Курсовая работа Цвет каксредство формирования умения воспринимать произведения искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе


Содержание
Введение 3
1.Общее понятие о цвете, основы цветоведения 5
2.Основные характеристики цвета 7
3.Воздействие цвета на человека 10
4.Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников 14
5.Восприятие произведений искусства на уроках изобразительного искусства 20
Заключение 26
Библиография 28
Приложение 29
Введение
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития.
Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование) и т.д. [1]
Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от одной культурной эпохи к другой.
Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей.
В начальных классах знакомство с цветом происходит в большей степени на чувственно-эмоциональном уровне. На этом этапе очень важно, чтобы дети начали устанавливать осознанные связи между миром цветов и миром собственных чувств, переживаний, эмоций и настроений. Суть творческой работы детей состоит не в воспроизведении, а в переосмыслении и ассоциативно-образной передаче действительности.
Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщают к общечеловеческим ценностям, воспитывают нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись - искусство цвета. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Язык цвета младшие школьники познают на уроках изобразительного искусства.
Вопросам организации и проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги.
Глубокий анализ методики организации и проведения данных уроков в условиях современной школы предлагают следующие авторы: Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие.[16]
Проблема исследования: как показывают наблюдения, учителя нередко плохо представляют возможности цвета в живописных произведениях, которые использовал художник для раскрытия содержания изображаемого. Организация восприятия картин зачастую сводится к рассказу, который мало опирается на возможности самого произведения. Искусство в школе, словно, утратило свой потенциал в формировании эмоционально-ценностного отношения к миру.
Налицо явное противоречие. С одной стороны, существуют требования ФГОС начального образования, а с другой – наблюдаемые в школьной практике трудности и противоречия в художественном восприятии произведений изобразительного искусства.
Это обусловило выбор темы курсовой работы: «Цвет как средство формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства в начальной школе».
Объект исследования -  процесс формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования – цвет как средство формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства.
Цель: изучение особенностей цветового восприятия произведений изобразительного искусства.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть вопросы цветоведения, изучаемые в начальной школе.
3. Изготовить дидактические пособия по цветоведению.
Методы исследования:
- анализ теоретических источников по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта.
Основные понятия: цвет, произведения искусства, умение.
1.Общее понятие о цвете, основы цветоведения
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия цвет.
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
 Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами.[12]
Цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным.[20]
Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет).
В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. 
Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. [13]
Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.
Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.
В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы.
В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.
В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.
Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета.
Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый - свет, желтый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь, черный - тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий - желтый, красный - зеленый». Именно тогда фактически зародилась наука о цвете. [19]
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.
И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки.
Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику.
В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.
М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.
Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.) [18]
Таким образом, цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов.
2. Основные характеристики цвета
Цвет - одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой поток. Следовательно, цвет - это свойство света. Свет, отраженный предметом разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас различные цветовые ощущения.[10]
Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света, - сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе - спектр. (см. Приложение №1)
Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. И. Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.
В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения.
Человек различает около 300 ахроматических оттенков.(см. Приложение № 2)
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными). (см. Приложение № 3)
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью - это три основные характеристики цвета.
Первая характеристика цвета - тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета. Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. (см. Приложение № 4)
Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе - черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске - к белому цвету.
Вторая характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном.
Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков. (см. Приложение № 5)
Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении мы будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные - как отступающие. Например, желтый и красный зрительно увеличивают предмет, а голубой - уменьшает. В сумерках наоборот: красный цвет создает впечатление глубины, т.е. удаляется, а голубой выдвигается на передний план.
Предметы синего и фиолетового цветов при дневном свете зрительно уменьшаются в объеме.
Каждый предмет обладает своим предметным (локальным) цветом. Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без внешних влияний. Предметный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды. Освещенная часть предмета приобретает оттенки источника света.
Как сказал известный русский художник В.В. Кандинский: «теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».
Третья характеристика цвета - яркость (яркость - приглушенность цвета).
