Формы сетевого взаимодействияс дошкольными учреждениями микрорайона школы


Формы сетевого взаимодействия
МБОУ «СОШ № 4»
с дошкольными учреждениями
микрорайона
как условие реализации принципа преемственности ФГОС

Учитель: Горбунова Елизавета Гавриловна
МБОУ «СОШ № 4»



г.Череповец

2015 г.

«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский Наша школа работает в сотрудничестве с детскими садами вот уже лет 15. К микрорайону школы относится 7 дошкольных образовательных учреждений. Целью работы по преемственности является: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана:
1.Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе
2. Направить усилия воспитателей на формирование предпосылок учебной деятельности, выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
3.Повышение уровня компетентности педагогов в организации образовательного процесса» ДОУ-Начальная школа» через ознакомление с теоретическими и методологическими основами ФГОС НОО и ФГОС ДО.
4. Учителю начальной школы способствовать формированию положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
5.Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
6.Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Вся работа по обеспечению преемственности между детскими садами и школой № 4 строится по следующим направлениям:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми: спортивно-оздоровительное направление, предметные Олимпиады, экскурсии и т.д.
Формы работы:
Для создания единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы в начале каждого учебного года, а именно, в сентябре, в нашей школе проходит заседание «круглого стола» с администрацией ДОУ, на котором обсуждается и принимается совместный план работы на год, анализируются мероприятия прошлого года, вносятся дополнения, коррективы на предстоящий учебный год, уточняются программы дошкольного образования и начальной школы. В начале учебного года ДОУ заключают и договора о сотрудничестве со школой.
Важную роль в обеспечении преемственности играет знание содержания программ детского сада и начальной школы. Это позволяет учителю опереться на тот объём знаний, который заложен программой детского сада, скорректировать свою работу в адаптационный период, относительно уровня развития ребенка и не повторяться в содержании.
Детские сады микрорайона школы работают по разным образовательным программам. Это программа "Развитие" Учебного центра Л.А. Вергера, программа "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , "Радуга". У каждой программы свои особенности, которые необходимо знать как педагогам школы, так и воспитателям подготовительных групп нужны знания программ начальных классов нашей школы. Для установления связи и преемственности для педагогов МБОУ и ДОУ ежегодно проходят семинары по ознакомлению программ, действующих в образовательных учреждениях.
Начальная школа уже четвертый год работает по новым стандартам, а с 1 января 2014 года вступила в силу стандартизация ДО. Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования. В связи с этим в прошлом(2014 году на базе МДОУ «Детский сад № 66» прошел семинар для воспитателей по теме: «Приемы целеполагания на уроках и занятиях в соответствии с требованиями ФГОС ». на котором учителя начальных классов рассказали о формах и методах работы на различных этапах урока.
В ноябре 2014 года на базе нашей школы состоялся семинар «Психологические особенности адаптационного периода первоклассников в рамках реализации ФГОС», на котором были рассмотрены и освещены следующие вопросы: (программка- буклет прилагается)
Теоретическая часть: Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС».
Открытые уроки по теме семинара.
Обсуждение уроков в свете требований ФГОС.
«Методический инструментарий для мониторинга УУД» ( психолог)
В теоретической части были освещены вопросы новых требований кпроведению урока в свете ФГОС, учителями даны открытые уроки, где конкретно можно было увидеть и проследить данные изменения в ведении урока, деятельностный подход к преподаванию.
В 2015-2016 году планируется проведение открытых занятий воспитателями по внедрению ФГОС ДО для педагогов нашей школы. Семинары, открытые уроки и занятия педагогов позволяют сделать переход детей в школу более мягким, дают им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Учителя знакомятся с формами и методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна и нужна, чтобы помочь в выборе школы для обучения ребёнка и выборе программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое .Педагоги нашей школы выходят непосредственно на собрания в подготовительные группы, где родители могут задать учителям все интересующие их вопросы и познакомиться с образовательными программами. Встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство родителей со школой, её материально-техническим оснащением, возможностями, успехами и достижениями школы представляется родителям возможным на Дне открытых дверей, которые ежегодно проходят в нашей школе. К этому мероприятию готовимся очень тщательно, рассчитав время, т.к. пока дошкольники находятся на экскурсии по школе, для родителей в это время идет родительское собрание.
Вот пример Дня открытых дверей 2015 г.
1.Родительское собрание
а) Сведения о школе.
б) Психологическая готовность ребёнка к школе.
в). Особенности программы 21 века.
г). Особенности программы «Планета знаний.» д). Демонстрация моделей школьной формы.
е). Анкетирование родителей.
2. Экскурсия по школе.
(Задействованы следующие кабинеты ) :
кабинет начальных классов спортзал
кабинет биологии библиотека
кабинет иностранного языка кабинет информатики
