Методические рекомендации по организации краеведческой работы с детьми в современных дошкольных образовательных учреждениях


Департамент образования ЯНАО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало - Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации
по организации
краеведческой работы с детьми в современных дошкольных образовательных учреждениях
Автор: преподаватель высшей квалификациооной категории
Вохмянина Светлана Васильевна
Стаж педагогической работы: 19 лет

Салехард 2016
Содержание
Аннотация 3
Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОУ 4
Формы и методы краеведческой работы 5
Требования к созданию развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению 9
Рекомендации по организации занятий 10
Конспект занятия « Узоры народов Крайнего Севера» 12
Список литературы 14
Приложение 16
Аннотация
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье. К своему жилищу, к своей школе»
Д.С. Лихачев
Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности в вопросах организации краеведческой работы в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, селе усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В новых ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно-патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, села, своей страны; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада, лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории района.
И прежде чем учить детей, необходимо воспитателю научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОУ
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
18 декабря 2015 года можно считать Днём рождения нового уникального проекта и молодёжного бренда Ямала – проекта «Ямальские истории», прародителем которого являются «Обдорские истории». Дата становления проекта обозначена его поддержкой со стороны Губернатора региона Дмитрия Николаевича Кобылкина во время Старта Года молодёжных инициатив на Ямале. 
«Я искренне благодарен каждому из вас за трудолюбие, поддержку и настоящий патриотизм». Дмитрий Кобылкин [из выступления на торжественном мероприятии в честь Юбилея округа] [11.12.2014РИА Новости Ямала].
Главной целью краеведческой работы в детском саду является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ямала;
-  сформировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
Воспитательные задачи:
-  воспитывать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-  укреплять семейных связей:
Развивающие задачи:
-  развивать стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
-  адаптировать к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень. Так как основными функциями педагога являются: информационная, развивающая, ориентационная, конструктивная, организаторская, исследовательская.
Формы и методы краеведческой работы
Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся:
- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.
В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии [9,12].
- Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.
- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.
- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.
- Знакомство с культурой и традициями нашего народа, города.
- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Требования к созданию развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению
Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). 
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей [12,45].
Рекомендации по организации занятий
Краеведческие занятия - это занятия по ознакомлению с родной природой, культурой народа. С целью повышения мотивации детей к знаниям по краеведению используются компьютерные технологии. Дети знакомятся с историей населенного пункта и его достопримечательностями, героическими страницами истории, традициями, обычаями, а также узнают об односельчанах, которые построили в селе несколько памятников, хранят и передают следующим поколениям историю, традиции населенного пункта.
4. Конспект занятия « Узоры народов Крайнего Севера»
Выбор темы занятия регионального значения, одного из календарно-тематического планирования с использованием проектных технологий обучения.
Список литературы
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.:
ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.
Стратегия развития дошкольного, основного и дополнительного образования в Тюменской области на 2013-2020 гг.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года
Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 [75]. – С. 2–4.
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия: Пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 95 с.
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. // Г.Н. Данилина. - Москва Аркти, 2004.
Ишимова А.Н. История России в рассказах для детей. // -М., 1998.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2003. - 144 с.
Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. - 144 с.
Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Мой край: природа, история, культура.
Корнилов Г.Г. Населения Ямала в XX веке: историко-этнографический анализ.
Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образования в России [2013–2020].: методология, теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с. //Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О.Л. Князева, М.Д. Маханева, - Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. – 304с.
Князева О.А. Как люди жили на Руси. // О.А. Князева. - СПб: изд-во «Детство-ПРЕСС, 1998.
Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 Ярославль, 2002г., 228 с. РГБ ОД, 61:03-13/722-7.
Монтесории М. Дети – другие / М. Монтессори. – М.: ИД «Карапуз», 2004. – 336 сМулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96 с.
Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.
Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.
Сязи А.М. Узоры северного сияния Санкт-Петербург, 2005 г.199с.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. // - М., «ЭКСМО», 2007. – 736с.
Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 2
Федина Н.В., Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. – Том № 1
Приложение

Оленьи рога.

След оленя.

Чум.

Головки.

Заячьи уши.

Грудь песца.

Рябь воды.

Щучьи зубы.