Каким будет педагог, таким будет и образование.


Каким будет педагог, таким будет и образование.
Качество получаемого образования в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров образовательных организаций. Именно поэтому обеспечение условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и их профессиональной переподготовки становится все более актуальным.
Сегодня внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты в системе профессионального образования и требования. Но новые стандарты требуют новых знаний, а кроме новых знаний – новых методик, нового педагогического подхода.
Цель повышения квалификации в колледже:
Создание организационных и содержательных условий для достижения высокого уровня квалификации педагога как профессионала, владеющего определенными способами формирования ключевых компетентностей, мотивированного на личностный рост, изменение и развитие себя в ходе профессиональной деятельности, вносящего индивидуальный творческий вклад в профессию.
Повышение квалификации – расширение теоретического и практического арсенала, осмысление и приращение своего опыта, освоение культуры представления опыта. Участие в работе профессиональных сообществ и совместных проектах по повышению квалификации.
Рассмотрим виды повышения квалификации педагогического коллектива в нашем колледже.
Профессиональный рост через профессиональное взаимодействие педагогов. Ключевое звено – форма представления собственного опыта (открытые уроки, мастер-классы, демонстрация видеоматериалов, выступление на педсовете, презентации). При подготовке и проектировании этих событий анализируются теоретические знания преподавателя, полученные в ходе семинаров, происходит осмысление собственной деятельности, поиск средств и способов, позволяющих решить поставленную задачу. В процессе подготовки к различным мероприятиям и в соответствии с реализацией требований ФГОС преподавателями создается методический продукт, позволяющий усилить учебно-методические комплексы по дисциплинам и профессиональным модулям. Например, в 1-м семестре 2013-2014 учебного года были созданы:
Рабочая тетрадь «Методические указания к выполнению аудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Термодинамика, теплотехника и гидравлика, специальность 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)», (базовая подготовка), преподаватель Семенова С.Б.
Пособие «Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л.Л.
Пособие «Формирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л.Л.
«Учебные материалы для организации повторения полученных знаний по алгебре в школе». Пособие для студентов 1-го курса. Преподаватели Соколова Л.А., Плотникова И.А.
Методические указания для студентов 2 курса всех специальностей по выполнению практических работ по дисциплине Информатика по теме: «Создание простейшей базы данных в MS Access 2007». Пособие для работы на уроке. Преподаватель Грибов А.А.
Всего преподаватели выполнили только в 1-м семестре 55 разработок методического продукта.
В ходе подготовки не только создаются новые, но достаточно часто переосмысливаются традиционные приемы и способы работы. Отсюда выход на новый уровень – от распространения опыта среди коллег к выходу на региональный и федеральный уровни. Преподаватели активно участвуют в профессиональном сообществе и публикуют свои материалы в социальной сети работников образования, создав предварительно свой мини-сайт. Приведу примеры только за 2014 год.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Ресурсы современного урока» - http// nsportal.ru/node/984052 – 15.01.2014 г.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Применение инновационно-образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения» - http// nsportal.ru/node/986331 – 16.01.2014 г.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Презентация инновационно-образовательных технологий» - http// nsportal.ru/node/986339 – 16.01.2014 г.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Применение личностно-ориентированной технологии при обучении математике» - http// nsportal.ru/node/999324 – 22.01.2014 г.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Как изучить самостоятельно пропущенную тему» - http// nsportal.ru/node/999302 – 22.01.2014 г.
Корешкова И.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Учебно-методический материал. THE TIME – lesson. - http// nsportal.ru/node/1002200 – 23.01.2014 г.
Соколова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, проект «Педагогический проект «Решение прикладных задач в свете деятельностного подхода к обучению математике и биологии в колледже» - http// nsportal.ru/node/1032007 – 06.02.2014 г.
Малькова Л.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Статья «Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности» - http// nsportal.ru/node/1087374 – 12.03.2014 г.
