ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ОПЫТ ОрганизациИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ студентов в условиях СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА И социального партнерства

Н.В. Бирюкова, преподаватель ПКАиС.
«Пензенский колледж Архитектуры и Строительства», г.Пенза
Глобальной целью современного отечественного образования, как она декларируется в Законе «Об образовании», является личностный подход к учебно–воспитательному процессу. В наибольшей степени это относится к преподаванию на творческих специальностях, таких, как «Архитектура». «Реклама», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», где процесс познания напрямую связан с приложением полученной информации к созданию произведений искусства, архитектурных и дизайнерских проектов. Одной из особенностей успешного обучения на таких специальностях является привлечение студентов к участию в проектной и исследовательской работе. Как показывает опыт, проектно-исследовательская деятельность является действенным средством личностного развития в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время будущее за теми образовательными заведениями, которые не просто модернизируют образовательный процесс, как совокупность форм и методов обучения, а создают свой вариант Школы XXI века. Грамотно организованная научно-исследовательская деятельность формирует способность не только учиться, но и готовит к самостоятельным действиям, принятию решения, т.е. формирует профессиональные компетенции выпускников учебных учреждений. Эту задачу сегодня невозможно решить без прямого включения в образовательный процесс социальных партнеров, работодателей, которые предъявляют свои требования к качеству подготовки специалиста. Отделение «Архитектура» Пензенского многопрофильного колледжа не один год сотрудничает с пензенским Союзом архитекторов и многими архитектурно-проектными организациями и мастерскими: ПТМ под рук. А.А. Бреусова, ООО «Арес», ПТМ под рук. Л.М. Ходоса и др.. В ходе совместной работы социальные партнеры неоднократно отмечали, что им необходим «штучный товар» - специалист высокого класса, способный к самостоятельной творческой деятельности, который уже во время обучения способен раскрыть свой потенциал и компетентность при решении конкретных производственных задач.
Этот «запрос» и сформировал особую систему индивидуальной проектно - исследовательской деятельности студентов, которой руководит коллектив методической цикловой комиссии «Архитектура и Графика» Пензенского многопрофильного колледжа.
В зависимости от возраста, курса обучения процесс проектно - исследовательской деятельности можно условно разделить на 4 ступени:
Учебно- познавательная деятельность;
Научно- исследовательская деятельность;
Социальные проекты;
Реальное проектирование.
Самостоятельной учебно–познавательной и научно-исследовательской деятельностью студенты отделения «Архитектура» начинают заниматься с первого курса обучения. Сначала это подготовка рефератов и докладов, в которых проводится сбор библиографических сведений и видеоматериала. Позже выполняется профессиональный анализ творческих методов художников и архитекторов, приводятся характеристики архитектурных стилей и конструктивных методов зодчества различных стран, не рассматриваемых в рамках учебных лекций. Целью преподавателей, руководящих этой работой является:
- активное включение творческого начала в учебный процесс;
- возможность самореализации личности учащегося.
Следующей ступенью проектно-исследовательской деятельности студентов отделения становится организация малых проектно-исследовательских групп, в которых студенты совместно с руководителем работают над определенной темой социального проекта, так или иначе связанной с архитектурой города, его проблемами и историей. Как правило, в группах работают от 3-х до 6-и человек, но в отдельных случаях на начальном этапе в работе может участвовать и группа в составе 20-25 человек. Студенты занимаются анкетированием, обмерными работами, подготовкой графической и презентационной части. Студенческие проектные группы очень мобильны, сохраняя свой костяк на период обучения в колледже, они, как правило, проходят путь от первой учебной ступени, до реального проектирования. За это время к «старичкам» 3-4 курса присоединяется «молодежь» 1-2 курса, происходит постоянное пополнение и накопление опыта.
Мобильность студенческих проектно - исследовательских групп позволяет быстро реагировать на требования, предъявляемые к современным выпускникам работодателями, социальными партнерами колледжа. В первую очередь это касается архитекторов, градостроителей, ландшафтных дизайнеров. Наиболее остро в настоящее время стоит проблема подготовки и воспитания современных специалистов, работающих в области взаимодействия природной и искусственной среды обитания человека, что привело к появлению новых направлений в проектно-исследовательской деятельности реальное проектирование в составе студенческой архитектурно-проектной мастерской (СПАМ).
