Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы (на примере изучения в 9 классе произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»).

ЦЕЛЬ: Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы
(на примере изучения в 9 классе произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»).

В условиях современной жизни комфортно себя чувствует человек, умеющий свободно общаться в любых сферах деятельности. В основе умения общаться лежат коммуникативные способности человека: в любой речевой ситуации понимать смысл воспринимаемой устной и письменной речи (уметь слушать и читать) и точно передавать свои мысли и чувства, а также убеждать, выражать согласие и одобрение, выражать своё отношение и т.д.
В основе компетентностного (деятельностного) подхода лежат ключевые компетенции, помогающие
* развивать индивидуальные способности ученика, сделать их социально плодотворными;
* добиваться того, чтобы развитие ребенка соответствовало его способностям, интересам и возможностям;
*овладеть ученику ключевыми компетенциями, что позволит ему быть успешным в современном обществе;
* приобщать к культурным традициям, важнейшая из которых - литературное образование.
Замечательно высказывание публициста и писателя М.Веллера: «Сегодня, когда мысли заменяются слоганом, а идеалы - потреблением, наша задача - преподнести литературу так, чтобы сказанное брало за живое, чтобы разоблачить нагло наступающее «плебейство духа, мораль жлобов».
Нельзя забывать и предупреждение, звучащее в романе В.Набокова «Защита Лужина» о талантливом русском шахматисте, трагически закончившем свою жизнь на «благополучном» Западе. Писатель показал, что талантливый ребенок, с детства попав в руки дельца и не получив необходимого духовного развития и воспитания, становится уродом в духовном отношении, попадает в духовно-нравственный и социальный тупик.
Ключевые компетенции - необходимое условие для будущей успешной деятельности выпускников школы, их готовности к работе с информацией, к решению проблем в жизненных ситуациях, к общению с другими людьми и сотрудничеству с ними.
Основной формой обучения овладения компетенциями является урок. Произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» не очень легкое для восприятия, не очень интересное для чтения. Как сделать скучное интересным?

Урок, план которого я хочу Вам представить, второй в цикле уроков по творчеству Радищева. На первом уроке «Жизненный подвиг Радищева» учащиеся познакомились с произведением (обзорно): показано своеобразие жанра, тематики и композиции; приёмы, используемые автором для раскрытия замысла, антимонархическое звучание эпиграфа. В качестве домашнего задания учащимся было предложено разделиться на группы, каждая читает определённые главы.

* Цель данного урока: научить учащихся высказываться по данной теме и презентовать результат своей деятельности. Изображение жизни крестьянства.


Сопутствующие цели: формирование и развитие УУД учащихся
Познавательные:-
- самостоятельно вычитывать все виды информации;
- пользоваться разными видами чтения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;




- Личностные: приобщение учащихся к культурным традициям; обеспечивают ученику значимость решения задач, увязывая с жизненными ситуациями. Действия направлены на осознание, исследование материала, позволяют ориентироваться в жизненных ценностях. Главное – нравственные ориентиры: я что из себя представляю? Как понять себя и чувства других? Я - в жизни.

-Коммуникативные: презентация результата
своей деятельности, публичное выступление;
Умеем ли мы общаться? Обеспечивают возможность сотрудничества учащихся друг с другом и учителем, совместной деятельности; умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли; умение и готовность вести диалог и оказывать помощь друг другу; уважать мнение партнера

-Регулятивные: работа в группах;
Обеспечивают базу саморазвития, саморегуляции, т.е. обеспечивают возможность управления познавательной деятельностью: планирование своей работы, постановка цели, порядок, последовательность действий для достижения цели; контроль и оценка своей деятельности.


