Доклад на тему «Педагогическая диагностика изучения семьи как условие оказания ей помощи в воспитании и развитии детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»









«Педагогическая диагностика изучения семьи
как условие оказания ей помощи в воспитании
и развитии детей»





Подготовила:
Михеева Т.В..





2016 год.
«Что такое семья, понятно всем. Семья это дом, папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, забота друг о друге...»
Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становиться, к сожалению, все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу.
Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.
Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.
Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика позволяет определить, что в настоящее время понизился уровень воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
наблюдение;
беседу;
тестирование;
анкетирование;
деловые игры;
материалы детского творчества и творчества родителей.
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений.
Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.


II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.
Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).


III тип – внешне благополучные семьи.
Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.
Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи
Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).



Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
Цель использования методики (вид диагностики)
Необходимая информация
Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)
Социально-демографическая характеристика семьи:
социально-демографический портрет семьи;
организация и принципы семейного воспитания;
взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.
Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»). Описание учащимися своего генеалогического древа. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей
Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов».

Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.
Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы

Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы
Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»


Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
Что я хочу получить в результате диагностики?
Как я буду работать с полученным материалом?
Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?
На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:
гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
корректность (определяется качеством диагностического материала).
Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?
Н-р: Родителям предлагаю заполнить анкету-размышление:
Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?
Что Вам мешает правильно его воспитывать?
Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?
Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?
Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?
Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.
Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Грамотно проведенная и обработанная диагностика позволит учителю:
Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.
Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.
Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности воспитательной работы.








13PAGE \* MERGEFORMAT14715




 
·