Перспективный план объединения дополнительного образования для детей социального приюта


Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя. В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и физиологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывает проблема социальной дезориентации подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д.
В современном мире злоупотребление алкоголем, наркотиками, никотином и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По предположительным подсчетам экспертов ВОЗ, жители планеты тратят на все эти вещества денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые. По данным ВОЗ, суммарное количество больных, с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании
По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.
Особенно остро проблема аддиктивного поведения стоит у воспитанников социальных приютов. Дети поступают к нам из социально – неблагополучных семей, где родители не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания.
Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактическая программа «Берегиня» составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, медицинских и педагогических рекомендаций. Такая программа важна и значима в социальном приюте. Она позволит сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А так же будет способствовать воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром. Программа рассчитана на воспитанников подросткового возраста. Интерес воспитанников поддерживается на протяжении всего программного обучения, благодаря частой смене форм проведения занятий.
В программе есть практические занятия, спортивные соревнования, комплексы заданий, инсценировки.
Главной задачей при составлении программы и планировании тем, является пробуждение в детях желания стремиться к здоровому образу жизни.
Цель программы: формирование у воспитанников социального приюта понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:
1.Способствовать формированию у воспитанников целостного представления о здоровом образе жизни.
2. Прививать теоретические знания и практические навыки, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
3.Развивать негативное отношение к вредным привычкам;
4.Воспитывать стремление беречь и укреплять свое здоровье.5.Организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни.
6.Формировать потребность в здоровом образе жизни через разнообразную досуговую деятельность.
7.Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;
МЕСТО ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Подготовка детей оставшихся без попечение родителей к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права детей на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, такие дети, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, легче становятся алкоголиками и наркоманами. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников детского дома играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни.
Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правилах ведения здорового образа жизни, необходимости и пользы воздержания от вредных привычек в плане сохранения здоровья и укрепления характера.
Важно, чтобы воспитанники стремились к повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
-Гуманизм.
-Демократизм.
-Научность.
-Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных
категорий.
-Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания здорового образа жизни.
Возраст детей-участников программы – 11-17 лет.
При реализации программы используются следующие методы:
Метод формирования сознания личности.
(педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной деятельности воспитанников, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий, социальные методы (анкетирование, тестирование);
Метод организации деятельности и формирования опыта здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье.
(Переубеждение (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков), педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов);
Методы стимулирования деятельности и поведения
(Сотрудничество, вовлечение в деятельность, доверие, соревнование, поощрение, самостоятельность, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха, анализ выполненной работы.) Профилактическая программа «Берегиня» обладает широкими возможностями. В ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей, оставшихся без попечения родителей. 1Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.2 Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника.
3 Нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты. Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести здоровый образ жизни, формирует устойчивые принципы отказа от вредных привычек, дает устойчивость к действию и противостоянию повреждающих факторов.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах: - принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания потребности к здоровому образу жизни.
-принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Познавательная.
-Игровая.
-Досуго – развлекательная.
-Проблемно-ценностное общение.
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1 уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний в области знаний о здоровом образе жизни;
-осознание нравственных ценностей жизни.
2 уровень – формирование способности к успешной социализации в обществе:
-приобретение навыков общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека;
-отказ от вредных привычек.
повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека.
3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия;
-осознание всех положительных сторон здорового образа жизни без вредных привычек;
-уметь пользоваться этими знаниями.
Условия реализации программы.
Содержание программы предполагает активное использование ТСО: видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в спортивных объединениях МОУ СОШ №4, занятия в кружках ДК п. Темижбекский.
Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях социального приюта.
Для реализации программы привлекаются все службы социального приюта: медработники, психолог, работники МВД, уполномоченный по правам ребенка.
Оценка эффективности программы.
Для отслеживания и оценивания результатов образовательно-воспитательной программы используется:
- методика М. Рокич «Ценностные ориентации»
- анкетирование «В плену вредных привычек»
- опросник Айзенка для подростков
- тестирование « Самооценка стрессоустойчивости личности»
- Результаты углубленного медицинского осмотра.
Методами оценки результатов работы по программе является решение ситуативных задач, написание самоанализов.
Продолжительность реализации программы:
Учебно–тематический предполагает 72 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью – 1 час.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Мониторинг, презентация, буклеты, плакаты, рефлексия результатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
-о вредных привычках и их последствиях;
-о ценности жизни.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ:
-необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
-необходимость личностного контроля над ситуацией.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-применять свои знания в жизни;
-относиться к своему здоровью как к величайшей ценности;
-уметь говорить «нет»;
-вести активный здоровый образ жизни;
-рационально проводить свой досуг.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- отрицательные последствия вредных привычек;
- способы отказа и противостояния вредным привычкам;
-пути избавления от вредных для здоровья привычек.
В результате реализации программы возможно снижение численности воспитанников, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№№ Наименование разделов Всего часов Из них:
Теорет. Практич.
1. Образ жизни и здоровье.
Тема 1.1
Вводное занятие.
Здоровье – бесценный дар.
Тема 1.2
Мой образ жизни

6
6

3

3
3
3
2. Вредные привычки.
Тема 2.1
Привычка свыше нам дана?
Тема 2.2.
Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
8

6
4


4 4
2
3. Курение и здоровье
Тема 3.1
Курение – угроза твоему здоровью.
Тема 3.2
Здоровье и выбор образа жизни 8

8 4

4 4
4
4. Алкоголь и здоровье
Тема 4.1
Алкоголь – яд для организма
Тема 4.2
Похититель рассудка.
Тема 4.3
Я выбираю жизнь без алкоголя 6