Не больше 5 минут в каждом кабинете
3.Концерт
На экскурсии по школе воспитанники детских садов проходят несколько станций-кабинетов, на каждой из станций их ждет либо интерактивная игра, либо что-то занимательное и интересное, рассказывающее и раскрывающее суть предмета, который они будут изучать, придя в школу. По окончании экскурсии дети присоединяются к родителям в зале и для всех проходит концерт и активные игры для детей.
Такая форма организации Дня открытых дверей последние два года. В более ранние годы в День открытых дверей включали мини-уроки для детей и их родителей. Учителя будущих первоклассников вели уроки: ребенок совместно с родителями попадал на урок к каждому из преподавателей. Уроки длились по 15 мин. Это были три разных предмета: математика, развитие речи, окружающий мир. Тем самым родители и дети могли поближе познакомиться с учителями, увидеть их приемы работы с детьми и «выбрать» педагога для своего ребенка.
Поэтому к моменту подачи заявления о приеме в школу родители имеют полное представление о нашем учебном заведении. Сейчас мы отказались от мини - уроков, т.к. для детей организованы бесплатные курсы по подготовке к школе с октября по апрель включительно и родители и дети практически уже знают своих будущих преподавателей, т.к. они ведут у них занятия.
В школе разработана программа «Подготовка детей к школе». Упор делается на те качества, которые необходимы ребенку при поступлении в школу и являются предпосылками для осуществления новой учебной деятельности.
Периодически практикуем и такую форму работы, как посещение дошкольниками уроков в начальных классах, отчего и ученики, и дошколята приходят в неописуемый восторг. Школьники рады быть в роли «Всезнаек» и помощников для учителя. Детсадовцы чувствуют себя чуть ли не школьниками, для них все ново и интересно. Учитель организует работу на уроке таким образом, чтобы в урок были вовлечены все участники процесса. Дошколята сидят за партами в паре с учеником, а иногда и в тройке. Но в связи с тем, что в микрорайоне школы находится 7 ДОУ, а это, в среднем, 11-13 подготовительных групп и такой вид взаимодействия «ученик-дошкольник» интересен всем, возможности охвата всех желающих не представляется возможным. Хотя данная форма работы является сильным стимулом для дошкольника поменять детсадовский образ жизни на школьный.
Для более успешной адаптации детей в первом классе проводим совместные мероприятия: ярмарки, народные праздники. В нашей школе работает кружок «Театральная студия». С премьерами сказок ребята театрального кружка выходят в подготовительные группы детских садов. Так, в прошлом году, с постановкой сказки «Колобок» ученики побывали в детском саду № 93. В этом учебном году планируется пригласить дошколят в школу в апреле на премьеру театрализованного представления «Народные гуляния».
Стало традицией школы проводить в октябре каждого учебного года «Веселые старты» для дошкольников и первоклассников. Каждая подготовительная группа формирует команду. Одновременно соревнуются 4-5 команд дошкольников и команда первоклашек. Первоклассники бывают рады встрече своих воспитателей и ребят из своих детских садов. В итоге каждая команда получает грамоты за участие в соревнованиях.
МБДОУ «Детский сад № 92» проводит для подготовительной группы и наших первоклассников Спартакиаду по Зимним видам спорта. Первоклассники с удовольствием приходят в свой сад, но уже в статусе школьника и старшего по возрасту.
Перед Днем Победы на базе нащей школы проходит Смотр строя и песни первоклассников и дошкольников. Для этой цели разрабатывается положение о проведении Смотра строя и песни, в котором учитываются возрастные особенности и особенности уровня физической подготовленности выпускника ДОУ и первоклассника.
На линейку, посвященную Дню Знаний, приходят малыши подготовительных групп.
Ежегодно в школе проходят предметные Олимпиады: по развитию речи, математике и окружающему миру, что позволяет нам уже на этом этапе взаимодействия «разглядеть» одаренных детей и продумать в будущем в 1 классе дальнейшее творческое развитие этих детей.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть:
- развитие личностных качеств ребенка
- формирование предпосылок учебной деятельности дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).
Приложение:
1.Программка семинара: «Психологические особенности адаптационного периода первоклассников в рамках реализации ФГОС».
2.Фотоальбом «Детский сад-начальная школа».
3. Презентация к выступлению.
Литература:
1.Российская Федерация, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации« (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года)
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования от 6 октября 2009 г.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. 2013 г.
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003
5. Белошистая А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопр. психологии. – 2008. - № 6. - С. 39-45.
6. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс - минус. - 2012. - № 2. - С. 2-3.
7.   Веденеева И.М. Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная шк. плюс до и после. – 2010. - № 4. - С. 39-42.
8.  Волошина Л.Н. Современные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Начальная шк. – 2011. - № 6. - С. 1-3.
9. Интернет-сайты:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/06/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkoly-po-fgoshttp://www.maam.ru/detskijsad/-obespechenie-premstvenosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obschego-obrazovanija-v-sotvetstvi-s-fgos.html