Первой работой исследовательского характера в этой области стал проект «Экологические аспекты формирования ландшафтного дизайна в городской среде», занявший 1 место в Москве на 1 – й Всероссийской студенческой научно – практической конференции «Глобальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды». Затронутые в проекте проблемы были действительно глобальными, касающимися реконструктивных мер по озеленению города, созданию его зеленого каркаса. В свою очередь, от студентов все чаще слышались вопросы: «А можем ли мы создать реальные проекты, можем ли своими руками сделать то, что проектируем?» Так возник проект «Живая вода», в ходе реализации которого студенты проводили обмерные работы на родниках Пензы и Пензенской области, разрабатывали проекты реконструкции родниковых территорий и сами занимались черновой работой: расчищали завалы, убирали территорию, сажали цветы, делали подъездную дорогу к месту строительства, месили раствор. Был заключен договор о сотрудничестве с Пензенской епархией, по которому студенты ежегодно выезжают на благоустройство Святых источников. Проект по созданию комплекса для паломников в Соловцовке взял Гран – при на 4-й Международной Татлинской конференции и победил в конкурсе социальных проектов России в Волгограде «Я – гражданин России».
Впоследствии проект «Живая вода» стал составляющей частью большого социального проекта «Взаимодействие природной и искусственной среды обитания человека». Этот проект является связующим звеном между научно-практическими изысканиями и реальным проектированием. В него вошли разделы: «Живая вода», «Пестрый мир», «Зеленый город», «Интерьер», «Наш дом».
«Пестрый мир» - это создание типовых и индивидуальных проектов по озеленению входных зон торговых и административных заведений, выполненных по заказу администрации Ленинского района. Проекты «Зеленого города» включают реконструкцию территории отдельных фрагментов парка им. В.Г.Белинского, зон отчуждения промышленных предприятий и др. Был выполнен и реализован проект по благоустройству территории санэпидемстанции.
Работы группы «Наш дом» посвящены как благоустройству территории колледжа, так и обновлению его интерьеров.
Благодаря выстроенной системы взаимоотношений с социальными партнерами у колледжа стали появляться реальные заказчики. При этом был выполнен ряд заказов как от частных лиц, так и от государственных организаций. Так был реализован проект по заказу управления дорог «Кабаний родник», который занял 2 место на конкурсе «Золотой кадровый резерв Пензы». А 1 место было присуждено проекту по созданию в Пензе модульных площадок для организации отдыха молодежи. Еще 2 крупных реальных проекта находятся на стадии эскиза:
- проект благоустройства территории городской больницы № 6 и кардиоцентра;
- проект по реконструкции входной группы в парк, площади администрации города и улицы Ленина в городе Заречном.
Успешными можно назвать разработанные социальные проекты:
«Среда и образ города», где был проведен сравнительный анализ генезиса и развития Пензы и городов нашего региона. В итоге были выработаны предложения по реконструкции исторического центра Пензы;
Работа «Родного города узоры деревянные» касалась русского деревянного зодчества в Пензе. Она заняла 2 место на Областной научно-практической конференции студентов ССУЗов и 1 место на 2-й Международной Татлинской конференции. Результатом практического воплощения научно-исследовательской работы стал выпуск Альбома проектов МАФ для оборудования детских площадок и площадок отдыха в г. Пенза.
Проект «Формирование и реконструкция Советской площади в Пензе» занял 1 место на областной конференции «Ступени в будущее» и 1 место на 3-й Международной Татлинской конференции.
Ежегодно студенты представляют свои научные и практические работы на Областных, Всероссийских и Международных конференциях В.Е. Татлина
В планах проектной группы благоустройство территории родников в районе Бугровки по заказу Ленинской администрации г.Пенза, создание детских игровых площадок и площадок отдыха при онкологическом центре в г. Пензе.
Студенческие работы находят самый широкий отклик в СМИ и поддержку административных и общественных организаций, бизнес-сообщества, многие из проектов уже реализованы, что подчеркивает их актуальность и востребованность.
Кудрявцев В.Т. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования. URL: http://www.tovievich.ru/book/4/240/1.htm
Обозов Н.Н., Шёкин Г.В. Психология работы с людьми, - Киев: МАУП, 2004
3 .Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г.Николаев; научн. ред. к.пед.н. М.Е.Кульпединова. – М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. – 92


15