Данная яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.(см. Приложение № 6)
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.(см. Приложение № 7)
В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый. (см. Приложение № 8)
Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.(см. Приложение № 9)
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. (см. Приложение № 10)
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.
Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приемов художественного творчества.
Последовательный хроматический контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора.
Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.
Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет.
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом смешения спектральных цветов.
Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе.
Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.
3. Воздействие цвета на человека
Выяснено, что в числе условий нормального функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. [11]
Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета.[17]
Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали «холодными».На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.
Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах.[21]
В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - ахроматические цвета пастельных тонов.Цвет может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести.
   Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в судьбе человека. Для первобытных людей красная окраска означала все выдающееся и яркое, но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов опасности вокруг нас именно красного цвета.
Красный цвет выражает торжественность, означает уважение и почет, его еще называют королевским цветом. В некоторых странах укрепилась старинная традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Многие короли предпочитали носить мантии именно красного цвета, а персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.
Интересно узнать, что в Китае красный – это символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.
В Японии, где существует культ Солнца, красный – это цвет солнца, приносящего урожай и благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от злых сил и беды, от болезней и несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.
Красный – цвет праздника. Воздушные шары и флажки красного цвета создают праздничное настроение. Красная гвоздика является символом революции. Многие коммунистические и социалистические партии мира выбирают своим символом красный флаг.
Красная площадь – главная площадь Москвы получила свое название не только за то, что кремлевские башни и стены построены из красного кирпича, а еще и потому, что она является сердцем России.
Издавна на Руси красный цвет считался самым красивым цветом. Выражение «красная девица» значило, что она очень красивая, хорошая и пригожая. В русском народном костюме красный сарафан или красная рубаха считались особенным нарядом. Ярко выделялись костюмы красного цвета на фоне зелени полей и лесов, которыми так богата русская природа.
Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Крестьянская одежда шилась красными нитками, которые оберегали хозяина от злых сил.
Красная нить в иносказательном смысле может обозначать главную мысль в разговоре, главную идею книги, выставочной экспозиции и т.п. Самый почетный угол в крестьянской избе называли красным. Там находилась главная святыня дома – икона.
Красный цвет символизирует любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.
Оранжевый цвет тоже считается цветом солнца. Это очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. В древности жизнь скотовода и земледельца зависела прежде всего от сил природы, среди которых главным было Солнце. Все боги Солнца одеты в золотые одежды и разъезжают в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.
В природе не так много оранжевого цвета. Оранжевые куртки дорожных рабочих хорошо видны издали. Такие куртки помогают избежать аварий. Костюмы первых космонавтов были оранжевого цвета, что значительно облегчало поиск космонавтов после приземления.
Желтый цвет имеет множество оттенков и значений. С желтым цветом может ассоциироваться солнечный свет. С древнейших времен желтый цвет считается золотым, божественным и воспринимается как «застывший солнечный свет». Кроме этого, великолепный яркий и чистый желтый цвет дает ощущение истины, высокого творческого подъема и вдохновения. Для аборигенов Австралии желтый цвет является цветом жизни, поэтому в центре австралийского флага находится желтый диск.
В то же время в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх. В желтые одежды одет Иуда на картинах многих художников, потому что он предал Иисуса. Желтые цветы обычно дарят, если хотят сказать, что больше не любят этого человека.
Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений (листвы, травы, стеблей и т.п.), без которых немыслима жизнь на Земле. Зеленый – символ возрождения и обновления, юности и молодости, надежды. Сегодня, когда в мире много зла, безверия и жестокости, нашу жизнь украсит цвет зелени, цвет самой природы, цвет гармонии.
Зеленый цвет выбрали своим символом экологические организации. Например, международное движение Гринпис (в пер. с англ. «грин» означает «зеленый») выступает за сохранение живой природы, лесов, морей.Голубой и синий – цвета неба и воды, общения и эмоциональности. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. Синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.