4
4 3

2
2
3
2

2
5. Наркотики и здоровье
Тема 5.1.
Наркотики – какие они?
Тема 5.2
Проблема личности и общества.
Тема 5.3
Нет- наркотикам!
Тема 5.4.
Токсикоман тоже наркоман.
6

6

2

2

3
3
1


1 3
3

1
1
6. Итоговое занятие.
Мониторинг уровня овладения знаниями. 2 37 35
ИТОГО 72 10 14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа предусмотрена для работы с воспитанниками 9 класса.
ТЕМА 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ.Тема 1.1: Вводное занятие «Берегиня» Цель:- ознакомление воспитанников с целями и задачами программы, рассказать о формах и методах обучения.Содержание:- закрепить знания о факторах составляющих здоровье человека, выяснить какие вопросы волнуют воспитанников, например – как противостоять разрушительному воздействию вредных привычек.
Тема 1.2: Мой образ жизни.
Цель: - получение информации об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим, развитие волевой сферы личности.Содержание:- работа с понятиями агрессивное и пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни.
Ролевая игра «Самоутверждение и самоуважение». Творческие задания «Способен ли я к самоутверждению?» и «В чем преимущества самоутверждающего поведения?».
Материально-техническое обеспечение: классная комната, беседа, час беседы, ролевая игра.
ТЕМА 2. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
Тема 2.1: «Привычка свыше нам дана?…»Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек.
Содержание:- привычки – полезные и вредные привычки их влияние на состояние и здоровье человека. Наблюдение за привычками окружающих людей. Анкетирование «Быть здоровым для меня означает
Тема 2.2.Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек.
Содержание:- Составляющие понятия ЗОЖ – отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.
Материально-техническое обеспечение: классная комната, беседа, анкетирование, презентация.
ТЕМА 3. Курение и здоровье
Тема 3.1 Курение - угроза твоему здоровью».
Цель:- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера. Содержание:
- Курение: распространенность, исторический аспект. Причины курения подростков. Кратковременные и длительные последствия курения.
Анкета «Что вы знаете о вреде курения?».
Тема 3.2: «Здоровье и выбор образа жизни» Цель:- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера. Содержание: - работа с понятиями – манипуляция, самооценка, групповое давление, конформизм – образ жизни. Исследовательские задания «Портрет курильщика»
Тренинг «Здоровый образ жизни».
Материально-техническое обеспечение: классная комната, телевизионнка, беседа, презентация, анкетирование, час-практикум.
ТЕМА 4. Алкоголь и здоровье
Тема 4.1Алкоголь – яд для организма
Цель:- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю. Содержание:
-Алкоголь: распространенность, исторический аспект. Причины употребления алкоголя подростками. Анатомические и физиологические аспекты употребления алкоголя. Социальные аспекты употребления алкоголя. Алкоголь и потомство.Тема 4.2: «Похититель рассудка» Цель:- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю. Содержание:- работа с высказываниями, афоризмами мыслителей, пословицами и поговорками о пагубном воздействии алкоголя. Прослушивание «Рекомендации врача – нарколога».
Тема 4.3 «Я выбираю жизнь без алкоголя».
Цель:- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.
Содержание:- Анкетирование «Причины пристрастий». Подготовка плаката «Я выбираю жизнь без алкоголя»
Материально-техническое обеспечение: классная комната, час беседы, беседа, презентация, час-практикум, викторина.. ТЕМА 5. Наркотики и здоровье
Тема 5.1. Наркотики – какие они?
Цель:- знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами.
Содержание:
-Наркотики: распространенность, исторический аспект. Классификация наркотических веществ. Влияние наркотических веществ на растущий организм. Последствия употребления наркотиков.
Тема 5.2: «Проблема личности и общества»
Цель:
-формирование у воспитанников навыков отказа от употребления ПАВ, умения активно противостоять пагубным привычкам.
Содержание:
- Выявление признаков и симптомов употребления наркотиков. Мозговой штурм «Причины употребления наркотиков». Просмотр фильма «Чума 20-го века».
Тема 5.3 «Нет- наркотикам!»
Цель:
-формирование осознано отрицающего отношения к наркомании.
Содержание:
- Практическое занятие. Подготовка буклетов по данной тематике. Оформление плаката.
Тема 5.4. «Токсикоман тоже наркоман».
Цель:
- дать воспитанникам представление о токсикомании как наркотике;-способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению токсических веществ.
Содержание:
-Беседа. Расширить представление воспитанников о понятии «токсикомания», информация о губительном действии на здоровье человека одурманивающих веществ. Административная ответственность за употребление одурманивающих веществ.
Материально-техническое обеспечение: классная комната, телевизионка, час беседы, беседа, познавательная ролевая игра, круглый стол, видеофильм «Жизнь наркомана», презентация, буклеты, плакаты. ТЕМА 6: Итоговое занятие.
Цель: Мониторинг уровня овладения знаниями.
Содержание:
-Заключительное анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам», предложения учащихся по новым методам борьбы подростков с вредными привычками.
Тест «Отношение к жизненным ценностям».
Анкета «Знаете ли вы последствия употребления наркотиков?».
Тест «Ценностные ориентиры».
Материально-техническое обеспечение: классная комната, анкетирование, обсуждение, дискуссия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Классные часы и беседы по профилактике наркомании / Под ред. В. Аршинова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
Мой выбор под ред. П.В.Половожец.-М., 2006.
Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.
Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
Педагогика здоровья под ред.В.Н.Касаткиной.-М.,2003.
Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе под ред.В.Н.Касаткиной.- М.,2005.
Программа предупреждения курения в школе по ред. В.Н.Касаткиной. М.,2005.
Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.