Тетрадь с печатной основой к уроку, посвященному Путешествию из Петербурга в Москву А.Н.Радищева








































Александр Николаевич Радищев

Главы
«Путешествия из Петербурга в Москву»



Работа ученика (цы) 9-___ класса ГБОУ школа № 593

____________________________________________________________

Дрезден, июля 12

Утро было прекрасное; птички пели, и молодью олени играли на дороге. Тут вдруг открылся мне Дрезден на большой долине, по которой течет кроткая Эльба
Ныне поутру, любезные мои, вошел я в придворную католическую церковь во время обедни. Великолепие храма, громкое и приятное пение, сопровождаемое согласными звуками органа; благоговение молящихся, к небу воздетые руки священников - все сие вместе произвело во мне некоторый восхитительный трепет. Мне казалось, что я вступил в мир ангельский и слышу гласы блаженных духов, славословящих неизреченного. Ноги мои подогнулись; я стал на колени и молился от всего сердца.

Кронштат

Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России, через несколько дней буду с вами, друзья мои!.. Всех останавливаю, спрашиваю, единственно для того, чтобы говорить по-русски и слышать русских людей. Вы знаете, что трудно найти город хуже Кронштата, но мне он мил! Здешний трактир можно назвать гостиницею нищих, но мне в нем весело!
С каким удовольствием перебираю свои сокровища: записки, счеты, книги, камешки, сухие травки и ветки, напоминающие мне могилу отца Лоренза, или густую иву, под которою англичанин Поп сочинял лучшие стихи свои! Согласитесь, что все на свете крезы бедны передо мною!
Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев! Оно через 20 лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?.. Почему знать? Может быть, и другие найдут нечто приятное в моих эскизах; может быть, и другие... Но это их, а не мое дело


______________________________________________________________
________
Крез- царь Лидии, знаменитый своими несметными богатствами.

Стр.2






Блок I. Жанровая основа произведения

Задание №1. Из данных опорных слов составьте и запишите определение эпистолярного жанра
  (от греч. Epistole письмо, послание), жанр, характеризовать, форма, личные письма.
Эпистолярный жанр- ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2 Среди перечисленных жанров древнерусской литературы отметьте те, которые встречались в различных главах «Путешествия из Петербурга в Москву»:
а) знамение;
б) прибаутка;
в) видение;
г) частушка;
д) слово;
е) поучение.
- Почему А.Н.Радищев использует в своем произведении различные жанры, в том числе и жанры древнерусской литературы?

Задание 3. Два письма, содержащихся на стр. 2, являются выдержками из «Писем русского путешественника» Николая Михайловича Карамзина. Какой жанр, кроме эпистолярного, лежит в основе создания данного произведения? Найдите наиболее правильное определение данного жанра. Назовите известные вам литературные путешествия.
А) Художественный жанр «путешествие» формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.
Б)  Путешествие это жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия.
В) Путешествие литературный жанр, в основе которого содержится описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Стр.3


\

Блок II. «Отпечатки времени»
Задание 4. Назовите дату создания «Путешествия». Какова основная задача подобных произведений? Какая эпоха в России ставила перед собой те же задачи. Назовите характерные признаки эпохи Просвещения.
Задание 5. К какому (каким) литературному направлению можно отнести «Путешествие из Петербурга в Москву»?
Соотнесите признаки литературных направлений с их названиями при помощи стрелок.

А)Строгая иерархия жанров

КЛАССИЦИЗМ






СЕНТИМЕНТАЛИЗМ



Б)Возник как протест против канонов классицизма


В)Возник как форма самоутверждения личности


Г)Обращение к античным канонам


Д)Стремление к гармонии и соразмерности


Е)Культ чувства


Ж)Обращение к идеальным образцам



Блок III. Путешествие по страницам произведения

Задание №6. Ответьте, какой эпизод или фраза произвели на вас сильное впечатление? Почему?
Задание 7. Почему, как вы думаете, Радищев включил в последнюю главу «Слово о Ломоносове»?

Блок IV. Современность и «Путешествие из Петербурга в Москву»

Задание № 8. Зачем современный читатель изучает А.Н.Радищева? Что дает нам знание биографии его и его литературного труда «Путешествие из Петербурга в Москву?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стр. 4



15