Активно делятся собственным опытом преподаватели и руководители нашего колледжа на страницах педагогических изданий:
Преподаватель Смагин Н.И.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Общая физическая подготовка – фундамент здоровья»; 2. II Международная дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Педагогический поиск – 2014» - 31.01.2014., статья «Брось сигарету – задумайся о жизни».
Директор колледжа Снопко Н.М. и методист Малькова Л.А.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Педагогический опыт – результат творчества»; 2. Всероссийская научно-методическая конференция. «Педагогическая технология и мастерство учителя»,
Электронное периодическое издание «Наукоград». Роскомнадзор ЭЛ N ФC 77-51204 ISSN 2307-0781.
Хочу остановиться на участии педагогических работников колледжа во Всероссийском проекте «Школа цифрового века», целью которого является комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях. Проект дает возможность педагогам приобретать знания на дистанционном уровне: чтение методической литературы по преподаваемой дисциплине, газету «Первое сентября», участие в педагогических конкурсах и проектах («Учительская книга», «Фестиваль педагогических идей», конкурс «Презентация», Всероссийский педагогический марафон учебных предметов (День учителя биологии, День учителя английского языка и др.) и другие мероприятия.
Главное – участники Школы цифрового века могут бесплатно пройти модульные дистанционные курсы повышения квалификации по проблеме «Навыки профессиональной и личной эффективности» и «Инклюзивный подход в образовании» и получить соответствующие сертификаты. Есть и платные недорогие курсы по другим вопросам педагогической деятельности. Новое в 2014/15 учебном году: в состав материалов проекта включены 36-часовые курсы повышения квалификации.
В результате проводимой работы по повышению квалификации педагогических работников налицо показатели эффективности: повышение качества профессиональной деятельности, освоение теоретических основ, активность в методической, познавательной, самообразовательной работе, изменения в мотивах деятельности.
Большое значение в управлении процессом повышения квалификации педагогических работников отводится мониторингу, который представляет собой целостную систему.
Мониторинг профессионального развития педагогов.
№ Показатели успешности Предмет мониторинга Процедуры мониторинга Периодичность сбора информации Выход
1. Процентный уровень повышения квалификационной категории педагогических работников по всем квалификационным категориям Квалификационная категория Анализ результатов аттестации 1 раз в год - май Аналитическая справка, диаграмма
2. Рост численности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку Повышение квалификации или переподготовки (документ) Анализ количественных данных 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
3. Рост численности педагогов, владеющих ПК Использование ПК в оформлении педагогической документации, информационных технологий в педагогическом процессе По результатам внутреннего контроля 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
4. Рост численности педагогов со вторым высшим образованием Наличие документа об образовании Запрос данных в отделе кадров 1 раз в год – июнь Диаграмма
5. Рост численности педагогов, повышающих профессиональную компетентность методом дистанционного обучения (ШЦВ) Дистанционное обучение Информация из ШЦВ 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
6. Рост численности педагогов, принимающих участие в муниципальных, окружных, городских, федеральных и международных педагогических конкурсах Конкурсы педагогического мастерства По результатам представленных документов 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
7. Процентный уровень участия (очного, заочного) педагогов в педагогических форумах, конференциях, семинарах и т.п. муниципального, окружного, городского, федерального и международного уровней. Педагогические форумы, конференции, семинары и т.п. для педагогов По результатам представленных документов 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
8. Рост количества публикаций педагогов Публикации По результатам представленных документов 2 раза в год (декабрь, июнь) Аналитическая справка, диаграмма
9. Рост количества обобщенных, актуальных педагогических опытов Актуальные педагогические опыты Анализ банка педагогического опыта 2 раза в год (декабрь, июнь) Брошюра, бумажный и электронный носители
Осуществляя рефлексию собственной практики, педагог открывает возможность ее осознания и развития. Также стоит отметить, что в связи с быстрым обновлением самих форм педагогической деятельности, знаний, информации, содержания предметов преподавания, а также социально-культурных контекстов, потребность в получении новых знаний и способность развивать свои компетенции становится необходимой характеристикой современного учителя. Таким образом, профессиональное образование и повышение квалификации учителей должны, в соответствии с требованиями времени, иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям профессионального образования.