Роль и место исследовательской деятельности обучающихся в системе профильного обучения химии


Шиленкова Ю.В.
МБОУ СОШ №18 им. Э. Д. Потапова
г. Мичуринск
Роль и место исследовательской деятельности обучающихся в системе профильного обучения химии.
Основная задача модернизации образования в России нацелена на создание личностно - ориентированной системы обучения, которая предполагает организацию благоприятных условий не только для коллективных занятий, но главное - для самостоятельной работы каждого школьника, предусматривает переход на профильное обучение. Что нужно современной молодежи для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Проведенное нами анкетирование показало, что наиболее популярными ответами старшеклассников являются: целенаправленно использовать полученные знания; использовать в своей деятельности новейшие технологии; грамотно работать с информацией; уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять различные факты; делать аргументированные выводы; применять полученные сведения на практике; проявлять самостоятельность в выборе решений.
Что делать школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду, чтобы все заветные желания школьников осуществились и не остались только в мечтах, чтобы созданы все условия для саморазвития, самореализации, самостоятельности, самоутверждения? Несомненно одно, предоставить школьникам возможность осуществить свои индивидуальные учебные запросы и потребности. Одной из таких возможностей является внедрение в процесс обучения исследовательских методов. В связи с этим, именно исследовательская деятельность призвана удовлетворить познавательные потребности обучающихся, раскрыть и развить их задатки, склонности и способности адаптировать учебный процесс к психологическим особенностям школьников, способствовать их творческому развитию.
Педагогу в своей работе необходимо создать такие условия, при которых школьник: охотно и самостоятельно стремился бы приобретать знания из разных источников; перерабатывать приобретенные знания, и умело пользовался ими при решении поставленных задач; развивать у себя исследовательские навыки и умения: ставить цели, задачи, грамотно и четко формулировать проблему, выдвигать гипотезу, предлагать методы и задачи исследования; правильно и химически грамотно поставить эксперимент и сделать соответствующие выводы; уметь оформить и представить свой научный труд в виде презентации; провести самоанализ, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны своей работы.
Все это можно реализовать при организации исследовательской деятельности в системе профильного образования.
Что же собой представляет исследовательская работа с точки зрения школьника и с точки зрения учителя?
1.С точки зрения школьника: это - возможность максимальногораскрытия своего творческого потенциала, это - деятельность, позволяющаяпроявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат; это - работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированнойзачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
2.С точки зрения учителя: это - интегративное дидактическоесредство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и постановки задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии; представлению результатов своей деятельности; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и не типовых ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта исследования.
Осуществление исследовательской деятельности при организации профильного обучения предполагает:
- дополнение и углубление содержания основного курса химии;
- интеграция химических, биологических, географических, физических знаний, что позволяет решить проблему межпредметного взаимодействия;
- формирование и развитие различных компетентностей у обучающихся.
В результате работы над темой учитель перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Исследовательская работа всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, она учит ребенка мобилизовывать, обобщать свои знания и умения, и вовлекать в содержание работы значительно больший объем информации, требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы. Участие в исследовательской деятельности в рамках профильного обучения развивает:
познавательную активность ученика;
творческую личность;
умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач;
умение грамотно, логично и компетентно излагать результаты исследования;
интерес к дальнейшей научной работе, что, несомненно, пригодится при выборе профессии.