Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании.


Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании.
Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX- начале XX вв., оно по-разному трактовалось и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания. В теории и практике преподавания была выявлена большая роль музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.
Становление музейной педагогики связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах ученые описывали методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний. В нашей стране, изучением музейной педагогики занимались С. Т Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко - они создали в России первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках, а так же Ванслова Е. Г., Федорова Н.Ф - внесли вклад в развитие дисциплины. К современным исследователям, относится Короткова М. В.[3,4], Юхневич М.Ю.[8], Артемов Е. Г. [1],Щербакова А. А.[6] в своих трудах они выделили особенности, которые необходимо учитывать при проведении музейных занятий.
В методике проведения музейных занятий выделяют различные виды: экскурсия, спектакль, концерт, дефиле (бал), мастер- класс. Формы занятий группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия: экскурсионные и лекционные циклы, кружок, студия, курсы, фестиваль, музейный праздник, музейная акция клуб, вечера.[6, с.114-115] Традиционная форма занятий в музее - экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению со школьным уроком, при условии содержания соответствующего тематике материала. К нетрадиционным моделям проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. [1, с.45].
Использование музейной педагогики на практике инициировано правительственными документами о развитии патриотизма: Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы».
Музейная педагогика как технология эффективна при реализации регионального компонента. В городе Иркутске опубликован сборник авторских программ, а также региональный компонент входит в элективный курс «Иркутсковедение». Целью данного курса является развитие у школьников любви к Родине, интереса к пониманию исторических процессов по становлению общественных отношений в данном регионе, на примере формирования и развития города Иркутска.
Иркутск - это город, в котором находится большое количество музеев. Изучив содержание музеев г. Иркутска, было выявлено множество ценного материала по истории города, соотносящееся с тематикой элективного курса. Соответственно, данный материал следует использовать наилучшим образом при реализации уроков, проработав способы и формы его проведения.
В рабочей программе «Иркутсковедение» была запланирована система реализации музейных занятий[5]. Тем не менее, при проведении этих занятий, возникли проблемы: проведение музейных занятий в настоящий момент требует объемной предварительной подготовки: посещения музеев и взаимодействия с музейными работниками, которые не всегда идут на сотрудничество, что крайне необходимо для достижения наилучших успехов и полного восприятия необходимой информации.
Как показывает практика, обязательно следует учитывать возрастные особенности учащихся при построении урока. В возрасте 9-13 лет лучше комбинировать деятельность учеников и выступления экскурсовода/учителя, чередовать активную деятельность и пассивную, вести диалог с детьми, опираясь на их опыт, а также развивать причинно следственные связи в форме игры, использовать проблемное обучение. Существует безграничное множество методов и способов, главное уметь их правильно сочетать для лучшего качества проведения занятия, избегая монотонности и «сухости» изложения материала.
С целью более подробного изучения данной темы, были проведены музейные занятия по темам: «Освоение Сибири и основание Иркутского острога.», «История православных храмов Иркутска», Управление в г. Иркутске. Губернаторы, чиновничество». На данных занятиях использовались различные формы работы с обучающимися: индивидуальные и групповые доклады, элементы игры, проблемное обучение, диалог, разыгрывалось «представление» исторического события.При анализе, проведенных музейных занятий, использовались методы: наблюдения, педагогического эксперимента, количественный и качественный анализа, классификации, обобщения опыта, в том числе личного. Было выявлено, что музейные занятия позитивно влияют на развитие познавательного интереса и увеличивают активность учеников на уроке. Влияние музейной педагогики на развитие познавательного интереса и активности исследовалось по критериям Щукиной Г. И.[7] и была выявлена положительная динамика уровня познавательного интереса и активности обучающихся.
Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории. Но для осуществления реализации музейных уроков, необходимо непосредственное тесное взаимодействие школы и музея. На данный момент, активного контакта музея и школы нет, не развита модель доверительных отношений. Музеи не имеют лицензий на ведение образовательной деятельности, поэтому реализация музейных занятий носит эпизодический характер. Большую пользу в ускорении процесса развития взаимодействия может сыграть использование зарубежного опыта, а также ориентация, в первую очередь, не на рыночные, а на партнерские отношения. Необходимо активнее развивать и внедрять программы связанные с музейной педагогикой, т. к. это позволит улучшить качество образования и уровень культурно – личностного развития обучающихся.
Список литературы:
1. Артемов, Е.Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артемов - СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006. – 203с.
2. Артемова, Н. Музейный сувенир: в поисках образа / Артемова// Музей. - 2011. - № 2. - С. 62-68.
3. Короткова, М.В. Методика реализации культурно-образовательных программ для подростков в музейной практике. Музей без барьеров / М. В. Короткова - М.: Владос, 2013- 106с.
4. Короткова, М. В. Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V–VI классов основной школы / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе.– 2014.– № 4.– С. 8-14с.
5. Иркутсковедение / Под ред. В. В. Перегудовой – Иркутск: Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, 2010 – 125с
6. Музей как пространство образования: игра, диалог и культура участия / Под ред. А.А. Щербаковой. М.: Высшая школа, 2012. – 211с
7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1998 г. — 208 с.
8. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юнхевич - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001- 223с.