Фиолетовый цвет – цвет философов и поэтов, познания истины. Красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека. Фиолетовый считается мистическим цветом. Для демонстрации своей роскоши и величия французские короли и духовенство облачались в лиловые одежды.
Белый цвет – символ чистоты, невинности и нежности. Поэтому во многих европейских государствах невеста наряжается в белое платье. Однако в некоторых жарких странах Азии и Африки, в Китае белый цвет может означать траур. Славяне одевали умерших в белые одежды.
Черный цвет – символ траура и печали. В странах Европы одежду черного цвета надевают на похороны. Кроме этого, черный цвет – символ торжественности, строгости. Платья черного цвета полагается по этикету надевать на службу или торжественные вечерние визиты. Например, черный фрак обязателен для дирижера симфонического оркестра.[8]
Велика роль цвета в обрядах и празднествах. Интересно отметить, что у разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение. Даже в современной медицине применяют цвет для лечения различных заболеваний на основе мудрости древних.
Символика цвета играет важную роль в раскрытии идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Рассмотрим это на примере красного цвета. Это – самый многозначный, самый загадочный и удивительный цвет! Как мы уже говорили, красный цвет может означать радость и печаль, борьбу и победу, войну и любовь, жизнь и смерть, огонь и свет.
Красный цвет в русской иконописи имеет символическое значение. Он может означать свет, например, в виде полыхающего алого ромба или жгучий ад в виде гиены огненной. Красные плащи святых – символ их крови и страданий, но когда красным цветом окрашены части архитектурных сооружений – это означает радость и счастье. Многочисленные оттенки красного, соединяясь с другими цветами, создают в иконах мир добра и красоты, многокрасочный неземной мир. Жизнь и смерть, страдание и искупление, победа добра над злом – все это многогранный красный цвет!
В первых портретах – парсунах красный цвет, так же как и в народном искусстве, означает красивый. Иное значение красный цвет приобретает в живописи XVIII в. Он означает избранность, богатство, аристократизм, только в женских и детских портретах это знак сердечности и любви.
Романтическая живопись первой половины XIX в. использует красный цвет как выражение не высокой божественной любви, а любви земной, чувственной и страстной. За нее и другие людские грехи может прийти расплата с небес.
Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам катастрофу, унесшую жизни многих людей. Красный здесь – неотвратимое возмездие огненной стихии.
Приходит новое время, и на рубеже XIX-XX вв. буйство красного цвета на полотнах Малявина означает буйство русской натуры. Красный цвет становится революционным цветом. Новый век несется как дикая кобылица, зреет грозная красная сила – скоро заполыхает.
Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» родилась у художника в предчувствии грядущих кровавых событий – войны и революции. Казалось бы, такая мирная сцена, как купание летом на реке коней, превратилась в грозный символ благодаря красному цвету! Символом абсолютного выражения идей нового времени и торжества красного цвета над другими можно считать картину Малевича «Красный квадрат».
В искусстве времен Великой Отечественной войны красный цвет был тревожным и героическим, призывал к победе. Например, на плакате «Родина-мать зовет!».
Живопись XX в., вобравшая в себя все художественные течения и направления, продолжает раскрывать многоликость красного цвета как традиционными, так и новыми средствами.
Цвет живет своей жизнью на картинах современных художников. Они стремятся показать страсть, темперамент, противоречивость, разнообразие оттенков и живописных достоинств красного цвета. Искусство перестало бы быть искусством, если бы в нем прекратились поиски истины, но эти поиски не всегда идут понятными современникам путями.
Красный цвет был популярен не только в русской культуре. В развитии западноевропейской живописи он тоже сыграл важную роль. Например, можно сравнить красный цвет у Рембрандта, Рубенса и Тициана, чтобы прочувствовать его разное эмоциональное содержание.
Художники, создавая полотна, используют знания, накопленные веками, и все новое о свойствах цвета, но порой восприятие цвета в картине зависит от неуловимых нюансов. Роль и значение цвета в живописи так сложны, что не все поддается логическому анализу.
