Статья для выступления Экспериментальная работа по формированию трудовых умений и навыков


Экспериментальная работа по формированию трудовых умений и навыков младших школьников с нарушениями интеллекта проводилась на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Козьмодемьянска». В эксперименте принимали участие 6 учащихся 9-го класса.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта.
Для изучения уровня сформированности трудовых умений и навыков школьников с нарушением интеллекта проводили наблюдения и упражнения. Организуя фронтальную работу, мы внимательно наблюдали за школьниками, а затем точно и своевременно фиксировали полученные данные, отражая в записях постепенные изменения в трудовой деятельности детей: в самообслуживании, хозяйственно-бытовом и в ручном труде. Трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста начинается с воспитания у них навыков самообслуживания. Данное направление работы выбрано отнюдь не случайно. Опыт показывает, что при поступлении в специальное образовательное учреждение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой, они требовали от нас большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых.
Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, мы учитывали его индивидуальные особенности и возможности. Не следует торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при умственной отсталости. Нарекания приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к умственно отсталым детям постепенно. На первых же порах необходимо прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели, и тогда дети с ограниченными возможностями здоровья вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает овладение более сложными видами труда: ремонт книг, стирка носочков и носовых платочков, глажение стиранных вещей, участие в уборке помещения не только своей группы, а и территории школы. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Мы привлекали их к совместным формам труда (вдвоем, втроем); объясняли детям, что вместе они быстрее и лучше сделают порученное дело. Группе детей необходимо объяснить также ход предстоящей работы, спланировать ее вместе с ними, распределить обязанности.
Руководя занятиями, мы не только ставили перед собой цель научить детей трудовым умениям, навыкам (скажем, работы с ручным инвентарем), но и обязательно вводили на занятиях такие приемы, которые будут формировать умение совместно, сообща стремиться к достижению результата. Прежде всего это приемы попеременного использования одного и того же инвентаря, материала в ходе работы, общего выполнения определенной части работы, ее этапа, коллективного рассматривания готовой работы, доведения ее общими усилиями до конца.
Школьники охотно участвуют в общем труде, мелком ремонте помещений. Этот труд рассматривается взрослыми с позиции обучения детей навыкам выполнения ремонтных работ, связанных с использованием различных инструментов, материалов. Не отрицая необходимости такого обучения, его важности, следует больше внимания уделять воспитанию детей во время ремонта, формированию у них таких нравственных качеств, которые наилучшим образом возникают в условиях именно этого труда.
Надо, чтобы дети, выполняя любые ремонтные работы, почувствовали радость от проделанной работы, увидели красоту, постигли их значение в жизни человека.
Система наблюдений на занятиях трудового обучения включала в себя изучение уровня сформированности у школьников трудовых умений и навыков.
Мы проследили, как дети применяли приобретенные знания и умения при оклейки обоев. Упражнения выполняли фронтально и индивидуально. При фронтальном выполнении использовали такие упражнения:
1) распределить виды обоев (называют, какое именно) среди других;
2) определить виды обоев;
3) назвать виды клеящих составов;
4) выбрать клеящий состав для определенного вида обоев;
При индивидуальном выполнении:
Разобрать строй материалы и определить вид соответствующих работ (школьникам раздают строй материлы и полоски бумаги с названиями работ);
из видов строй материалов выбрать что для внутренней отделки, что для внешней;
оклейка поверхностей обоями (определи ответы в правильной технологической последовательности и заштрихуй соответствующие квадраты);
подготовка оштукатуренных поверхностей под оклеивание обоями (определи ответы в правильной технологической последовательности и заштрихуй соответствующие квадраты).
Результаты наблюдения и упражнений оценивались (были использованы материалы Т. А. Марковой с учётом контингента коррекционной школы 8 вида) по четырёх балльной шкале [9]:
1 балл – (низкий) этот уровень характеризуется отсутствием навыков в самообслуживании. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки, не могут сами заправлять постель, без напоминания никогда не умываются.
В хозяйственно - бытовом труде - дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка в комнате, в классе, не предлагают свою помощь педагогу.
Ручной труд - здесь самостоятельность школьника с нарушениями интеллекта на низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу. Дети очень неохотно приступают к работе, часто отвлекаются, избегают напряженных интеллектуальных усилий, быстро устают, уходят от сути задания .У них низкий уровень мыслительной деятельности, не способны к самостоятельному выполнению доступных заданий.
2 балла – (средний) на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном присутствии и участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например пытаются проявить инициативу — вытереть пыль) у этих детей имеется какие-то навыки в самообслуживании. Дети охотно приступают к выполнению задания, если они носят игровой характер, принимают лишь общую цель деятельности, не осознавая правил выполнения задания. На одном виде деятельности удержать их трудно.
3 балла – (выше среднего)- это уровень учащихся с нарушениями интеллекта в трудовой деятельности, так дети охотно, но нередко импульсивно, без должной предварительной ориентировки принимаются за выполнение задания. Уже через некоторое время склонны отвлекаться от него. Такие дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, заправлять постель. Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно - бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу, способны к планированию своей деятельности, и последовательной реализации.
4 балла – (высокий) уровень учащийся без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, без напоминания поливают комнатные цветочные растения, вытирают пыль, активно обсуждает процесс работы. Такие дети работают с максимальной отдачей, демонстрируя высокую активность и сосредоточенность, способны самостоятельно осуществлять итоговый контроль выполнения задания, ориентируются на образец при изготовлении какой-нибудь поделки на уроках ручного труда.
Далее наблюдения записывались в лист обследования и оценивались как низкие, средние, выше средние и высокие, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. В ходе исследования мы получили следующие данные, представленные в таблице 1. Индивидуальные данные по каждому ребенку отражены в приложении Б.
Таблица 1 – Уровни сформированности трудовых умений и навыков у учащихся с нарушениями интеллекта
Кол-во
Детей Вид труда Уровни (кол / %)
Низкий
1б Средний 2б Выше ср. 3б Высокий 4б
абс% абс% абс% абс%
11 Самообслуживание 1 9,1 4 36,4 4 36,4 2 18,2
Хозяйственно-бытовой 1 9,1 4 36,4 4 36,4 2 18,2
Ручной 1 9,1 4 36.4 4 36,4 2 18,2
Полученные результаты показали, что большинство детей показали средний и выше среднего уровни формирования трудовых умений и навыков.
Больше всего дети находятся на 2 (4 школьника) и на 3 (4 школьника) уровнях – такие дети трудятся охотно, но только под руководством учителя или с помощью более активных товарищей. Они владеют навыками, но не проявляют инициативы, не доводят начатое дело до конца. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность, желание трудиться и уверенность в себе. Это дети недостаточно критично оценивают свои успехи (чаще всего утверждают, что с заданием справились).
На высоком уровне находятся два ученика – они инициативны с хорошими навыками на всех видах труда. Стремятся работать с максимальной отдачей, демонстрируя высокую активность и сосредоточенность. При выполнении практических заданий используют рациональные приёмы. Цель задания удерживается на протяжении всего периода его выполнения.
На низком уровне находится один ученик (Миша Б). Миша не способен к самостоятельному выполнению самых примитивных заданий, в этой связи он нуждается в активном участии взрослого на всех видах трудовой деятельности.
Эксперимент показал, что низкий и средний уровни формирования трудовых умений и навыков в труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся .
Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по формированию трудовых умений и навыков у школьников с нарушениями интеллекта в процессе трудового обучения.