Статья на тему ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хабарова М.П.,
МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В контексте современной образовательной политики и в свете введения нового государственного образовательного стандарта (далее «ФГОС») особенную актуальность приобретает проблема интеграции общего и дополнительного образования.
В соответствие с инновационным подходом ФГОС к организации воспитательной работы в образовательном учреждении внеучебная деятельность получает статус «образовательной деятельности» и становится необходимым компонентом процесса получения образования [3].
Внеучебная деятельность – вид деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, раскрытие их творческого потенциала во внеучебное время. Согласно проектам ФГОС часы, отводимые на внеучебную деятельность (около 10 часов в неделю) должны использоваться по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Тем самым увеличивается пространство инициативного действия ребенка, свободное от уроков время школьника становится ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Все это требует расширения сферы дополнительного образования за счет интеграции с учреждениями общего образования.
Анализируя степень социально-педагогического партнерства в системе: «общеобразовательная школа – учреждение дополнительного образования детей» (далее «УДОД») на сегодняшний момент, следует отметить тот факт, что в большинстве случаев взаимодействие осуществляется на весьма примитивном, в лучшем случае «добрососедском» уровне отношений. В то время как настоящие интеграционные (партнерские) взаимоотношения подразумевают создание единого образовательного пространства, в котором каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Высокий уровень интеграционных взаимоотношений характеризуется наличием единой структуры управления, программы и концепции сотрудничества [1, с.72-73].
Тем не менее, многие учебные заведения России, предвосхищая федеральный стандарт нового поколения, уже в течение многих лет практикуют такую форму организации занятости детей как «школа полного дня». Школа полного дня позволяет ребенку получить весь спектр образовательных услуг, включая услуги дополнительного образования, в стенах одного здания. Кроме того, эта форма организации предоставляет практически неограниченные возможности для интеграции общего и дополнительного образования. Единое образовательное пространство, возможность максимально тесного сотрудничества учителей, воспитателей общеобразовательной школы и педагогов дополнительного образования благоприятно влияет на общее развитие и воспитание учащихся, способствует максимальной творческой самореализации воспитанников, позволяет подбирать и распределять учебную нагрузку в соответствии с психофизическими, возрастными и другими индивидуальными особенностями детей. В конечном счете, такой подход к обучению и воспитанию учащихся значительно повышает эффективность образовательного процесса и качество образования в целом.
Рассмотрим наиболее распространённые варианты социально-педагогического партнерства в системе взаимодействия общего и дополнительного образования:
Проведение занятий по общеобразовательным предметам эстетического цикла (изо, ритмика, МХК, музыка и т.п.) педагогами дополнительного образования. Подобное сотрудничество обеспечивает высокое качество знаний по предмету и позволяет значительно расширить диапазон задействованных в ходе занятий средств за счет использования ресурсов УДОД.
Организация воспитательных мероприятий на базе УДОД предоставляет классным руководителям замечательную возможность провести беседу, праздник или игру вне стен класса, в новой, располагающей к общению обстановке, особой творческой атмосфере [1, с.75].
Проведение совместных массовых мероприятий, помощь в организации концертов, фестивалей, смотров и т.д. Подобное сотрудничество значительно повышает качественный уровень содержания, организации и проведения мероприятий, поскольку позволяет использовать творческий потенциал и материально-технические ресурсы сразу нескольких учреждений.
Организация совместной учебно-исследовательской деятельности. Научно-практические конференции, учебно-исследовательские экспедиции, поисковые мероприятия под совместным руководством учителей-предметников и педагогов дополнительного образования могут служить замечательным средством развития у учащихся способности к творческому решению возникающих перед ними задач. Результатом подобной деятельности будет создание учащимися творческих работ различной направленности: искусствоведческой, краеведческой, культурологической, психологической и т.п.
Организация совместной проектной деятельности предоставляет весьма широкое поле для деятельности. Практически любой проект сферы общего образования может быть дополнен и «раскрашен» средствами дополнительного образования, в то время как проект УДОД может получить реальную помощь и поддержку у представителей общего образования. Это могут быть совместные мероприятия в рамках летней оздоровительной компании; социально-педагогические проекты по профилактике наркомании, табакокурения, по работе с девиантными подростками; культурно-просветительские проекты; проекты, посвященные патриотическому воспитанию и т.д.
Проведение интегрированных уроков, элективных курсов, реализация сквозных и модульных образовательных программ. Все эти формы обладают элементом вариативности. В них значительно больше пространства для самостоятельной деятельности учащихся, содержание занятий обогащено внепрограммным материалом, подобранным с учетом интересов и потребностей учащихся в новых знаниях и образовательных направлениях.
Благодаря интегрированным урокам (урокам-концертам, урокам-спектаклям и т.п.) учащиеся «...получают возможность увидеть взаимосвязь явлений, связь наук и искусств с жизнью» [1, с.79].