Таким образом, цвет влияет и на поведение человека, и на его настроение, и даже на то, как он себя чувствует физически.
4.Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников
Занятия основами цветоведения являются неотъемлемой частью учебного предмета «Изобразительное искусство».
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.Выпускник научится:
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;•выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. [2]Основные знания по основам цветоведения обучаемые начальной школы получают на занятиях живописью. Эти занятия помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении рисунков на самые разнообразные темы.[23]
В настоящее время существуют различные программы по учебному курсу «Изобразительное искусство», в каждой из которых, при обязательном учете требований ФГОС, заявлены авторские концепции и отражены конкретные подходы к содержанию и организации деятельности учащихся.
Рассмотрим содержание некоторых из них.
Автор программы Цель Содержание
Т. Я. Шпикалова,
Л. В. Ершова «Изобразительное искусство». Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. 1 класс
-Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.
-Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.
-В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета.
-Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.
2 класс
-Тема лета в искусстве. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные.
-Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.
-Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.
-Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.
-Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.
-Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.
-Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.
-Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.
-Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.
-Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.
-Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение.
-Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.
3 класс
-Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.
-Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.
-Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.
4 класс
-Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
-Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.
-Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.[9]
Б. М. Неменский«Изобразительное искусство» Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. 1 класс
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
2 класс
-Три основные краски – желтый, красный, синий.
-Белая и чёрная краски.
-Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
- Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
-Тихие и звонкие цвета.
3 класс ---------
4 класс -------- [4]
Н.М. Сокольникова
«Изобразительное искусство» Приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. 1 класс
-Королевство волшебных красок.
-Радужный мост.
-Основные и составные цвета.
-Красное королевство.
-Оранжевое королевство.
-Жёлтое королевство.
-Зелёное королевство.
-Сине-голубое королевство.
-Фиолетовое королевство.
2 класс
-Контрастные цвета.
-Продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски.
3 класс
-Продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков.
4 класс
-Продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов. [6]
Анализ отдельных программ по учебному предмету «Изобразительное искусство» показал, что вопрос обучения цветоведению младших школьников рассмотрен достаточно широко. В программах изучаются хроматические и ахроматические цвета, тёплые и холодные, основные и дополнительные, цветовые контрасты, и колорит. Большое внимание цветоведению в программе «Изобразительное искусство» уделялось Т.Я Шпикаловой и Л.В Ершовой, менее подробно эти темы рассрывались в программе Б.М Неменского.Методику освоения основ цветоведения младшими школьниками можно рассмотреть через связь уроков изобразительного искусства и технологии по системе обучения «Изобразительное искусство и технология» Бориса Михайловича Неменского.
Так, с первого класса на уроках изобразительного искусства, используя конкретные предметы из окружающей жизни и картинки с их изображением, предлагается знакомить обучаемых с названием цветов и оттенков – красный, зеленый, голубой, розовый и т.д.
Используя акварельную краску, дети учатся правильно держать кисть, разводить краску водой и пробовать ее цвет на палитре, затем рисовать разнообразными красками. В процессе выполнения работы первоклассники учатся правильно выбирать и воспроизводить нужный цвет.
На уроке технологии по предложению учителя дети из полного комплекта цветной бумаги выбирают бумагу названного им цвета. Выбранные образцы бумаги используются для работы. Из них с помощью шаблона первоклассники вырезают геометрические и растительные элементы для составления узора способом аппликации.
Дети с первого класса знакомятся с такими понятиями как: картина «Радуга», картина «Волшебный цветок», сказка о трех королях, цветовой круг, сближенные и контрастные цвета, теплые и холодные краски, осветление и затемнение цвета, разные оттенки одного цвета, краска черная и белая.
С помощью специальной таблицы детям показывают синий, красный и желтый цвета (основные цвета).
Первоклассники узнают, что при смешивании основных цветов можно получить новые цвета – составные.
Составные цвета можно получить не только смешиванием, но и наложением одной краски на другую, если эти краски прозрачные. Там, где один цвет краски находит на другой, получается цвет новый – составной.
