«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»


Здравствуйте! Я Воловодова Марина Ивановна, учитель кубановедения МБОУ СОШ № 3 ст. Павловской хочу поделиться опытом работы по теме: «Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения». Я родилась и выросла на Дону в селе Красная Поляна. В детстве я часто наблюдала, как бабушка прядет пряжу на прялке, как красиво вышивает наволочки на подушки. А какие вкусные, ароматные пирожки с гарбузом получались у бабушки в духовке….
И вот нити судьбы привели меня донскую казачку в кубанскую станицу Павловскую. По специальности я учитель начальных классов, но когда в 2004 году мне предложили вести предмет кубановедение, я согласилась, не задумываясь.
Передо мной встала задача — собрать, изучить, сохранить и передать потомкам опыт наших предков, чтобы не были забыты наши корни, прошлое. Я поставила пред собой цель- создание музейной комнаты в кабинете кубановедения. Ведь говорить о малой родине без погружения в атмосферу старины невозможно. При обучении и воспитании подрастающего поколения необходимо опираться на наглядно- действенный метод. Музей- место, где встречаются прошлое и настоящее. Здесь можно помечтать и представить себя, то казаком, то солдатом. Все предметы, собранные в музее, имеют свою историю. Каждый экспонат прошел через многие руки, и теперь занимает достойное место в нашей музейной комнате. Совместно с учащимися были созданы экспозиции: «Кубанская старина», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя станица Павловская».

Но любая наглядность, постоянно действующая перестает интересовать ребят, поэтому приходиться искать новые формы и методы для повышения познавательного интереса учащихся и в этом мне помогает архив музейной комнаты. Здесь хранятся экспонаты, которые были выставлены ранее или еще не выставлялись.
Ни для кого не секрет, что музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении многих задач.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются: музейный предмет- подлинник, обладающий большой научной, исторической и художественной значимостью, который можно рассматривать, брать в руки.
Музейная культура дает ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, как необходимо относиться к нему.
Музейная коммуникация – это процесс общения с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи.
С помощью музейной педагогики у учащихся развиваются универсальные учебные действия:
Умение ставить перед собой цели и проектировать пути их достижения
Умение сопоставлять и анализировать
Умение находить применение своим знаниям
Умение и готовность обучаться
Умение добиваться целей речевыми средствами
Умение презентовать себя и результаты своего труда
 Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, который основан на интересе детей к исследовательской деятельности, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
Моя методическая система реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Я использую следующие нетрадиционные виды уроков:
- урок экскурсия

На этапе урока «О чем рассказал экспонат?» передо мной стоит цель: дать информацию о назначении этого предмета;
познакомить с его историей и историей появления в музее;
воспроизвести с помощью экспоната возможные события в быту казака;
При этом я использую следующие методы и приемы: словесный, наглядный, а у учащихся развиваются универсальные учебные действия: умение слушать, видеть, воспринимать, переживать и сопереживать; умение обобщать и анализировать.
На уроке – встрече музейный предмет, письмо солдата с фронта, позволяет использовать метод погружения в историческую обстановку, учащиеся узнают о действии военно- полевой почты, учатся приему складывания письма в виде треугольника. Но самое главное этот музейный экспонат позволяет почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы ВОВ.
Наиболее часто используемый мною урок- путешествие.