Использование интегративных форм обучения позволяет сформировать у школьников мышление широкого радиуса действия. Знания и способы деятельности, которые в обычных предметных условиях являются взаимно удаленными во времени и не могут быть в силу этого обстоятельства «схваченными» мышлением учащихся полностью, в условиях интегрированного обучения предельно сближены и способствуют развитию ориентации учащихся в разнокачественных и разноуровневых системах знаний и способов деятельности. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет включить «на равных» левое и правое полушарие мозга, слить в учебном процессе логическое и образное мышление, рациональную и эмоциональную сферу деятельности, стремясь к их единству. Интеграция содержания способствует реализации ценностного подхода в обучении. Повышает уровень личностной мотивации учащихся [2].
Освоение программ предпрофильной подготовки. Благодаря разнообразию направленностей и нетрадиционным формам обучения, дополнительное образование предоставляет множество возможностей для самовыражения, самореализации и пробы себя в разных видах деятельности.
Программы по выбору профессионального будущего («Десять уроков для начинающего свое дело», «Профильные и профессиональные пробы», «Подготовка к практической жизни» и т.п.) помогают определить выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения; создают условия необходимые для успешной реализации образовательных и творческих инициатив; жизненного, социального и профессионального самоопределения юношества.
По мнению авторов «Современной модели образования», переход на принципы профильного обучения, строящегося не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий, требует расширения сферы дополнительного образования школьников [4, C.39].
Рассматриваемая нами форма взаимодействия способна организовать серьезную систему вузовского кураторства, интегрировать ресурсы общего и дополнительного образования и, как следствие, обеспечить качественный переход к образовательным стандартам нового поколения, стандартам компетентностного образования.
Организация системы поддержки талантливых детей как направление развития общего образования невозможна без использования ресурса дополнительного образования. Для этой категории детей могут быть организованы модульные образовательные школы, должна проводиться своевременная диагностика одаренности. Использование программ психолого-педагогического сопровождения детской одаренности способствует осознанию учащимися индивидуального своеобразия собственных возможностей и развивает компетенции самообразования. Учреждения дополнительного образования или структуры дополнительного образования в школе создают особую творческую среду, благоприятную для самореализации учащихся [5].
Из вышеприведённого анализа возможностей социально-педагогического партнерства в системе взаимодействия общего и дополнительного образования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день «интеграция общего и дополнительного образования детей является одним из перспективных инновационных способов решения многих проблем модернизации муниципальной системы образования» [1, C.124].
Очевиден и тот факт, что с введением нового ФГОС значительно возрастает роль дополнительного образования как такового. Оно становится сферой социального партнерства; сферой, в которой пересекаются интересы самых различных групп: города (региона), профессиональных сообществ (в том числе, педагогического), родителей, молодежи.
Такие принципы дополнительного образования, как личностная ориентация и комплексность содержания, вариативность деятельности, усиление творческой составляющей содержания, приоритет социальной составляющей содержания, обеспечение практической ориентации общего образования, усиление в его содержании деятельностного компонента, позволят осуществлять постоянное обновление содержания общего образования: «переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования» [1, C.8].
Вместе с тем, расширение сферы дополнительного образования и, как следствие, необходимость увеличения кадрового ресурса несет в себе новую проблему – несоответствие квалификации кадров, реализующих дополнительное образование в школе. Зачастую учителя, ведущие кружки, факультативы и элективные курсы, переносят содержание, формы и методы общего образования в дополнительное, что абсолютно неприемлемо. Для эффективной реализации образовательной системы «Школа 2100» потребуется изменить не только структуру общеобразовательного учреждения, но и трансформировать внутреннюю структуру учреждения дополнительного образования. Оно должно стать методическим центром в микрорайоне, районе, населенном пункте и т.п. Только при условии организации стажировок, консультаций для учителей-предметников и привлечения к организации дополнительного образования в школе специалистов – педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов возможно формирование целостной комфортной развивающей образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
В заключение следует отметить, что грамотно организованное социально-педагогическое партнерство в системе взаимодействия общего и дополнительного образования предоставляет колоссальные возможности для развития учреждений общего и дополнительного образования, способствует достижению ими нового качества образования, является важнейшим неотъемлемым условием модернизации российской системы образования и должно стать центром внимания и средоточием усилий руководства и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Список литературы:
Интеграция общего и дополнительного образования / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
Попова Г.Г. Интегративный подход к конструированию содержания образования в образовательных учреждениях системы НПО // Наука, образование, общество. – 2011. – Вып.1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» / Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.
Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Проект // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2008. – №8.
Уразова Ю.Е. Интеграция общего и дополнительного образования как условие достижения нового качества образования // Материалы региональной научно-практической дистанционной конференции «Ребенок в пространстве современного детства». [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.
1ђ Заголовок 11ђ Заголовок 21ђ Заголовок 315