РЕФЕРАТ Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»










РЕФЕРАТ

Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»









План реферата.
Введение.
Теоретическая часть.
Анализ программы «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова с точки зрения возможностей формирования оценочной деятельности младших школьников.
Формирование оценочной деятельности при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира.
Литература.

1.Введение.
В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении. Результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности, уровень развития познавательного интереса, особенности целеполагания (осознание и принятие учебной задачи), сформированность действия контроля и оценки своих возможностей учащимися.
Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.
Система оценивания занимает особое место в новых Федеральных государственных стандартах. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
2.Теоретическая часть.
Продуктивное формирование оценочной деятельности, развитие оценочных умений в современной школе невозможно без анализа степени разработанности данного вопроса в педагогической теории.
Согласно толковым словарям русского языка, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка - это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
Благополучное развитие конкретной детской самооценки (ее адекватности, устойчивости - независимости от внешних обстоятельств, дифференцированности) возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей (А.В. Захарова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Виноградова). Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения (Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).
 Выделяют следующие этапы становления действий контроля и оценки:
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс.
На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.
Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю. Критерием того, что первый этап завершён, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
3.Анализ программы «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова с точки зрения возможностей формирования оценочной деятельности младших школьников.
Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова являются частью педагогической системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Целью этой системы является достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их нерасчленённом единстве. В этом случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).
Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории (заложенных в интегрированном курсе) невозможно воспитание в детях качеств человека – гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Специфика интегрированного курса заключается в том, что он «создаёт условия многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для общего развития ученика, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам». Одной из задач учебного курса «Мы и окружающий мир» является воздействие на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств личности.
Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников. А общее развитие ребёнка невозможно без развития способности видеть и правильно оценивать свои действия, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации его возможностей.

4.Формирование оценочной деятельности при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира.
По мнению Л.В. Занкова, обучение должно забегать вперёд развития ребёнка, т.е. осуществляться в зоне ближайшего развития. Это может происходить только при грамотной организации учебной деятельности каждого ребёнка и при постоянном изучении успешности развития и обучения школьников. Контроль за ходом учебно– воспитательного процесса распространяется на всех его участников: детей, учителей. Он различен по методикам, глубине изучения, видам и формам. Формы контроля при развивающем обучении направлены не только на проверку усвоения знаний, умений, навыков, но и на развитие детей. Одной из форм контроля, используемых на уроках окружающего мира, являются тестовые задания.
В начальной школе такая форма проверки используется с 1997 года.
Были выделены педагогические условия, способствующие формированию оценочной деятельности при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира. Это систематическое использование тестовых заданий на уроках окружающего мира, организация разных видов проверки и контроля, использование разных видов оценивания, организация рефлексивной деятельности учащихся.
Одна из функций контроля – получение информации об ошибках, пробелах в знаниях и умениях учащихся. Различают следующие виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Результатом контроля является проверка, констатирующая результаты работы. Организация контроля и проверки при работе с тестовыми заданиями упрощается тем, что они содержат правильные ответы.
Работа с тестовыми заданиями включает в себя систему оценивания. Оценивание происходит в баллах по определённой оценочной шкале. Причём в отличие от отметочной системы при тестировании фиксируется не ошибка, а достижение ребёнка, и в баллах происходит измерение его уровня достижений. Ученику важно сообщить не то, что не получилось, а то, что сделано правильно. При этом нужно чётко оговорить, за сколько правильных ответов он может получить определённую оценку. При проведении тестирования оценивание может быть организовано по-разному: ребёнок оценивает свою работу, или работу своего товарища, или учитель оценивает детей.
Успехами или неудачами при работе с тестами является результат, которого смогли достичь учащиеся. Это может быть максимальное количество баллов или среднее количество, или минимальное, набранное детьми за определённые тестовые задания. Учителю важно обратить внимание, чтобы ученик не только видел, что в этой работе он сделал правильно или неправильно, но и попытаться понять, почему был получен такой результат и, как устранить возникшие в знаниях пробелы. Конечно, самому ребёнку справиться с такой работой в 1-2 и даже в 3 классах сложно и невозможно, поэтому на помощь приходят учитель и его родители. В 4 классе у учащихся появляется такое новообразование, как рефлексия (умение анализировать свою деятельность), и поэтому помощь взрослых им требуется в меньшей степени.
Таким образом, тестовые здания, при соответствующей организации работы с ними, могут научить детей анализировать свою работу, делать выводы, правильно строить дальнейшую деятельность в связи с ними, а также способствуют развитию самокритичности и появлению рефлексии.
Следует также отметить, что для реализации всех педагогических условий необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На это направлены и тестовые задания: наличие инструкции (в ней обязательно отражается психологический настрой детей – будьте внимательны), вариантов ответа (если даже ученик забыл правильный ответ, он может вспомнить, прочитав варианты), подсчёт при проверке правильных ответов (фиксируются достижения детей, а не ошибки).
Итак, при реализации рассмотренных педагогических условий тестовые задания способствуют формированию самостоятельной оценочной деятельности младших школьников, так как они включают в себя оценивание, проверку, контроль, создают психологический комфорт при работе.

5.Литература.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010
2.Интернет ресурсы.
3.Баранова О.И Формирование оценочной деятельности младших школьников. – Краснодар, 2010
4. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: 1993.
5.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование. 2000.
6.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. // Начальная школа. 1992. № 3.
7.Фирсина Е.П., Мурзина Н.П. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. // Начальная школа + До и После. 2005. № 11.
8.Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. // Начальная школа. 2003. № 10.
9.Шимаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. // Начальная школа + До и После. 2004. № 6.





13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 215