Во втором классе, в процессе целенаправленных наблюдений за цветом окружающих предметов, объектов живой природы и при рассматривании красочных картинок обучаемые могут заметить, что каждый цвет имеет светлый и темный оттенки. При рассмотрении эталонов красного и розового цвета они указывают, что первый цвет темнее, чем второй.
Детям показывают на палитре, как получить более светлую краску в акварели (для этого ее больше разбавляли водой) и в гуаши, для чего в краску добавляли немного белил, получая цвета: красный, розовый, синий, голубой, т.е. оттенки одного цвета разной светлоты.
На уроке технологии дети могут выполнить композицию из цветной ткани, подбирая цвет образцов ткани по принципу светлотного изменения определенного цвета (красного, синего, желтого).
На уроке изобразительного искусства обучаемые могут быстро усвоить теплые и холодные цвета, сравнивая красные, оранжевые, желтые цвета с цветом огня, солнца, а синие, голубые, зеленые цвета с цветом воды и льда. Поэтому запоминают, какие цвета называются теплыми, а какие холодными. Их знания по этому вопросу находят применение при выполнении индивидуальных заданий. От каждого ученика требуется закрасить акварелью рисунок из растительных элементов в теплой или холодной гамме красок.
В третьем классе учитель знакомит обучаемых с упрощенной схемой цветового круга, в котором цвета в виде секторов располагаются в определенной последовательности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Затем внимание должно быть обращено на цвет секторов, лежащих в круге друг против друга (дополнительные цвета), на то, что при соседстве друг с другом они дают контрастные яркие сочетания красок.
В четвертом классе особое внимание обращается на особенность влияния цвета на настроение человека. Просматривая репродукции с картин В.Перова «Тройка» и С.Григорьева «Юные натуралисты», дети убеждаются в том, что художники, используя определенную цветовую гамму, могут передать в своих произведениях радость и горе, состояние природы в разные времена года.
Кроме того, вводятся и новые темы для изучения (например, «насыщенность цвета», «светлотный контраст» и др.).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что младшие школьники усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии.
5.Восприятие произведений искусства на уроках изобразительного искусства
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Восприятие произведений изобразительного предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка.
Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:
а) развитие отзывчивости к произведению;
б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети в начальной школе не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством (особенно дети 1 и 2 классов). Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развернутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям «нравится» или «не нравится», «красиво» или «некрасиво».
Необходима особая методика знакомства с изобразительным искусством, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия.
Задачи этой методики следующие:
1.Прежде всего, учитель должен развивать у детей умение рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства.
2.Следует развивать навыки общения по поводу искусства, способность мыслить в области искусства. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия, который должен строиться на основе и с учетом возрастных особенностей восприятия детей.
3.Важно учить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт.
4.Важно развивать умение сопоставить произведение искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи.
5. В процессе восприятия важно учить детей «графической речи», т. е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения (быстрые наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия.
Чтобы уроки – беседы были эффективными, необходимо строго продумывать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать уроки зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств.
Каждое произведение искусства имеет несколько уровней. Это эмоциональный, предметный, сюжетный, символический уровни и уровень внутреннего устройства (микросхема) произведения.
Наше восприятие искусства начинается с эмоций.
Эмоциональный уровень. Первое, что мы «ловим» – это эмоциональный строй произведения. Оно торжественное или лирическое, нам смешно или грустно.  Если произведение не затронуло нас эмоционально, то дальнейший анализ не состоится.
Потому очень полезно в начале анализа попытаться уловить те эмоции, которые рождаются от общения с произведением. Это тем более необходимо, когда произведение давно знакомо. Мы ведь невольно запомнили те «старые» эмоции, которые вызвало в нас полотно когда-то. Но теперь мы другие, а значит и наше восприятие другое. И теперь у нас родятся иные эмоции на старое, давно известное произведение.
