Музейная педагогика как форма патриотического воспитания в школе


Васильева Екатерина Васильевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска»
Музейная педагогика как форма патриотического воспитания в школе
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Воспитать патриотов - значит, быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества завтра. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования.
В направлении воспитания патриотизма в среде школьников можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания  возлагается  на  средние общеобразовательные учреждения. 
А если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно музей и музейная педагогика должны сегодня стать системообразующим элементом в организации патриотической работы в школе.
Музейная педагогика – это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Именно она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Можно выделить основные формы музейной педагогики:
- словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств;
- наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;
- практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ;- репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
- объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу знаний «в готовом виде»;
- проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
- исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Одним из ведущих направлений  можно считать краеведение, где ребятам предлагается  изучить историю своей семьи, своей улицы, своего города, области.
Как же используется музейная педагогика в патриотическом воспитании в школе?
Во-первых, это работа по поисково-собирательской деятельности. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. В нашей школе музей предлагает каждому заинтересовавшемуся поисковое задание. Разрабатывает памятки с рекомендациями по его выполнению.
Вот примеры заданий: подготовить проект «Старая семейная фотография». Этим заданием были увлечены четыре пятых класса практически в полном составе. Ребята не просто нашли в своих семейных фотоархивах старые фото и рассказали о тех, кто на нем изображен. Они также подготовили историческую справку об этом периоде, одежде или профессии.
Не менее интересным показалось ребятам и задание на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне», в результате, которого ребята вместе педагогом подготовили блестящие сочинения и исследовательские работы.
Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи.
В настоящий момент ребята готовят коллективную работу книгу воспоминаний на тему «Судьба семьи в судьбе страны».
Усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача патриотического воспитания. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ.
Во-вторых, это экспозиционная (оформительская) деятельность. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. В нашем музее представлено несколько диапроекторов, которые вызывают особый восторг посетителей музея. Ребятам представляется возможность не только познакомиться с историей данного аппарата, но и проверить его работу на практике.
В настоящее время обучающиеся охотно принимают участие в подготовке информационной выставки «Мой город», посвященной юбилею города Кировска.
В-третьих, это экскурсионная деятельность.  Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Большинство экскурсии в школьном музее и музейных уроков проводят сами учащиеся. Вместе мы отрабатываем текст, согласуем его с видеорядом, с музыкой. Некоторые экскурсии составляются на основе исследовательских работ, проведенных детьми. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии,  и её проведение.
Наш музей посвящен истории МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска», однако это не единственная историческая линия. В ходе экскурсий можно познакомиться с персоналиями, особенностями складывания международной дружбы нашей школы со школой в г. Ньюри (Северная Ирландия).
В-четвертых, это проведение культурно-массовых мероприятий и дел. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции, уроков мужества, тематических классных часов, встреч с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда вот не полный перечень мероприятий, в котором участвуют школьники.
Музей – это особый мир, особая атмосфера. Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.
Эффективное патриотическое воспитание учащихся  сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.