Рефлексивный отчёт по групповым презентациям


Отчёт В3
по групповым презентациям, касающимся выполнения заданий в период практической работы в школе.
Разделяю фразу, встретившую в руководстве, что «Совместная работа помогает учителям не только транслировать практику в свои школы, но также построить основу профессиональных знаний , которым могут доверять другие учителя. Эта основа знаний не является знанием на основе исследований , скорее это живой диалогический процесс, основанный на инновациях, которые вдохновляют других и обеспечивают их ориентирами для дальнейшего действия» [1, с. 194].
В период практики выполняя индивидуально задания смотрела на все вопросы однобоко. Совместная презентация помогла структурировать информацию, полученную в практической деятельности. Кроме этого расширила свою базу новыми знаниями.
В рамках заданий для выполнения в период практики, нами было проведено консультирование с коллегами. На третьем этапе «Лицом к лицу» совместно с коллегами была составлена презентация по анализу выполнения задания. Совместная работа по анализированию результатов консультирования направлена была на выявление положительных аспектов, возникших трудностей и на планирование дальнейших действий по устранению этих трудностей.
На первоначальном этапе выслушали мнения каждого. Многие указали на то, что консультировались с администрацией школы по поводу внесений определённых изменений в преподавание. С сертифицированными учителями консультирование строилось по вопросам планирования. Вместе с ними анализировали среднесрочное и краткосрочное планирование, обдумывали эффективность той или иной стратегии, подбор форм работы, техник оценивания и планируемых результатов. Это позволило повысить качество среднесрочного и краткосрочного планирования, детализировать организацию групповой работы. Педагоги, обратившиеся за консультацией к коллегам научились видеть свои сильные и слабые стороны, ценить «Взгляд со стороны», объединить опыт учителей.
Некоторые учителя отмечали, что встречали непонимание и неприятие идей программы со стороны не сертифицированных учителей. В данном случае целесообразно было обсуждение с коллегами цели формативного оценивания, положительных сторон групповой работы, что может быть рассмотрено как инструктирование. Приглашая педагогов на урок, обращали их внимание на работу учеников разных категорий, какие достижения были у того или иного ученика.
Консультирование с родителями послужило хорошим стимулом к работе, так как многие встретили понимание с их стороны и смогли заинтересовать родителей идеями новой программы через организацию групповой работы на родительском собрании, через привлечение родителей к диагностике (ведение дневников наблюдения за своими детьми). В ходе обсуждения по этому направлению возник вопрос: а как организовать взаимодействие с родителями, если не являешься классным руководителем в этом классе. Выйти из ситуации можно через совместную деятельность с классным руководителем данного класса.
В процессе выполнения этого задания мы научились совместно планировать уроки, взаимодействовать «учитель-учитель», «учитель – ученик», «учитель-родитель».
Совместно обсуждая задание «Опрос учащихся и реакция на их ответы» пришли к выводу, что на практике мы научились создавать образовательную среду, в которой ребята вступают в диалог; усовершенствовали свои умения в постановке вопросов, применяя в своих уроках вопросы, как низкого, так и высокого порядка.
Учитывая , что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения, успешность обучения и преподавания заключается в создании коллаборативной среды
В результате совместной работы группы изменилось видение на этот вопрос. Важным для меня стало то, что создание коллаборативной среды происходит на протяжении всего урока. Начиная с организационного момента и до подведения итогов урока и рефлексии. Условно определились 3 этапа:
1 этап: диагностика и наблюдение.
2 этап: использование стратегий
3 этап: выводы через рефлексию.
На подготовительном этапе проводится диагностика по средствам социометрии (где изучаются предпочтения детей), проективных методик (на изучение эмоциональной сферы учащихся, анализируем отношения к школе, к одноклассникам, к учёбе, к учителю), анкетирования и собеседования с учащимися. На первом этапе изучили микроклимат в классе, изучили уровень школьной мотивации, узнали интересы ребят для создания комфортных условий для взаимодействия ученик – ученик, ученик-учитель.
На втором этапе через использование стратегий («Джиксо», «Лови ошибку»), игр и организацию групповой работы происходит развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в группе, через диалог развивается качество усвоения материала, повышается уровень учебной мотивации, снижается уровень тревожности.
На заключительном этапе делаем выводы через рефлексию. Наряду с рефлексией для учащихся (их выводы о полученных знаниях, о проделанной работе) проходит и рефлексия учителя (определяет «плюсы» и «минусы») с выходом на планирование дальнейших действий. Привлекла моё внимание адаптированная для учителей форма техники оценивания урока «Голосование точками». Определены критерии: активность на уроке, интерес, комфортность, применение знаний. Либо учитель сам оценивает, либо оценивают коллеги.
В процессе преподавания мы, как «Учителя начальной школы должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявление способностей или таланта со стороны учеников» [1 , с. 177]. Передо мной стоит главная задача создать такую благоприятную образовательную среду, чтобы ученик достиг максимального успеха в обучении. Для талантливых и одарённых учеников от меня требуется более детальное продумывание, обсуждение и тщательное планирование. Но как это сделать? В результате совместной презентации с коллегами взяла для себя много полезной информации, которая будет служить как справочник для учителя. За основу работы с успешными учениками взяли создание благоприятной образовательной среды. Чтобы ученик развивался рассматривали с коллегами необходимость индивидуально-дифференцированного подхода через опережающие, усложнённые, творческие задания, через исследовательскую деятельность на уроке, через создание проблемных ситуаций. Организуя на уроке активные формы работы (групповая или парная) использовать и развивать потенциал талантливого ребёнка. Если образовать пару «ученик А-ученик С», успешный ребёнок проявит себя как консультант, но при этом только повторит и закрепит материал. В том случае если будет работать пара «ученик А-ученик А», тогда будет прослеживаться развитие ученика. Привлечение успешного ученика в качестве наблюдателя в групповой работе тоже направлено на развитие умения выделить главное, объективно оценить, аргументировать свои выводы. Обсуждая с коллегами вопрос выяснили, что в период практики перед нами возникали одни и те же трудности: это со стороны учащихся несогласие работать в группе (выход ситуации – распределение ролей); слабая активность (поддержание интереса, использование подмостков, алгоритма); низкая мотивация (использование техник формативного оценивания). Для нас учителей составляло трудность составление разноуровневых заданий по таксономии Блума, формулирование вопросов на уроке, так чтобы он был доступен детям и развивал мышление высокого порядка (необходимо детальное изучение таксономии Блума, опора на таблицу, клише, подсказки). В процессе выполнения задания в период практики ученики научились: брать инициативу и ответственность на себя, работать в парах и группах, принимать решения, аргументировать, самостоятельно делать выводы. Учителя параллельно тоже обучались и научились: использовать результаты диагностики, составлять разноуровневые задания, составлять вопросы по таксономии Блума (высокого и низкого порядка), учитывать интересы ребят разных уровней. В процессе презентации одна из групп утверждала, что успешные ученики проявляют себя и на стадии рефлексии. Тогда возник вопрос: «А как мы можем отследить талантливого и одарённого на стадии рефлексии?». Обсуждая, пришли к выводу, что такие ученики на стадии рефлексии обобщают материал на уровне метапознания, проявляют лидерские качества, объективно оценивают, дают веское обоснование своей оценки.

Закончить свой отчёт хотелось бы словами «… через обучение люди становятся более человечными, что преподавание вовлекает все, что помогает людям изучать и, что в перспективе только учителя могут предпринять необходимы меры по улучшению педагогической практики» [1, с. 194]
Использованная литература.
Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. 2012 г.