И ученикам в начале анализа очень полезно задать вопрос о первом впечатлении о картине. Более того, это первое впечатление нужно всячески сохранять и поддерживать в течение всего анализа. Часто именно этим первым эмоциональным впечатлением и проверяется правильность аналитических выводов. Постепенно в процессе анализа мы начинаем видеть, как художник добивается того или иного эмоционального впечатления. Эмоциональным должно быть и завершение анализа. В самом конце не только полезно, но просто необходимо еще раз возвратиться к целостному эмоциональному впечатлению. Только теперь эмоция подкреплена знанием смысла.
Примерные вопросы для анализа произведения на эмоциональном уровне:
Какое впечатление производит произведение?
Какое настроение пытается передать автор?
Каков характер произведения?
Как помогают эмоциональному впечатлению масштаб произведения, формат, вертикальное, горизонтальное или диагональное расположение частей, использование цветов в картине и распределение света?[3]
Предметный уровень. Он отражает то, что непосредственно изображено. Именно с этого уровня непосредственно начинается анализ. Любой предмет, любое действующее лицо или явление, необычайно значимым. Случайных вещей на картинах хороших художников не бывает.
Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет мыслить. И здесь мы часто встречаемся с трудностями. Внимание человека избирательно и довольно долго мы можем не замечать на полотне какой-нибудь важной детали. Да и исторические вещи меняются иногда до полной неузнаваемости. Или костюм, который в любую эпоху очень многое говорит современником о человеке – это ведь целая энциклопедия не только внешней жизни, но и нравов, характеров, жизненных целей.
Потому нужно взять себе за правило начинать «чтение» картины с тщательного прояснения для себя смысла и назначения всех помещенных на ней вещей.
Предметный мир картины – это те слова, из которых состоит «данный нам текст». Уже на этом уровне, в начале знакомства с предметным миром картины, мы очень быстро замечаем, что все предметы и лица не хаотично разбросаны по полотну, а составляют некое единство. И мы невольно начинаем это единство осмысливать, делая первый шаг к композиции картины. Окончательно мы ее освоим уже в самом конце. Но начинать отмечать отдельные особенности надо сразу же.
Как правило, сразу видно, что наиболее важные элементы образуют простые и ясные формы (треугольник, круг, пирамида, квадрат …). Эти формы выбираются художником не произвольно, они создают определенный эмоциональный строй. Круг и овал успокаивают, завершают. Квадрат или лежащий прямоугольник создают ощущение устойчивости незыблемости. Пирамида и треугольник рождают у зрителя ощущение стремления. На этой стадии анализа легко выделяются главное и второстепенное в картине.
Отдельный предмет, отдельный цвет, отдельный мазок ничего не дает для понимания смысла. Значимы лишь их соотношения. Через отношение цветов, звуков, тем, предметов, объемов нужно уметь «читать» смысл произведения.
Контрастные противопоставления, преобладание движения или покоя на полотне, соотношение фона и фигур – все это отмечается уже на этом этапе анализа. Здесь мы замечаем, что передача движения – это диагональ, свободное пространство перед объектом, изображение кульминационного момента движения, ассиметричные схемы; а передача покоя – это отсутствие диагоналей, свободного пространства перед объектом, статичные позы, симметричные схемы. Но все это пока только отмечается. Истинный смысл особенности композиции приобретут для нас только в самом конце анализа.
Примерные вопросы для анализа произведения искусства на предметном уровне:
Что (или кто) изображено на картине?
Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
Выделите главное из того, что вы увидели? Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным.
Какими средствами художник выделяет главное?
Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)? [14]
Сюжетный уровень. Сразу хочется предостеречь от опасности, очень часто исследователи желают заменить сюжет, представленный художником на полотне сюжетом, известным из истории, мифологии, рассказов о художнике. Художник ведь не просто иллюстрирует сюжет, но дает его осмысление, иногда очень далеко выходящее за рамки этого сюжета. Иначе рождаются искусствоведческие штампы. Часто спрашивают: а на всех ли полотнах есть сюжет? На жанровой или исторической картине он чаще всего очевиден. А в портрете, пейзаже, натюрморте? А в абстрактной живописи? Здесь все не так очевидно. Французское слово «сюжет» означает не столько развертывание событий, сколько вообще «тему» произведения или «причину, повод, мотив». А первое значение этого слова – «предрасположенный, подверженный».
