Почему Россия покинула базу в Визиани, хотя Стамбульский договор, подписанный Ельциным, Россией не ратифицирован и не является обязывающим? Почему введенный было визовый режим с Грузией «де-факто» ослаблен? А между тем в Грузии до последнего времени откровенно говорят о том, что «при нынешнем режиме ситуация непоправима». И, тем не менее сказать, что Э.Шеварднадзе полностью утратил влияние, было бы преувеличением. Его поддерживает часть политической элиты, которая кормится за счет помощи США, часть интеллигенции, отравленной национализмом. Его подпирает коррумпированное чиновничество, криминальный бизнес и вскормленные им спецслужбы – то есть те, кто понимает, что с уходом «белого орла» их позиции рухнут.
Экономикой Э.Шеварднадзе не занимается. Все усилия тратятся на внешний «пиар». Прежде всего – в адрес США. «Ни для кого не секрет, что настоящим МИДом Грузии является посольство США в Тбилиси, а слово американского посла воспринимается как указание Шеварднадзе», - говорит Ф.Станевский. Это мнение подтверждают и другие источники. «Стиль Шеварднадзе» стал раздражать даже посольство США – прежде всего из-за вопиющей коррупции. А для России это неприемлемо.
В.Путин посетил Азербайджан.
Президенты России и Азербайджана подписали два ключевых документа по итогам переговоров в Баку. Владимир Путин и Гейдар Алиев поставили свои подписи и под Совместным заявлением о принципах сотрудничества на Каспийском море и Бакинской декларации о принципах обеспечения безопасности и развития сотрудничества на Кавказе.
В присутствии глав государств подписаны также межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, о статусе корреспондентов СМИ в России и Азербайджане, о сотрудничестве в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, о взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о сотрудничестве в области правительственной связи.
Позиция России и Азербайджана по статусу Каспия в значительной степени совпали, считает Президент РФ В.Путин. Он заявил на пресс-конференции в Баку, что «стороны договорились о разделе Каспия по дну при свободе судоходства по всей водной поверхности моря».
Президент России считает, что новому этапу двусторонних отношений, на которые выходят Россия и Азербайджан, должен соответствовать более высокий уровень экономических связей. Об этом он заявил, выступая в парламенте Азербайджана. В числе приоритетов глава российского государства назвал увеличение объемов торгового оборота, развития кооперации в различных отраслях экономики.
Президент России убежден, что сегодня русский язык – «это язык фундаментальной науки, передового производства, международного общения». Он уверен, что курс Азербайджана на сохранение русского языка и русской культуры отвечает не только интересам этой республики, но и интересам двусторонних отношений. Об этом Владимир Путин заявил на церемонии вручения ему мантии почетного доктора Бакинского славянского университета, которая прошла в резиденции Президента в Баку.
На этой церемонии присутствовал и президент Азербайджана Гейдар Алиев. В.Путин выделил личный вклад Гейдара Алиева и его государственную мудрость, которая проявилась, «несмотря на очень сложные отношения между Россией и Азербайджаном, и напряженность между ними в недавнее время». Руководство Азербайджана, отметил В.Путин, «всегда держало открытые двери для возобновления отношений с Россией, демонстрируя это своим отношением к Русскому языку и к русской культуре».
Алиев подчеркнул, что впервые в практике Бакинского славянского университета степень доктора присуждается иностранному политическому деятелю. «Когда мы разошлись после распада СССР, значение языков для каждого народа не уменьшилось, а выросло, - сказал Алиев. – Значение русского и других европейских языков имеет огромное значение не только для Азербайджана».
Гейдар Алиев высоко оценил значение визита Владимира Путина в Баку, который, по его словам, был наполнен «плодотворной большой работой, очень нужной и полезной».
Но кроме стран СНГ нужно вспомнить еще и Балтию. В некоторых из этих стран, особо сложные отношения с русскоязычным населением. И основной задачей Президента стало то, чтобы страны не шли по пути конфронтации, эти вопросы должны решаться в ходе диалога.
В целом внешнюю политику путинской России можно оценить, как достаточно миролюбивую, направленную на налаживание мировых связей, уже давно разорванных «холодной войной». Она была направлена на поднятие России с помощью как экономического, так и политического сотрудничества. Сделано достаточно много, во многом благодаря личным отношениям Президента с главами других стран.
15