Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса


Технологическая карта
как форма перспективного планирования учебного процесса
И заместитель директора школы, и учитель в условиях интенсификации и оптимизации управления начальной школой должны повышать научный уровень анализа и самоанализа урока. Поможет в этом составление технологической карты урока.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Принципы и положения для работы с технологическими картами
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»; на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»; на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока. Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Этап урока Цель
Организационный момент Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Подготовка к изучению нового материала Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
Понять проблемную ситуацию
Изучение нового материала Подведение детей к самостоятельному поиску и оцениванию информации для решения поставленных задач
Закрепление изученного материала Самостоятельное выполнение задания с последующим обсуждением. Побуждение к высказыванию своего мнения.
Сотрудничество в поиске и сборе информации
Самопроверка Осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
Итог урока. Оценивание Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Домашнее задание Создание проблем творческого и поискового характера
Карта оценки педагогических методик
Параметры оценки Критерии оценки Оценка Оценка членов группы
Актуальность методик 1. Практически неактуальны, применение ничего не изменит в вашей работе 1 2. Затрагивают неосновные моменты работы 2 3. Затрагивают основные моменты работы 3 4. Это как раз то, что надо школе 4 Новизна методик 1. Новизна на уровне терминологии 1 2. Новизна на информационном уровне 2 3. Новизна на системном уровне 3 4. Принципиальная новизна. Предлагаются новые способы работы, дающие новые результаты 4 Инструментальность1. Методики сводятся к призывам 1 2. Эффективны в «авторском исполнении» 2 3. Передаются частично, отдельными рекомендациями или нестабильны 3 4. Дают стабильные результаты 4 Понятность 1. Текст или речь напоминают словесные джунгли 1 2. Понятны отдельные куски методик, связи между разделами и системы в работе в целом нет 2 3. Методики понятны, но возникают вопросы 3 4. Методики понятны в частном и целом 4 Критерий роста 1. Методики не помогают профессиональному росту педагога 1 2. Помогают косвенно (путем облегчения труда, высвобождения времени) 2 3.Позволяют увеличить основные показатели работы, обеспечивают рост и повышают степень уверенности в себе 3 4. Позволяют выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулируют желание постоянно совершенствовать мастерство 4 Технологическая карта урока
1. Тема урока: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»
2. Ф.И.О. учителя:____________________________Класс: 2 класс. Дата: 27 октября 2011 г.
3. Учебный предмет: русский язык
4. Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений
5. Цель урока: создание условий для исследования и формирования навыков правописания безударных гласных в корне путем разрешения учебной проблемы
6. Форма урока: комбинированный
7. Оборудование урока: учебники, рабочие листы для учащихся, план ответа, таблица «Безударные гласные в корне слова», учебные принадлежности
8. Задачи урока:
- учебные: закрепить знания учащихся в определении безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова; наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение работать с планом, находить ответы на вопросы, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитательные: воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, воспитывать ответственное отношение к учебе, требовательность к себе; воспитывать уважительное отношение к окружающим
Этапы урока Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся Средства обучения
1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Отвечают на приветствие. 2. Введение в тему Формулирует задание, выдвигает проблему.
Уточняет понимание учащимися поставленной цели Определяют цель, тему урока.
Проводят параллель с ранее изученным материалом, называют правило, на которое опирались при объяснении своего выбора Слова, записанные на доске; план ответа
3. Чистописание Предлагает найти безударные гласные в корне словСоставляют, выявляют закономерность, обосновывают выбор написания и записывают цепочку букв Рабочие листы учащихся
4. Словарно-орфографическая работа Дает задание для определения слова Определяют слова, дают лексическое понятие, записывают их по памяти, проводят самопроверку Карточка, плакат с пословицей
5. Физкультминутка Произносит слова Выполняют движения, мобилизуют силу и энергию 6. Закрепление изученного материала Дает задание на поиск в тексте слов с проверяемой безударной гласной в корне и предлагает выборочно выписать однокоренные слова. Слушают стихотворение, определяют задание и высказывают свои предположения в паре Учебник, рабочие листы
7. Итог урока Дает письменное задание на карточках.
Анализирует ответы, дает оценку деятельности учащихся на уроке, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выполняют задание, проводят взаимопроверку, выставляют предварительную отметку, оценивают деятельность партнера.
Объясняют способ и правило проверки с опорой на план. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Рабочие листы, план ответа, таблица
8. Домашнее задание Формулирует и объясняет домашнее задание (найти в любимой книге 10 слов с проверяемой безударной гласной) Записывают задание, задают вопросы 9. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу_______________________________________________.
10. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
11. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
12. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей___________________________.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПроверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему заданию;
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)