* Что учащимся поможет в достижении цели?
Деление на группы и разноуровневые задания.
Знание текста, особенности жанра и композиции, на уроках своеобразие жанра, тематики и композиции; приёмы, используемые автором для раскрытия замысла, антимонархическое звучание эпиграфа.
* Какие трудности могут возникнуть у учащихся на уроке?
Проблема: Могут встретить незнакомые слова
решение проблемы: работа со словарями
Проблема: не умеют составлять публичное выступление
решение проблемы: организовать работу в группах, дать опоры (это концептуальные вопросы - инструкции по выполнению задания

* Какие цели ставлю для себя? Давать чёткие инструкции, создавать условия для большей самостоятельной деятельности учащихся, оказывать необходимую помощь учащимся в ходе работы в виде концептуальных вопросов по инструкции и содержанию.

* Итог урока: в конце урока учащиеся будут уметь высказываться по заданной теме и презентовать свои карты путешествий на заданную тему


Работа в группах, в парах. Прописать вопросы - инструкции, что дети должны делать:

1. Страницы книги Радищева, на которых рассказывается о народе и его быте, читаются живо. Но в целом «Путешествие» написано трудным и тяжелым языком, перегружено устаревшими словами и оборотами. Это с горечью отмечал и сам автор, отзываясь о своей книге, что «писана она слогом, для простого народа невнятным».
Задание: работа со словарём. Объяснить значение слов. Сфера употребления. Для чьей характеристики можно использовать их?
(алчность, вероломство, подобострастие, высокомерие, властолюбие, раболепие, любочестие, мздоимство, жестокость, сребролюбие, тщеславие, корысть, надменность, подобострастие, лесть, социально-нравственные пороки, любомудрие, раболепие, мягкосердие, жестокосердие, благогласие, сопутница, рекрут и др.)

словарная работа

устаревшие слова (архаизмы) современное звучание

слово, лексическое значение Толковый словарь под ред.
по словарю В.И.Даля С.И.Ожегова

благогласие (-сность) ж. чистый, хороший, благозвучие
приятный и верный голос или звук

любомудрие - философия, философия
наука отвлечённости или наука о
невещественных причинах и действиях;
наука достижения премудрости,
т. е. понимание назначения человека и долга

2. Жанр произведения - путевые заметки, в которых соединяется подлинное и вымышленное. Значительная часть «Путешествия» излагается в форме не авторского повествования, а рассказов о себе самых разнообразных лиц, встречающихся по дороге Путешественнику, каждый из которых говорит своей, особой, метко индивидуализированной речью, соответствующей его социальному положению, профессии.
Задание: работают с главами «Тосна» (подъячий), «Чудово» (приятель Челищев), «Подберезье» (семинарист), «Зайцево» (г.Крестьянкин), «Крестьцы» (с каким произведением можно сравнить? А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;« Спасская Полесть (дворянин из купцов, сон);
Представители каких сословий предстают перед нами? Особенности их речи, лексики.
Долгое опекунство порождает беспомощность. Что Вы об этом думаете?


3. Изображение жизни крестьянства. Главы «Любани», «Пешки», «Медное», «Городня», «София», «Клин».
«Бунтовщик хуже Пугачёва»,- скажет о Радищеве Екатерина Вторая. Почему? В книге нет призыва к революции, восстанию. Разоблачает крепостное право, критикует. Как?
Вывод: в «Путешествии» благополучных деревень не существует, вопреки тому, что видела императрица во время своего путешествия на юг России в 1787 году.

4. Радость и боль особенно тесно сплетаются, когда Путешественник думает о сокровищах красоты, таланта, трудолюбия, которые губятся рабством. Многие главы книги посвящены народной нравственности, несравненно более высокой, чем у «высших» слоёв. С необычайным вниманием и сочувствием присматривается к проявлениям духовной жизни народа, к народному творчеству (песни, хороводные, ямщицкие, народные причитания, пословицы. Песня - лучший путь к пониманию жизни народа. Да и завершается произведение «Словом о Ломоносове» - великом сыне народа.
(«Подберезье». «Хотилов», «София», «Клин», «Слово о Ломоносове»)


Итог. 1. Презентация. Вопросы, если возникнут.
2. *Долгое опекунство порождает беспомощность. Что Вы об этом думаете?
(Можно на примерах из литературных произведений).
* Прошли века. Многое изменилось?
* «Может собственных Платонов Российская земля рождать»?
Что необходимо для этого?





15