Мы часто с ребятами совершаем виртуальные экскурсии по краю. Учащиеся приносят в музейную комнату много фотографий и вот одна из них, это снимок реки Сосыка, позволил нам отправиться в путешествие по родному краю. Предо мной стояла задача: с помощью ролевой игры использовать метод погружения и обсудить экологическую обстановку реки. А ребятам предстояло найти ответ на вопрос: «Как спасти реку?» У учащихся развиваются следующие УУД: умение слушать и слышать, умение анализировать, приводить аргументы и делать выводы, умение работать в группе .
С целью активизации познавательной деятельности, развития у школьников творческих способностей, инициативности, самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности я использую следующие технологии:
Технология проблемного обучения позволяет подвести учащихся к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность. На уроках кубановедения я использую следующие виды заданий:
- Ребятам предлагается проблемная ситуация, необходимо используя учебник, опираясь на музейные экспонаты ответить на поставленный вопрос. И в результате ребята готовят сообщения.
- Игра «Кот в мешке» позволяет дать характеристику музейным предметам, дает возможность ощутить себя соучастниками исторических событий.
Также в своей деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, которые способны вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, Так при изучении раздела «История Кубани» в урочной и внеурочной деятельности мне очень помогает экспонат музея - газета «Единство». Учащимся с помощью источника информации( газета) и средств сети Интернет необходимо дать ответ на вопрос. Результат- презентации.
У учащихся развиваются следующие универсальные учебные действия: умение ориентироваться в потоке информации и находить нужную; умение обобщать и классифицировать, анализировать, делать выводы.
Проектная деятельность обогащает личностный опыт школьников
и позволяет им:
-Совершенствовать умение работать с информацией;
-Актуализировать знания по предмету и конкретной теме;
-Применять их в своей учебной деятельности.
Так при изучении разделов «Природа Кубани», «История Кубани», «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья» учащиеся создают сборники «Кубанские говоры», «Кубанская старина», Кубань в годы ВОВ и др.
Осуществляется проектная деятельность, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. В 2012 году с целью сохранения памяти об историческом прошлом малой родины возникла идея: создать кубанское подворье. Этот проект по продолжительности был долгосрочным и реализовывался поэтапно. Подготовительный этап включал в себя: выбор темы, постановку целей и определение задач. На организационном этапе была сформирована команда единомышленников, которая составила плана реализации проекта, провела анкетирование среди учащихся школы и их родителей, произвела расчет сметы. На основном этапе была проведена выставка детских работ «Кубанское подворье», изготовлены в миниатюре- хата казака, летняя печь, колодец, телега, куплены фигурки домашних животных. И вот результат- кубанское подворье на пришкольном участке. Теперь здесь экскурсоводы кружка «Юный краевед» проводят экскурсии для учащихся начальной школы и воспитанников детского сада.

Данная деятельность позволяет развивать у учащихся умение ставить перед собой цель, умение работать с информацией, умение организовать рабочее время группы и каждого члена в ней.
Музейная педагогика помогает воспитывать уважение к традициям казачества, прививая любовь к родному краю не только на уроках но и во внеурочной деятельности. С 2013 года в рамках реализации ФГОС я веду кружок «Юный краевед». Одним из разделов кружка является экскурсионная деятельность.
Цель работы: познакомить учащихся с основными правилами построения и проведения музейной экскурсии; обогатить словарный запас учащихся.
Учащиеся готовят и проводят экскурсии на следующие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Музей под открытым небом», «Кубанская старина». Данная работа развивает у учащихся умение работать с информацией, умение общаться, умение презентовать результаты своего труда.
С целью привлечения учащихся к участию к научно – исследовательской работе, активного участия их в интеллектуальной жизни школы, представление её в конференциях, и конкурсах исследовательских работ с 2005 года в школе действует НОУ «Гейзер». Я вовлекаю учащихся в данную деятельность.
С 2011 года я являюсь редактором газеты «Школьный проспект» и веду работу с пресс- центром. Цель данной работы- привлечение творческих, креативных учащихся для написания публицистических работ на темы: «Кубань сегодня», «Старина родная», «Мы потомки казаков». В работе пресс- центра активно использую следующие методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Результат: выпуск газеты «Школьный проспект», сборник «Герои живут рядом».
Самые мои активные помощники в создании музейной комнаты- волонтеры. Волонтерский отряд «Позитив» был создан в 2011 году. Первоначально ребята оказывали посильную помощь ветеранам ВОВ, одиноким людям. Каждая встреча с пожилым человеком сопровождалась интересным рассказом о военном лихолетье, так возникла идея создать на основе воспоминаний ветеранов ВОВ документальный фильм «Живая память» и «Книгу памяти».
Моя методическая система позволила добиться следующих результатов: в течение 3 лет наблюдается позитивная динамика в качественном показателе и показателе среднего балла.
Во внеурочной деятельности мои воспитанники активно проявляют себя на региональной олимпиаде и краевой викторине по кубановедению, являются призерами и победителями различных конкурсов краеведческой направленности.
Я считаю, что ребенок должен знать и любить свои родные корни. Они в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой. Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний (Джером Клапия Джером)