Преемственность между школой и дошкольными учреждениями.


Доклад по теме:



Учитель начальных классов:
Кудинова Ирина Ивановна
МБОУ СОШ № 4
п. Ключи-2013 год
Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Живописец и ваятель творят
только безжизненную фигуру,
А мудрый воспитатель создает живой образ,
Смотря накоторый, радуются Бог и люди.
Св. Иоанн Златоуст
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучении. С другой – опору школы на знания, умения, навыки приобретенные дошкольниками, которые можно использовать для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста:
* гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности,
* адаптацию к изменяющейся социальной ситуации,
* готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась очень глубоко. Существует общая и специальная готовность, формирующие в целом готовность детей к школе. К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной - способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета и чтения.Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста, считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к умению мыслить логически. Этому следуетуделять особое внимание, т.к. наша цель формирование всесторонне гармонично развитой личности.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни в школе, меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
Поэтому взаимодействие садика и школы должно начинаться задолго до того, как ребенок вступит в школьную жизнь. Наша школа сотрудничает с ДОУ «Золотой петушок» и «Елочка». В начале каждого учебного года мы составляем план совместной деятельности.
Задачи: 1) Cовершенствовать работу по развитию разговорной речи и рассказыванию; - по умению живо, связно, последовательно излагать свои мысли; - самостоятельно составлять и рассказы по картинкам и на предложенную тему; - развивать фонематический слух.
2) Совершенствовать приемы и методы формирования у детей самостоятельности и ответственности в выполнении заданий и поручений взрослых.
3) Активировать мыслительную деятельность на уроках математики в 1 классе и в подготовительной к школе группе.
4) Развитие творческих способностей на занятиях
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
-Методическая работа.
-Работа с родителями.
-Организационная работа (работа с детьми)
-Работа психолога
-Работа логопеда
Методическая работа осуществляется через проведение бесед, семинаров, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:*Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду.* Состояние работы по обучению рассказыванию в подготовительной к школе группе.* Творческое развитие детей.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году детей в 1 класс. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Воспитатели оказывают помощь при распределении ребят по классам с учетом их взаимоотношений друг с другом.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Проводятся родительские собрания по подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о программах обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям найти ответы на многие вопросы и проблемы.
Но самым главным остается работа с детьми. Для ребят проводятся организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители тоже могли прийти в школу. Дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Дошкольников привлекаем для участия в школьных праздниках и мероприятиях «Веселые старты», «В гостях у сказки», «Мой веселый светофор». Проводятся совместные выставки работ и рисунков детей подготовительной группы и учеников первых классов. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке.
В связи с тем, что особое беспокойство вызывают трудности, возникающие у ребенка при переходе в школу и готовности детей к школе, в начале учебного года в школе проводится психолого-педагогическая диагностика готовности к началу школьного обучения. Психолог школы проводит консультации по запросам.
Особое внимание уделено трудностям во время адаптационного периода, вопросам, связанным с возрастными возможностями выпускников детского сада, проблемами индивидуальных различий детей. Для этого логопедом школы в начале года проводится обследование учащихся 1-х классов для формирования логопедических групп. Проводятся занятия с дезадаптивными учащимися и оказывается консультативная помощь по запросам родителей.
Для оказания помощи родителям и адаптации детей к школе на базе МБОУ СОШ № 4 работает школа для ребят выпускных групп «Грамотейка». Цель курса – развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Предлагаемый курс направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме. Создать позитивную установку в обучении возможно, если будут учитываться следующие правила:
- дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые;
- необходимо учитывать принцип «от простого к сложному»;
- не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами.
Исходя из выше сказанного, решено было всю работу с ребятами подготовительных групп, посещающих занятия при школе № 4 «Грамотейка» направить и развивать по следующим курсам:
- математика и логическое мышление;
- письмо и развитие мелкой моторики;
- окружающий мир и развитие речи.
Все ребята с большим интересом посещают эти занятия. В начале и в конце курса проводятся родительские собрания. После занятий родители получают консультации на интересующие их вопросы.
Но далеко не все так гладко и хорошо. Есть и отрицательные стороны. Считаю, что корректировать недочеты в воспитании и развитии детей надо на ранней стадии, т.е. еще в детском саду. Хочется, чтобы руководство дошкольных учрежденийи воспитатели прислушивались к проблемам школы и решали их совместно с нею. Воспитателям необходимо больше беседовать с родителями, объяснять требования к уровню подготовленности ребенка к обучению, доводить до их сведения возникающие проблемы и совместно искать пути решения. Но часто происходит так, что воспитатели не хотят ссориться с родителями, и ждут момента, когда ребенок покинет стены родного детского сада и значит, проблемы будут решены сами собой. Но проблемы не исчезают, а возникают с новой силой уже в 1 классе и ложатся на плечи учителей.
Поэтому для успешной совместной работы необходимо чтобы в дошкольных учреждениях велась диагностико - коррекционная работа, которая предусматривала бы анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организовывать групповую и индивидуальную коррекционную работу с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Воспитатели подготовительных групп предоставляли бы характеристики на своих воспитанников для выявления наилучшей совместимости ребят в коллективе.
Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.