Таким образом, сюжет предстает перед нами причинно-следственными связями, выстроенными художником на полотне. В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете – взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет, с тем, кем он хочет казаться. В натюрморте – отношений между вещами оставленными человеком и самим человеком «за кадром». А в абстрактной живописи художник выстраивает соотношение линий, пятен, цветов, фигур.
Из вышесказанного следует два вывода.
Первый: сюжет нужно строить, исходя из реалий конкретной картины. «Не в самом прошении блудного сына смысл и не в самом раскаянии, а в удивлении, которое вызывает такая отцовская любовь, такое прощение».
И второй вывод: так или иначе, но сюжетный уровень всегда присутствует на полотне. И обходить его в анализе просто нерационально. Причинно-следственные связи как раз и выстраивают особое пространство и время картины. Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности полотна. Мы отличаем картину – рассказ и картину-показ, говорим о изобразительности и выразительности на полотне.
И сразу обнаруживается, что не все лица, предметы, явления выступают на картине в том смысле, что и в жизни. Иные из них наделены особым символическим смысл в культуре взрастившей художника. Другим придал значение многозначных символов сам автор. Так мы выходим на следующий уровень – символический.
Символический уровень. На символическом уровне мы как бы вновь возвращаемся к предметному наполнению картины, но на другом качественном уровне. Предметы натюрморта вдруг начинают проявлять смысл. Часы – это уходящее время, пустые раковины – пустая бренная жизнь, остатки трапезы – внезапно оборвавшийся жизненный путь. Более того, каждая форма вновь осмысливается. Круговая композиция – это символ вечности. Квадрат (куб) – это символ земли, устойчивого земного бытия.
Мы видим, что один художник выстраивает полотно, разбивая его на части слева направо. И тогда в правой части оказываются положительные ценности, а в левой отрицательные. Движение глаза слева направо заставляет нас увидеть в левой половине начало события, а в правой его итог.
Другой художник выделит вертикальное деление поле картины. И тогда вступают в силу наши представления о верхе и низе в окружающем нас мире. Высокий, низкий или средний горизонт, «цветовая тяжесть» верха или низа полотна, насыщенность иной или иной части фигурами, открытость пространства – все это становиться предметом анализа на символическом уровне. Нельзя забывать, что сама вертикальная или горизонтальная композиция картины – тоже значимый символ. Иконописные построения разворачиваются по вертикали, а картины Нового времени почти все горизонтальные.
И хотя картина – это обустройство плоскости, художники все время стремятся освоить глубину пространства. Глубина пространства может раскрываться разными способами. И каждый из них символичен. Ближние предметы заслоняют дальние. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, земли – низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Глубина выстраивается с помощью архитектурных сооружений. И архитектура начинает активно влиять на персонажи – возвышать их или придавливать, прятать или выставлять напоказ. [15]
На этом уровне анализа большое значение приобретают цвет и свет в картине. Известно, что цвета в Древнем мире и Средневековье были четко прикреплены к соответствующим образом, являясь яркими символами. А поскольку в произведении живописи цвет – это главное средство построения живописного мира, то художники даже Нового времени не избегают этого символического влияния. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни. Но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно встраивается грандиозная система мира данного полотна.
Примерные вопросы для анализа произведения на символическом уровне:
Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, цвет, куб, купол, арка, свод, шпиль, башня, жест, поза, одежда, ритм, тенор и т.д.? Каково название произведения?
Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?
