Консультация для педагого дошкольников на темуРазвитие социального партнёрства педагогов и родителей в современных условиях дошкольного образования


Развитие социального партнёрства педагогов и родителей в современных условиях дошкольного образования
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно — правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно — образовательные услуги дошкольного учреждения. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого- педагогическом плане. Основные задачи своей работы я вижу в следующем- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки,- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Содержания работы с родителями реализую через разнообразные формы, как традиционные: (слайды)
-Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»;
- родительские собрания « Острое блюдо», «Мудрые мысли» ,«Работа с памятками» ,«Слово- эстафета» ,«Клубок вопросов», «Карусель проблем» ,«Айсберг», «Шапка вопросов.» Родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их. Как отвечать – совещаются по парам. Начинать лучше с формальных вопросов. Когда в последний раз был праздник?
Второй тип вопросов: я думаю то-то и так-то, а вы?
Третий тип вопросов: я не знаю как мне заставить ребенка вовремя ложиться спать и т. д.
Не надо спешить, лучше продвигаться маленькими шажками, тогда уж точно все получится: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное для воспитателя - запастись терпением, чтобы выслушать родителей до конца.
-консультации (исходя из запросов родителей), например «С кем и как дружит мой ребенок»;
-утренники;
-дни открытых дверей;
-оформление информационных стендов;
-посещение семьи ребёнка ;
- информация о группе через интернет.
Так и интерактивные формы: (слайды)
- вовлечение в спортивные праздники и творческие конкурсы ;
- развлечения;
- проектная деятельность;
-тематические досуги«8 Марта», «Масленица»
-групповые встречи практикумы;
-круглые столы; «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитание ребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;
-нетрадиционные собрания.
- Работа родительского комитета(контроль за питанием, помощь в оформлении)
ПРИНЦИПАМИ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
 3.Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
 4.Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5.Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Главное донести до родителя знания. В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду. Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым. Очень важно при первых контактах — заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме.
Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон. В дошкольных учреждениях советского периода, ни о каком равенстве родителей с администрацией и педагогическим коллективом не могло быть и речи условия пребывания в учреждении озвучивались исключительно со стороны учреждения. Однако жизнь диктует новые правила. И вот уже родители — полноправные партнеры, которые могут предъявлять свои требования учреждению, где воспитываются их дети. Система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из идеи установления отношений социального партнерства между педагогами и родителями, родители должны занять в воспитании и развитии дошкольников не только партнерскую позицию, но быть готовыми к осуществлению оценки качества дошкольного образования. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. В своей работе я вместе сотрудниками доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому , что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.