Далее мы поднимаемся на новый уровень осмысления картины. Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, а эмоционально. «Как это здорово и мудро!» – восхищение должно прийти к нам в результате тщательного анализа. Попробуйте мысленно передвигать фигуры в данном формате, гасить одни и выделять другие, и вы увидите, что затрагиваете этим не только выразительность, но и самый смысл картины. На этом этапе картина становится «своей». Но это идеальная система анализа. В реальности же что-то не выходит, где-то не додумываем, когда-то не успеваем как следует почувствовать. Но хотя бы раз показать ученикам весь процесс анализа, провести их путем понимания мы просто обязаны.[5]
В каждом конкретном произведении мы можем вычленить какой-то один уровень и работать с учениками над ним. Тем более, что любое произведение искусства допускает вполне самостоятельное его бытование на каждом их этих уровней. Более того, в одном произведении явно выделяется сюжетный уровень, в другом – символический. Для выработки навыков анализа полезно использовать частные приемы: простое описание картины, т.е. того, что на ней в самом деле изображено. Такие описания необычайно помогают сосредотачивать внимание на данном полотне, входить в мир картины; сворачивать содержание. Здесь учитель просит просто пересказывать изображение, но каждый раз сокращая свой рассказ. В конце концов, рассказ сводится к нескольким скупым фразам, в которых осталось лишь самое главное; выстраивание иерархий. Здесь учитель вместе с учениками пытается соотнести между собой ценности, предложенные художником, ответить на вопрос: «Что главнее?» – этот прием полезен на всех уровнях; создание «поля» анализа. Часто «открытию» смысла помогает какой-нибудь незначительный факт биографии художника или факт данной культуры. Он переводит наше внимание в иную плоскость. Пускает наши мысли по иному пути. [22]
Таким образом, проблема анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства тесно связана с проблемами восприятия как особого вида творческого познания, являющегося важным этапом процесса понимания.    Одними из основных моментов анализа произведения изобразительного искусства должно стать колористическое решение.
Заключение
Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства можно сделать следующие выводы:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения.
Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому.
Если детей не знакомить с основами цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
2.Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности.
Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
3.В начальных классах обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на занятиях изобразительным искусством, так и на занятиях технологией.
С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета.
4.Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу учителя начальных классов по использованию методов обучения основам цветоведения.
Мир искусства богат и сложен. Для того, чтобы человек вступил в него не как в тёмный, неведомый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни, настойчиво приобщая к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия.
Самый верный и наиболее плодотворный путь приобщения к искусству - это живое общение с ним. Постоянно посещая музеи и выставки, знакомясь с памятниками архитектуры, рассматривая репродукции, мы незаметно для самих себя накапливаем бесценный опыт «эстетического отношения к действительности».
Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке.
С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.
Подводя итоги проделанной работы, следует сделать выводы о реализации намеченной цели и поставленных задач.
Библиография
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.— М.: Просвещение, 2012.
Левин С.Д. Беседы с юным художником. Вып. I. М.: Советский художник, 1988.
Неменский Б.М, Неменская Л.А, Горяева Н.А, Питерских А.С Изобразительное искусство — М.: Просвещение, 2011.
Розенвансер В.Б. Беседы об искусстве. — М.: Просвящение, 1979.
Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство» 1–4 классы. — М.: Астрель, 2010.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Шпикалова Т. Я, Ершова Л. В. Изобразительное искусство. Рабочие программы.— М.: Просвещение, 2011.
http://slovari.299.ru/word.php?find_word=%E0%ED%E0%EB%E8%E7&slovar=4
http://enc-dic.com/ozhegov/Iskusstvo-11183/http://enc-dic.com/ozhegov/Ocenka-21709/http://slovari.299.ru/word.php?id=35110&sl=oj
http://www.5rik.ru/better/article-216916.htmhttp://www.it-med.ru/library/v/vospriytie.htmhttp://revolution.allbest.ru/pedagogics/00373825_0.html
http://iluhin.com/notes/color/http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0b65625b3ad68a5d43b89521206d27_0.html
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-158535https://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E2%E5%F2http://www.happy-giraffe.ru/user/51778/blog/post60101/http://atlanticrus.ru/content/osnovy-zhivopisi?page=8Приложение